Основы поклонения
أسس العبادة
Поклонение Аллаху строится на трех основах:
- любовь
- надежда
- страх
Без этих трех компонентов не будет считаться правильным ни один вид поклонения раба. Так же как и не поможет человеку его поклонение, если он лишится одного из них.
Один из предшествовавших ученых сказал: «Тот, кто поклоняется Аллаху с одной лишь любовью - тот лицемер, тот, кто поклоняется Аллаху с одной лишь надеждой - тот, мурджиит, тот, кто поклоняется Аллаху с одним лишь страхом - тот харурий, а тот, кто поклоняется Аллаху с любовью, надеждой и страхом - тот истинный верующий».
Любовь.
المحبة
Любовь является важнейшей из всех трех основ, в виду того, что следует любить Одного лишь Аллаха Всевышнего уже по той причине, что Он существует и дарует Своим рабам то, без чего они не смогли бы существовать и без чего не смогли бы быть счастливыми.
К примеру, человек непроизвольно начнет любить того, кто будет дарить ему тысячу рублей каждый день. Аллах же дает людям то, что купить невозможно ни за какие деньги.
Аллах сказал:
«Если вы станете считать милости Аллаха, то не пересчитаете их! Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный.
»
ан-Нахль-Пчёлы, 16:18
Та любовь, которая требуется – это любовь, порождающая смирение перед Аллахом и возвеличивание Его, которая побуждает человека делать то, что любит Аллах.
Аллах характеризует верующих;
«О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не будут бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах - Объемлющий, Знающий.
»
аль-Маида-Трапеза, 5:54
Эта любовь должна быть обоюдной, как это отмечалось в вышеприведенном аяте, и для этого необходимо знать, какие деяния являются причиной любви Аллаха к Своему рабу.
Вот некоторые из них:
Следование за пророком, да благословит его Аллах и приветствует.
Аллах сказал:
«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах - Прощающий, Милосердный».
»
Алю Имран-Семейство Имрана, 3:31
Покаяние и очищение.
Аллах сказал:
«Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: «Они причиняют страдания. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним так, как повелел вам Аллах. Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся».
»
аль-Бакара-Корова, 2:222
Упование.
Аллах сказал:
«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих.
»
Алю Имран-Семейство Имрана, 3:159
Справедливость.
Аллах сказал:
«Они охотно выслушивают ложь и пожирают запретное. Если они явятся к тебе, то рассуди их или же отвернись от них. Если ты отвернешься от них, то они нисколько не навредят тебе. Но если ты вынесешь решение, то суди их беспристрастно. Воистину, Аллах любит беспристрастных.
»
аль-Маида-Трапеза, 5:42
Терпение.
Аллах сказал:
«Сколько было пророков, рядом с которыми сражалось много набожных верующих! Они не пали духом оттого, что постигло их на пути Аллаха, не проявили слабости и не смирились. Ведь Аллах любит терпеливых.
»
Алю Имран-Семейство Имрана, 3:146
Добродетель.
Аллах сказал:
«Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро.
»
аль-Бакара-Корова, 2:195
Богобоязненность.
«О нет! Если кто выполняет обязательство и боится Аллаха, то ведь Аллах любит богобоязненных.
»
Алю Имран-Семейство Имрана, 3:76
Истинная любовь состоит в том, чтобы угодить возлюбленному, а это выражается в проявлении любви к тому, что он любит и проявлении ненависти к тому, что он ненавидит.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человеку будут присущи три качества, то благодаря им он сможет ощутить сладость веры: если он любит Аллаха и Его посланника больше, чем всех остальных, если он любит кого-либо только ради Аллаха, и если он не желает возвращаться к неверию после того, как Аллах спас его от него также, как не желает он быть ввергнутым в огонь» [ Хадис приводят Аль-Бухари и Муслим].
Тот же, кто утверждает, что он любит Аллаха без страха и надежды, является лжецом и лицемером, потому что мы видим, что тот, кто утверждает это, впадает в грехи и не придает этому никакого значения. При этом эти люди могут утверждать, что они покорны Богу. Это состояние многобожников, которые оправдываются предопределением Аллаха, говоря:
«Многобожники скажут: «Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей и не запрещали бы ничего». Таким же образом считали лжецами посланников те, кто были до них, пока они не вкусили Наше наказание. Скажи: «Есть ли у вас какое-либо знание, которое вы можете представить нам? Вы лишь следуете предположениям и лжете».
»
аль-Анам-Скот, 6:148
Их предводителем в этом является Сатана, который сказал:
«Иблис сказал: «Господи! За то, что Ты ввел меня в заблуждение, я приукрашу для них земное и непременно совращу их всех,
»
аль-Хиджр-Хиджр, 15:39
Он не признал свой грех и проявил недовольство предопределением Аллаха.
Примером таких лжецов являются иудеи, христиане и суфисты.
Аллах сообщает в Коране:
«Иудеи и христиане сказали: «Мы - сыны Аллаха и Его возлюбленные». Скажи: «Почему же Он причиняет вам мучения за ваши грехи? О нет! Вы всего лишь одни из людей, которых Он сотворил. Он прощает, кого пожелает, и причиняет мучения, кому пожелает. Аллаху принадлежит власть над небесами, землей и тем, что между ними, и к Нему предстоит прибытие».
»
аль-Маида-Трапеза, 5:18
Суфисты говорят: «Те, которые поклоняются Аллаху, желая наслаждения в раю и страшась наказания ада, являются торговцами. Настоящее же поклонение заключается в любви к Аллаху».
