ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ЗЛА И ЕГО ПОНЯТИЕ.
Мы верим в то, что зло нельзя относить к Всевышнему Аллаху из-за совершенства Его милосердия и мудрости. В хадисе, приведённом имамом Муслимом, говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все благо в Твоих Руках, а зло — не (относится) к Тебе».
Поэтому само по себе предопределение Аллаха ни в коей мере не является злом, ибо оно исходит из милосердия и мудрости Аллаха.
Однако злом может быть то, что проистекает от предопределения, то есть предопределённое Аллахом, ибо в молитве кунут, которой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, научил Аль-Хасана, да будет доволен им Аллах, он сказал: «...и защити нас от зла, которое Ты предустановил!» [ Ахмад и Ат-Тирмизи ].
Тем самым пророк, да благословит его Аллах и приветствует, связал зло с тем, что предопределил Аллах. Но даже это зло не является абсолютным, ибо нечто, что является злом с одной стороны, является добром с другой. Или же нечто, являющееся злом в одном месте, в другом месте несёт добро.
Засуха, болезни, бедность, опасность и прочие бедствия на земле являются злом, но они вместе с тем несут с собой добро. Аллах сказал:
«Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь.
»
ар-Рум-Римляне, 30:41
Отрезание руки вору и забрасывание камнями прелюбодея является злом в отношении вора или прелюбодея, ибо один из них лишается руки, а другой — жизни. Однако с другой стороны это является и благом для них, ибо это — искупление их грехов, и после наказания в этом мире их не постигнет наказание за этот грех в будущей жизни. Подобное также является благом из-за того, что это обеспечивает защиту имущества людей, их чести и семей.