Условия слов: «Нет достойного поклонения, кроме Аллаха»
شروط كلمة التوحيد "لا إله إلا الله"
Эти условия вывели мусульманские ученые из Корана и Сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Важно понимание и выполнение этих условий, а не их механическое заучивание. Правильное понимание таухида может быть достаточным для претворения в жизнь слов единобожия даже без знания условий наизусть. Неосмысленное же заучивание их будет недостаточным.
Однажды Уахбу бин Мунаббих сказали: «Разве слова «Нет бога, кроме Аллаха» не являются ключом к Раю?». На что он ответил: «Да, это так, но у каждого ключа есть зубцы. И если твой ключ имеет их, то тебе будет открыто, в противном же случае, ты не сможешь открыть».
Смысл этих слов подтверждается следующим хадисом. Передает Абу Айюуб Аль-Ансарий, что один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О посланник Аллаха! Сообщи мне, какое дело введет меня в Рай?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Поклоняйся Аллаху и не придавай Ему сотоварища, выполняй молитву, выплачивай закят и поддерживай родственные отношения» [ Приводят Аль-Бухари и Муслим ].
В этом хадисе вход в Рай обуславливается исполнением обязательств и сторонением запретов.
Эти условия также объединены в следующей стихотворной форме:
اَلْعِلْمُ وَ الْيَقِينُ وَ الْقَبُولُ
Знание, уверенность и принятие,
وَ الْاِنْقِيَادُ فَادْرِ مَا أَقُولُ
Подчинение - осмысли, что я говорю.
وَ الصِّدْقُ وَ الْإِخْلَاصُ وَ الْمَحَبَّةُ
Честность, искренность и любовь.
وَ وَفَّقَكَ اللهُ لِمَا أَحَبَّهُ
Да направит тебя Аллах к тому, что Он любит.
- Знание, противоречащее невежеству.
اَلْعِلْمُ الْمُنَافِي لِلْجَهْلِ
Аллах сказал:
«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин. Аллах знает о ваших передвижениях и вашей обители.
»
Мухаммад-Мухаммад, 47:19
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто умер, зная, что нет бога, кроме Аллаха, тот войдет в рай» [ Хадис приводит Муслим].
قَالَ رَسُولُ اللّهِ صلى الله عليه و سلم: "مَنْ مَاتَ وَهُوَ يَعْلَمُ أَنَّهُ لاَ إِلٰهَ إِلاَّ الله دَخَلَ الْجَنَّةَ".
Смысл этого знания заключается в отрицании любого ложного божества, которому могут поклоняться люди, и в подтверждении принадлежности божественности только Аллаху - истинному Богу.
- Уверенность, противоречащая сомнению.
اَلْيَقِينُ الْمُنَافِي لِلشَّكِّ
В сердце произносящего эти слова не должно быть даже малейшего сомнения в их истинности.
Аллах сказал:
«Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Именно они являются правдивыми.
»
аль-Худжурат-Комнаты, 49:15
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что я - посланник Аллаха, и если раб встретит Аллаха, не сомневаясь в этих словах, то он обязательно войдёт в рай» [ Хадис приводит Муслим].
قَالَ رَسُولُ اللّهِ صلى الله عليه و سلم: "أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلٰهَ إِلاَّ الله، وَأَنِّي رَسُولُ اللّهِ. لاَ يَلْقَى الله بِهِمَا عَبْدٌ، غَيْرَ شَاكٍ فِيهِمَا، إِلاَّ دَخَلَ الْجَنَّةَ".
Под уверенностью имеется в виду уверенность сердца.
- Принятие сердцем и произнесение их.
اَلْقَبُولُ الْمُنَافِي لِلرَّدِّ
Многобожники хорошо знали смысл этих слов, но не принимали их и противостояли пророку, да благословит его Аллах и приветствует .
Аллах сказал:
«Когда им говорили: «Нет божества, кроме Аллаха», - они превозносились
»
ас-Саффат-Выстроившиеся в ряды, 37:35
«и говорили: «Неужели мы откажемся от наших богов ради одержимого поэта?».
»
ас-Саффат-Выстроившиеся в ряды, 37:36
Как пишет Ибн Касир в толковании этих аятов, многобожники считали ниже своего достоинства произносить эти слова подобно тому, как их произносят верующие.
- Подчинение тому, на что указывают эти слова.
اَلْاِنْقِيَادُ لِمَا تَدُلُّ عَلَيْهَا هَذِهِ الْكَلِمَةُ
Если человек осознал и искренне принял эти слова, то это обязательно отразится на его деяниях и выразится в подчинении Аллаху.
Аллах сказал:
«Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему до того, как мучения явятся к вам, ведь тогда вам уже не будет оказана помощь.
