Имам Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, жил в обществе, в котором была распространена полемика. В то время город Куфа был местом стечения различных сект и течений, и поэтому в начале своего пути приобретения знаний имам увлекся изучением науки калама, принимая участия в дискуссиях и защищая калам. Это было прежде того, как имам стал изучать науку фикха.
Абу Бакр бин ′Аййаш сказал: «Когда мы встретили его (впервые), он был приверженцем споров и не занимался изучением фикха».[1]
Сказал Шурейк: «Мы застали Абу Ханифу, когда он увлекался полемикой».[2]
Также аль-Хасан бин Салих сказал: «Мы застали его, увлеченным спорами».[3]
Он вступал в споры с приверженцами страстей и пререкания. Для участия в спорах он двадцать с лишним раз отправлялся в Басру. И настойчиво призывал своего сына Хаммада изучать науку калама. Хаммад сказал: «(Мой отец) Абу Ханифа приказывал мне обратиться к изучению калама», и часто побуждая, говорил: «Мой сын, изучай науку калама, ведь поистине она является величайшим пониманием».[4]
Имам Абу Ханифа считал, что наука калама является величайшим пониманием, более того, самой величайшей из всех наук, достигшей высочайшей степени. Он говорил: «Я посетил Басру более двадцати раз ради споров с многочисленными последователями страстей, и может быть провел в ней более года или около того, полагая, что наука калама является величайшей из наук».[5]
Он продолжал участвовать в спорах с поклонниками страстей, пока не стал главой в этом, на которого обращают внимание. Но затем он порвал с каламом и полемикой и обратился к изучению фикха и сунны.
Кубейса бин ′Укба сказал: «Вначале Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, препирался с приверженцами страстей, пока не стал главой в этом, на которого обращают внимание, потом оставил полемику и обратился к изучению фикха и сунны, пока не стал имамом».[6]
Что касается причины его обращения к фикху и сунне, то о ней рассказал сам имам: «Я считал, что калам является лучшей из наук и относил его к основам религии, однако после того, как потратил на него часть своей жизни, я задумался, пересмотрел свое отношение к религии и сказал (себе): «Наши предшественники из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, последователей и их последователей имели то же самое, что имеем и мы, но они были способнее, умнее и более знающими истинное положение вещей, и при этом не стали препираться ради этого и вдаваться в споры, а воздержались от этого и более того запретили это. И я увидел их глубокую занятость вопросами шариата и фикха и их речь об этом». Далее он сказал: «После того как для меня прояснилось их упомянутое положение, я оставил занятие полемикой и увлечение каламом, вернувшись на путь праведных предшественников».[7]
В другой версии говорится: «Я не видел праведных людей среди тех, кто занимается каламом, их сердца черствые, а нрав грубый. Их не беспокоит противостояние Корану, сунне и пути праведных предшественников. Если бы калам был благом, то праведные предшественники обязательно обратились бы к его изучению…».[8]
Это и есть положение приверженцев калама по причине их привязанности к нему, занятости его изучением и отдаления от Писания Аллаха[9] и сунны Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, что привело их к сомнениям, растерянности и колебаниям.[10]
Вероятно, главной причиной разрыва Абу Ханифы с наукой калама и его обращение к изучению фикха стало то, что передал аль-Хатыб аль-Багдадий со слов Зуфара бин аль-Хузейля, который сказал: «Я слышал, как Абу Ханифа говорил: «Я увлекался каламом так усердно, что достиг в нем такой степени, при которой люди обращали на меня внимание. Однажды, мы сидели недалеко от кружка Хаммада бин Абу Сулеймана, и к нам обратилась женщина, со словами: «У одного мужчины есть жена рабыня он желает развестись с ней правильно по сунне, как это сделать?». Я не знал, что ей ответить и посоветовал ей спросить об этом Хаммада, а затем сообщить мне (о его ответе). Она спросила Хаммада и он ответил: «Он должен огласить о разводе, когда она будет очищена от менструации, без совокупления, затем она выжидает два менструальных цикла и после очищения она становиться свободной для замужества». Она вернулась ко мне и сообщила об этом и тогда я сказал: «У меня нет нужды в каламе», я взял свою обувь и присел к кружку Хаммада…».[11]
После того как имам Абу Ханифа достиг степени главенства в науке калама и собрал в мечети (рядом с кружком Хаммада бин Абу Сулеймана) вокруг себя слушателей, - он разорвал все, что связывало его с каламом, и обратился к изучению фикха и сунны, став одним из учеников Хаммада бин Абу Сулеймана.