Также один из них сказал: «О Аллах! Я поклоняюсь лишь ради любви к Тебе, а если я буду поклоняться Тебе, желая рая, то лиши меня его, и если я буду страшиться Твоего огня, то введи меня в него».
Такие люди зачастую утверждают, что они обладают чудесами от Аллаха, а их авлия выше пророков по своей степени.Однако праведность нельзя достичь иным путем, кроме как посредством следования пророкам.
Имам Аш-Шафии сказал: «Если вы увидите человека, идущего по воде или летящего по небу, то не верьте ему, пока не узнаете, что он во всем следует посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
Надежда.
الرجاء
Аллах характеризует верующих тем, что они надеются на Него.
Аллах сказал:
«Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха, надеются на милость Аллаха. А ведь Аллах - Прощающий, Милосердный.
»
аль-Бакара-Корова, 2:218
Также Аллах сказал:
«Скажи: «Воистину, я - такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог - Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом».
»
аль-Кахф-Пещера, 18:110
Надежда должна пробуждать страх, иначе настанет хладнокровие и невозмутимость. Также и страх должен порождать надежду, в противном случае, человек придёт к отчаянию.
Всевышний сказал:
«Неужели они не опасались хитрости Аллаха? Хитрости Аллаха не опасаются только люди, терпящие убыток!
»
аль-Араф-Ограды, 7:99
Примером неправильного понимания надежды являются мурджииты, которые надеются на милость Аллаха, оставляя при этом страх перед Его наказанием, вследствие чего пренебрегают поклонением Ему.
Страх.
الخوف
Аллах вменил страх в обязанность каждому человеку, сказав:
«Мы ниспослали Таурат (Тору), в котором содержится верное руководство и свет. Покорившиеся пророки выносили по нему решения для исповедующих иудаизм. Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха. Они свидетельствовали о нем. Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня, и не продавайте Мои знамения за ничтожную цену. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими.
»
аль-Маида-Трапеза, 5:44
Также Всевышний сказал:
«Это всего лишь дьявол пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими.
»
Алю Имран-Семейство Имрана, 3:175
Но эти слова Всевышнего не означают оставление надежды, потому что о тех, кто забывает о милости Аллаха, Всевышний сказал:
«О сыновья мои! Ступайте и разыщите Йусуфа (Иосифа) и его брата и не теряйте надежды на милость Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие».
»
Йусуф-Иосиф, 12:87
Всевышний сказал:
«Он сказал: «Кто же отчаивается в милости своего Господа, кроме заблудших?!».
»
аль-Хиджр-Хиджр, 15:56
Аллах сказал:
«Воистину, те, которые трепещут от страха перед своим Господом,
»
аль-Муминун-Верующие, 23:57
«которые веруют в знамения своего Господа,
»
аль-Муминун-Верующие, 23:58
«которые не приобщают к своему Господу сотоварищей,
»
аль-Муминун-Верующие, 23:59
«которые раздают милостыню, тогда как их сердца страшатся того, что им суждено вернуться к своему Господу, -
»
аль-Муминун-Верующие, 23:60
«все они спешат вершить добрые дела и опережают в этом других.
»
аль-Муминун-Верующие, 23:61
Сообщается, что Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды я спросила посланника Аллаха: «О посланник Аллаха, человек, который упоминается в аяте: «которые раздают милостыню, тогда как их сердца страшатся» – это тот, который совершает прелюбодеяние, пьет вино и ворует?» Он ответил: «Нет, дочь ас-Сыддыка, это человек, который постится, молится, дает милостыню и после всего этого боится, что Аллах не примет эти его дела» [ Ахмад и Ат-Тирмизи]
Аль-Хасан Аль-Басри сказал про это так: «Они жили, поклоняясь Аллаху, проявляли усердие, служа Ему, и боялись, что всё это будет отвергнуто. Верующий, делая благодеяние, всегда находится в страхе, а лицемер, греша, чувствует себя в безопасности».
Объединяя страх с надеждой, Всевышний сказал:
«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили.
»
ас-Саджда-Земной поклон, 32:16
Также Аллах сказал:
«Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут близости к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться.
»
аль-Исра-Ночной перенос, 17:57
Аллах сказал:
«Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?». Воистину, поминают назидание только обладающие разумом.
»
аз-Зумар-Толпы, 39:9
Аллах сказал о пророках:
«Мы ответили на его мольбу, даровали ему Йахью (Иоанна) и сделали его жену способной на это. Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с чаянием и страхом и были смиренны перед Нами.
»
аль-Анбийа-Пророки, 21:90
Один ученый сказал: «Сердце человека на пути к Аллаху похоже на птицу. Любовь – это ее голова, а страх и надежда - ее крылья. Если с ними все в порядке - она сможет летать. Если же оторвать птице голову - она умрет, а если подрезать ей крылья, то она станет добычей любого охотника или хищника».
Настоящий верующий надеется на милость Аллаха, и это побуждает его поклоняться Аллаху с любовью и желанием встречи с Ним. Когда он чувствует страх перед наказанием Аллаха, то готов растаять от трепета перед Ним, и это также движет его к подчинению Ему. Поэтому он постоянно находится в поисках довольства Аллаха, устремляясь к Нему со страхом и надеждой.
Мудрость гласит: «Тот, кто боится сотворенного бежит от него, а тот, кто боится Творца бежит к Нему».
Таким образом, раб Аллаха обязан строить свое поклонение на этих трёх столпах: любви, надежде и страхе, претворяя в жизнь единобожие и веру.