ДОВОД ОТРИЦАЮЩИХ МУЧЕНИЯ В МОГИЛЕ
Такие философские течения, как му'тазилиты со времен Бишр Аль-Марисий, отрицают мучения в могиле, опираясь на доводы разума и интерпретируя смысл слов Аллаха на свой лад. Таким образом, слова Всевышнего:
«Там они не вкусят смерти после первой смерти. Он защитил их от мучений в Аду
»
ад-Духан-Дым, 44:56
они понимают как отрицание жизни в могилах, иначе обитатели могил вкусят смерть дважды.
Ответом на этот домысел является то, что этот аят описывает наслаждение обитателей рая, которые не вкусят смерти в раю, после того, как Аллах воскресит людей после первой смерти. Что же касается потусторонней жизни в барзах, то это не является обыденной жизнью тела и души вместе, как в мирской жизни. Все это не противоречит словам Всевышнего:
«Они скажут: «Господь наш! По Твоей воле дважды мы были мертвы, и дважды Ты оживил нас. Мы признались в своих грехах. Нет ли пути к выходу?».
»
Гафир-Прощающий, 40:11
В этом аяте под первой смертью имеется в виду - отсутствие человека прежде его сотворения, а вторая смерть - это естественная смерть человека, когда он покидает мирскую жизнь и переходит в жизнь будущую.
Второе сомнение это то, что мы не увидим явных мучений, происходящих с покойным в его могиле, если раскроем её.
Ответ на это следующим образом:
- Источником нашего знания служат Коран и Сунна, и поэтому мы обязаны верить во все достоверные сообщения, чем и отличается верующий от прочих людей.
Аллах сказал:
«Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных,
»
аль-Бакара-Корова, 2:2
«которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили,
»
аль-Бакара-Корова, 2:3
- Потусторонний мир отличается от мирской жизни. Аллах, показывая Своё могущество, скрыл от нас то, что происходит рядом с нами, тем самым, указывая на слабость нашей сущности.
- В том, что Аллах скрыл от наших глаз мучения в могиле, проявляется Его великая мудрость. Во-первых, вера в сокровенное является разделяющей гранью между верующими и неверными. И отсутствие его лишает веру всякого смысла и мудрости.
Во-вторых, если бы люди видели мучение в могиле, то оставили бы захоронение своих покойных. Как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Если бы я не опасался, что вы оставите захоронение ваших покойных, то попросил бы Аллаха, чтобы Он показал вам мучение могилы, которое я слышу» [ Муслим ].
- Достаточно много примеров из нашей жизни, когда люди не в состоянии увидеть и постичь то, что их окружает. Примером тому является мир сна. Спящий иногда может увидеть в своем сне что-то приятное и радостное, а иногда что-то совершенно противоположное этому, но никто из окружающих не подозревает о его сновидении. Также примером этого являются встречи Джибрила, мир ему, с пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, но никто из находящихся рядом с ними, не замечал его. Нечто подобное можно сказать и об электричестве, которое скрыто от наших глаз и ощутимо лишь при прикосновении к оголенным проводам, находящимся под напряжением.
Третье сомнение отрицающих мучения в могиле состоит в том, что сообщение, переданное малым числом передатчиков (хабару уахид) не принимается в вопросах убеждения. Они изобрели эту ересь для того, чтобы отвергнуть самую большую и важную часть нашей религии и с легкостью навязать свое философское убеждение неграмотным мусульманам.
Ответ можно ограничить тем, что сообщения о мучении в могиле переданы большим числом передатчиков и относятся к хабару мутаватир. Хадисы на эту тему передают более тридцати сподвижников. Но к этому необходимо добавить то, что выдуманная му'тазилитами ересь о недоказуемости хабару уахид не подкрепляется никакими доказательствами ни от разума, ни тем более от шариата.