ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО
ПРЕДИСЛОВИЕ
Хвала Аллаху! Мы воздаем Ему хвалу, просим Его о прощении и молим Его о том, чтобы Он направил нас на прямой путь. Мы прибегаем к защите Аллаха от зла наших душ и от наших дурных дел, ведь никто не собьет с пути, ведомого Аллахом, а тех, кого Он сбивает с прямого пути, никто не выведет на него. Свидетельствую, что нет божества, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его посланник, да благословит Аллах и да приветствует его самого, его семейство и его сподвижников.
Всевышний сказал:
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!
»
Алю Имран-Семейство Имрана, 3:102
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами.
»
ан-Ниса-Женщины, 4:1
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово.
»
аль-Ахзаб-Союзники, 33:70
«Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха.
»
аль-Ахзаб-Союзники, 33:71
А затем:
Аллах, Свят Он и Возвышен, не создал Свои творения ради забавы, и, поистине, в сотворении этого мироздания присутствует великая мудрость, которая несет смысл счастья в этом и ином мирах.
Аллах сказал:
«Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?».
»
аль-Муминун-Верующие, 23:115
Всевышний уже сообщил человечеству о цели сотворения джинов и людей. И это не что иное, как испытание поклонением Ему, Единственному Истинному Божеству.
Аллах сказал:
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне.
»
аз-Зарийат-Рассеивающие прах, 51:56
Аллах сказал:
«Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь,
»
аль-Мульк-Власть, 67:1
«Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он - Могущественный, Прощающий.
»
аль-Мульк-Власть, 67:2
Этот аят поясняет непоколебимую истину, на которой основывается эта жизнь. Цель существования джинов и людей заключается в воплощении в жизнь величайшей миссии - поклонении Всевышнему Творцу, как Единому Божеству - Законодателю. И тот, кто воплотил в жизнь эту цель, тот исполнил свою миссию, возложенную на него Аллахом, вследствие чего заслуживает быть счастливым в будущей жизни по милости Аллаха, а тот, кто пренебрег ею - жизнь того прошла напрасно, вследствие чего он заслуживает несчастье в будущей жизни по справедливости Аллаха.
Истинное счастье в мирской и будущей жизни заключается в том, чтобы руководствоваться законом Аллаха, донесенного человечеству Его посланниками и пророками.
Аллах сказал:
«Мы сказали: «Низвергнитесь отсюда все!». Если к вам явится руководство от Меня, то те, которые последуют за Моим руководством, не познают страха и не будут опечалены.
»
аль-Бакара-Корова, 2:38
Все пророки и посланники, начиная с Адама, мир ему, приносили людям от Аллаха одно и то же руководство – руководство единобожия, все они призывали к обожествлению Одного Аллаха по внушению Самого Всевышнего.
Аллах сказал:
«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!». Среди них есть такие, которых Аллах наставил на прямой путь, и такие, которым было справедливо предначертано заблуждение. Ступайте же по земле и посмотрите, каким был конец неверующих.
»
ан-Нахль-Пчёлы, 16:36
Определение слов акыда и таухид
تعريف العقيدة و التوحيد
Слово акыда в арабском языке происходит от глагола عَقَدَ (связывать) и означает вероубеждение, вероучение, мировоззрение, доктрина, идеология.
В терминологии шариата исламская акыда – это то, во что верит мусульманин всем своим сердцем, опираясь на достоверные сообщения Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
تعريف العقيدة شرعا:" اَلْعَقِيدَةُ الْإِسْلامِيَّةُ هِيَ ما يَنْعَقِدُ عَلَيْها قَلْبُ الْمُسْلِمِ تَصْدِيقًا بِما صَحَّ مِنْ أَخْبارِاللهِ وَ رَسُولِهِ".
Шариатское понимание этого слова соответствует его языковому значению (акыда - мировоззрение человека, которое неразрывно связано с ним).
Акыда (вероубеждение) у людей может быть различной в зависимости от их устоя мыслей и сформировавшихся ценностей.
К примеру, акыда атеиста – его неверие в Творца, акыда буддиста - обожествление Будды.
Что же касается мусульманина, то его акыдой является таухид (единобожие).
Слово таухид происходит от глагола وَحَّدَ (делать что-то единым, объединять).