Он стал порицать знание калама после того как восхвалял его, и запрещать изучение его и обучение ему других после того как призывал своего сына Хаммада обратиться к каламу. Он приказывал своему сыну оставить калам и полемику после того как ревностно призывал изучать его.
Об этом сообщил сам Хаммад, сказав: «Однажды ко мне зашел мой отец, да смилуется над ним Аллах, в тот момент, когда у меня находилась группа последователей калама и мы вели полемику по какому-то вопросу… Мы разговаривали на повышенных тонах, и услышав его шаги в доме я вышел к нему. Отец спросил меня: «Хаммад, кто находится у тебя?». Я сказал: «Такой-то и такой-то, назвав их имена». Он спросил: «А чем вы занимаетесь?». Я ответил: «Разбираем такой-то вопрос». И тогда он сказал: «Хаммад, оставь калам». Я не припомню случая, когда мой отец смешивал противоположности, приказывая одно, а затем запрещая его. Я сказал ему: «Отец, разве не ты приказывал мне заниматься этим?». Он сказал: «Да мой сынок, но теперь я запрещаю тебе это». Я сказал: «Почему?». Он сказал: «Сынок, ты видишь этих людей, которые препираются между собою в вопросах калама, раньше были единодушными на одной религии, пока дьявол не разделил между ними и посеял в них ненависть и разногласие и тогда они разошлись…».[12]
И после того, как он считал калам великим пониманием и величайшей из наук стал считать вопросы калама всего лишь мнениями философов и новшеством, о котором не говорили праведные предшественники. А всякое новшество в религии – это ересь.
Однажды Абу Ханифу спросили о новшестве последователей калама, акциденции и физическом теле, и он ответил: «Это термины философов, а вы должны придерживаться (шариатских) текстов и пути праведных предшественников и остерегаться всякого новшества, поистине новшество это ересь».[13]
И всякий раз, когда люди спрашивали его о каламе, он призывал их следовать путем праведных предшественников и запрещал им верить в новшества. Упомянутое выше подтверждает, что Абу Ханифа действительно занимался изучением калама и стал его знатоком. Затем он стал порицать калам и запрещать его. Так же как имам Малик бин Анас порицал калам, сообщается, что он сказал: «Кто изучает религию посредством калама, то лицемер».[14]
Также он сказал: «Я запрещаю использовать калам в религии».[15]
Это указывает на то, что наука калама была известной в то время и люди изучали ее. Что касается слов аз-Захабий, который сказал: «Наука калама не существовала», то очевидно, он имеет в виду отсутствие книг и трактатов по каламу, а не его абсолютное отсутствие. Так как люди знали калам и передавали его другим устно в дискуссиях, что не оставляет сомнения в его наличии в то время.
В завершении этого исследования приведу завещание имама Абу Ханифы для его учеников, в котором он побуждает их изучать фикх и запрещает заниматься каламом и препирательством в религии.
Мухаммад бин аль-Хасан сказал: «Абу Ханифа побуждал нас изучать фикх и запрещал нам заниматься каламом».[16]
Имам говорил Абу Юсуфу: «Остерегайся говорить людям об основах религии, руководствуясь каламом. Так как они будут подражать тебе и займутся им».[17]
Ученики исполнили завещание своего учителя. Вот пример Абу Юсуфа, который запрещает полемику и споры о религии, говоря своим ученикам: «Оставьте препирательство в религии, споры и дискуссии, ведь религия ясна и понятна. Поистине, Всевышний Аллах возложил (на людей исполнение) обязанностей, узаконил для них путь, установил границы, и дозволил одно и запретил другое.
Всевышний сказал: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный». Сура: Трапеза, 3 аят.
А поэтому разрешайте то, что разрешено в Коране и запрещайте то, что запрещено в нем, исполняйте требования ясно изложенных аятов и принимайте иносказательные аяты и берите назидание из его притч. И если бы богобоязненность заключалась в препирательстве о религии, то Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники первыми устремились бы к этому. Но разве они вступали в пререкания о религии или вели тяжбу о ней?!».