»
аз-Зумар-Толпы, 39:54
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уверует ни один из вас до тех пор, пока его стремления не будут соответствовать тому, с чем я пришел» [ Приводит Ат-Табарани ].
قَالَ رَسُولُ اللّهِ صلى الله عليه و سلم: " لا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يَكُونَ هَوَاهُ تَبَعًا لِمَا جِئْتُ بِهِ ".
Разница между принятием и подчинением: принятие - подтверждение словами, а подчинение - подтверждение делами.
- Честность, противоречащая лжи.
اّلصِّدْقُ الْمُنَافِي لِلْكَذِبِ
Под лжецами имеются в виду лицемеры, которые внешне демонстрируют веру, но в душе являются неверными.
Аллах сказал:
«Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они суть неверующие.
»
аль-Бакара-Корова, 2:8
«Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого.
»
аль-Бакара-Корова, 2:9
Также Аллах сказал:
«Алиф. Лам. Мим.
»
аль-Анкабут-Паук, 29:1
«Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: «Мы уверовали»?
»
аль-Анкабут-Паук, 29:2
«Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов.
»
аль-Анкабут-Паук, 29:3
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто правдиво от всего сердца засвидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - раб и посланник Его, Аллах запретит огню касаться его» [ Хадис согласован].
قَالَ رَسُولُ اللّهِ صلى الله عليه و سلم:"ما مِنْ أَحَدٍ يَشهدُ أن لا إِلهَ إِلاّ اللّهُ وأن محمداً رسولُ اللّهِ، صِدْقاً مِن قَلبِه إِلاّ حرَّمهُ اللّهُ عَلَى النَّار".
- Искренность, противоречащая многобожию.
اَلْإِخْلَاصُ الْمُنَافِي لِلشِّرْكِ
В поклонении Аллаху должна присутствовать искренность, иначе все дела окажутся тщетными. Антагонистом искренности может выступать показуха в тех или иных видах поклонения, уничтожающая награду за деяния. Неискренний в отличие от лицемера может быть мусульманином, однако, проявляя неискренность в отдельных видах поклонения, он впадает в большой грех, но если же все его дела станут неискренними либо наряду с Аллахом он будет делить искренность между Аллахом и другими ложными богами, то такое поклонение перейдет в многобожие.
Аллах сказал:
«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы, совершать намаз и выплачивать закят. Это - правая вера.
»
аль-Беййина-Ясное знамение, 98:5
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самые счастливые люди (в день Суда) - под моим заступничеством, и это те, кто сказал: «Нет бога кроме Аллаха» искренне от сердца» [ Хадис приводит Аль-Бухари ].
قَالَ رَسُولُ اللّهِ صلى الله عليه و سلم :" أَسْعَدُ النَّاسِ بِشَفَاعَتِى يَوْمَ الْقِيَامَةِ مَنْ قَالَ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ خَالِصًا مِنْ قِبَلِ نَفْسِهِ".
- Любовь, противоречащая ненависти.
اَلْمَحَبَّةُ الْمُنَافِيَةُ لِلْبُغْضِ
Аллах сказал:
«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. Если бы беззаконники, узрев мучения, увидели, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах причиняет тяжкие мучения.
»
аль-Бакара-Корова, 2:165
Тот, кто любит Аллаха, тот отдает предпочтение тому, что любит Аллах, даже если его душа противится этому. И он ненавидит то, что ненавидит Аллах, даже если его душа склоняется к этому.
Также признаком любви к Аллаху является следование за пророком, да благословит его Аллах и приветствует.
Аллах сказал:
«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах - Прощающий, Милосердный».
»
Алю Имран-Семейство Имрана, 3:31
«Скажи: «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику». Если же они отвратятся, то ведь Аллах не любит неверующих.
»
Алю Имран-Семейство Имрана, 3:32
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человеку будут присущи три качества, то благодаря им он сможет ощутить сладость веры: если он любит Аллаха и Его посланника больше, чем всех остальных, если он любит кого-либо только ради Аллаха, и если он не желает возвращаться к неверию после того, как Аллах спас его от него, так же, как не желает он быть ввергнутым в огонь» [ Хадис приводят Аль-Бухари и Муслим ].
قَالَ رَسُولُ اللّهِ صلى الله عليه و سلم: "ثَلاثٌ مَنْ كُنَّ فيهِ وَجَدَ حَلاوَةَ الإِيمان: أَنْ يَكونَ اللَّهُ ورسولُه أحبَّ إليهِ مِمَّا سِواهُما، وأنْ يُحِبَّ المَرْءَ لا يُحِبُّهُ إلاّ لله، وأنْ يَكرَهَ أنْ يَعودَ في الكُفرِ كما يكرَهُ أنْ يُقذَفَ في النَّار".