Их разногласия затрагивали вопросы фикха и об этом была их речь, как разногласия в разделе имущества, молитвы, паломничества, развода и запретности и позволительности вещей, но они не расходились в вероубеждении. А поэтому проявляйте богобоязненность, подчиняйтесь Аллаху и придерживайтесь сунны — вам будет достаточно этого. И отставьте то, что привнесли в религию новаторы из споров и препирательств. Тот, кто придерживается пути Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, тому он будет защитой с позволения Аллаха. Ведь тот, кто установил его, лучше знал о том, что ему противоречит из ошибок и отклонений. Всевышний Аллах сказал в Своей Книге: «Когда ты увидишь тех, которые разглагольствуют о Наших знамениях, отвернись от них, пока они не увлекутся другим разговором». Сура: Скот, 168 аят.
А если бы Аллах пожелал, то приказал бы препираться с ними, однако Он запретил это, сказав: «Он уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они не веруют в знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы уподобитесь им. Воистину, Аллах соберет вместе всех лицемеров и неверующих в Геенне». Сура: Женщины, 140 аят.
Также Всевышний сказал: «Если они станут препираться с тобой, то скажи: «Я подчинил свой лик Аллаху вместе с теми, кто последовал за мной». Сура: Женщины, 20 аят.
И не сказал: «препирайся с ними».[18]
Абу Юсуф говорил: «Знание калама приводит к лицемерию».[19]
Он давал совет: «Не пытайся постичь религию посредством полемики, а тот, кто увлекся этим, тот стал лицемером, и не пытайся разбогатеть посредством химии, а тот, кто увлекся этим, тот обанкротился, и не пытайся найти как можно больше хадисов, так как по причине неизвестных хадисов тебя назовут лжецом».[20]
И также он говорил: «Кто стремился изучать религию с помощью калама – впал в ересь (или лицемерие), кто стремился к богатству с помощью алхимии – разорился, а тот, кто собирал редкие хадисы – стал лжецом».[21]
И сказал: «Знание калама – это невежество».[22]
[1] Замм аль-калам, аль-Харавий, каф – 194 – ба.
[2] Замм аль-калам, аль-Харавий, каф – 194 – ба.
[3] Замм аль-калам, аль-Харавий, каф – 194 – ба.
[9] Разъясняя вопрос противоречия приверженцев калама Писанию Аллаха и их дерзости в отношении Аллаха ибн ′Утейба сказал: «Я имел привязанность ко всем наукам, желая получить долю каждой из них. Ради этого я посещал собрания (приверженцев калама) и был польщен ими. Я желал уловить одну пользу или слово, которое укажет мне на благо или поведет истинным путем, но я встретил у них только дерзость в отношении к Аллаху, отсутствие богобоязненности и самоуверенность в тяжких вопросах… от чего я почувствовал скорбь и утрату». Смотри Тавиль мухталаф аль-хадис, стр – 61-62.
[10] Тому можно привести примеры, посмотри, как об этом говорит ар-Разий:
Плод предпочтения разума – путаница
И предел стремлений людских – заблуждение
Души наши в разлуке с телами
И результат мирской жизни – страдания и горе
И от поисков на протяжении всей жизни
Мы ничего не собрали, кроме «сказал» да «сказали»
Также шейх Абу Абдулла Мухаммад бин Абдулькарим аш-Шахрастани сказал:
Клянусь жизнью, я обошел все собрания
Я углубил взор в той науке
И не видел никого, кроме растерянно подпирающих подбородок ладонью
Или с сожалением скрипящих зубами
Ибн ′Акиль, характеризуя приверженцев калама жестокосердечьем и растерянностью, сказал: «Занятие каламом привело его приверженцев к сомнениям, а многих из них и к неверию. В их оговорках присутствует дух неверия. Основная причина этого – их неудовлетворенность шариатом…».
Подобную оценку дал им аль-Куртубий, сказав: «Калам привел многих из его приверженцев к неверию, а некоторых из них к пренебрежению обязательствами поклонения. Это произошло по причине их отчужденности от шариатских текстов и обращение за поиском истины в иных источниках…». Смотри Нихаяту аль-икдам, стр – 3, аль-Хамауийя, стр – 91, Таблису Иблис, стр – 93 и Фатх аль-Бари, 13/350.
By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/