В терминологии шариата единобожие – это поклонение лишь одному Аллаху, не придавая Ему сотоварища. "إِفْرَادُ اللهِ بِالْعِبَادَةِ"
Науку, изучающую вопросы исламского вероубеждения, можно назвать любым из этих двух терминов (акыдой или таухидом), так как акыда - это вероубеждение, касающееся всех аспектов религии; таухид - это вероубеждение, ставящее человека в позицию единобожия.
Акыда истинная и ложная
العقيدة الصحيحة و العقيدة الفاسدة
Акыда может быть истинной и ложной, и ее формирование обуславливается различными причинными факторами и родом источников.
Источником истинной акыды является сообщение от Самого Всевышнего Аллаха, Который не оставил Свои творения блуждать в неведении после того, как создал их. Всякий раз, когда люди отходили от Его заповедей и заблуждались в неведении, не зная смысла и цели своего существования, Аллах направлял к ним Своих посланников с ясными знамениями, наставлениями и руководством для правильного ведения мирской жизни.
Ложное вероубеждение обусловлено двумя причинами
Первая причина - это искажение божественных писаний противниками религии или духовными деятелями ради своих корыстных целей. Примером тому являются иудеи и христиане, исказившие свои божественные писания, ниспосланные Аллахом Его посланникам.
Аллах сказал:
«За то, что они нарушили завет, Мы прокляли их и ожесточили их сердца. Они искажают слова, меняя их местами, и забыли долю из того, чему их научили. Ты всегда будешь обнаруживать их измену, за исключением некоторых из них. Прости же их и будь великодушен, ведь Аллах любит творящих добро.
»
аль-Маида-Трапеза, 5:13
Аллах сказал:
«Горе тем, которые пишут Писание собственными руками, а затем говорят: «Это - от Аллаха», - чтобы купить за это ничтожную цену. Горе им за то, что написали их руки! Горе им за то, что они приобретают!
»
аль-Бакара-Корова, 2:79
Вторая причина – это влияние философских мировоззрений, которые распространялись мыслителями разных столетий [Зороастра, Конфуций, Аристотель, Маркс и др.].
Где находится истинное вероубеждение сегодня и почему оно является таковым?
Истинное вероубеждение находится в Коране, и доказательством этому служат слова Аллаха Всевышнего:
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его.
»
аль-Хиджр-Хиджр, 15:9
Сколько бы ни пытались враги ислама изменить Коран, их попытки оказывались тщетными. За весь период существования Корана, а это около 1500 лет, не изменено ни одно слово. Это является чудом Корана, и ни одна книга не выдержит критики об её неизменности, кроме Корана. Также имеется много других чудес Корана, среди которых то, что Коран не исчерпал своего потенциала, и он до Судного дня будет освещать вопросы, волнующие всех людей, главные из которых: «В чем цель жизни?», « Что будет с человеком после его смерти?».
Всевышний Аллах сказал:
«Кто же следует более правильным путем: блуждающий с опущенным лицом или идущий по прямому пути, выпрямившись?
»
аль-Мульк-Власть, 67:22
Достаточно ли знать исламское убеждение?
Одного знания истинного вероубеждения недостаточно. Доказательством данного тезиса является пример Иблиса, который знал его и был из приближенных к Аллаху, но это убеждение ему не помогло.
Аллах сказал:
«Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих.
»
аль-Бакара-Корова, 2:34
Знание истинного вероубеждения не дает пользы, если отсутствует вера в Аллаха. Тот, кто понял смысл единобожия, но не стал поклоняться Аллаху - тому не поможет это знание, как оно не помогло Фараону. Аллах сообщает об этом словами Мусы, мир ему.
Муса обращаясь к Фараону, сказал:
«Муса (Моисей) сказал: «Ты уже знаешь, что не кто иной, а только Господь небес и земли ниспослал их в качестве наглядных знамений. О Фараон! Я полагаю, что тебя постигнет погибель».
»
аль-Исра-Ночной перенос, 17:102
Также иудеи, которые отвергли Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, хотя они знали, что к людям должен прийти пророк с истиной. И это по причине их гордыни, потому что он был не из них.
Всевышний сказал:
«Те, кому Мы даровали Писание, знают его (Мухаммада или Каабу), как знают своих сыновей. Однако часть их сознательно скрывает истину.
»
аль-Бакара-Корова, 2:146
Также Аллах сказал:
«Те, кому Мы даровали Писание, знают его, как знают своих сыновей. Те, которые потеряли самих себя, никогда не уверуют.
»
аль-Анам-Скот, 6:20
И еще одним подобным примером является ближайший родственник пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его дядя Абу Талиб, который не принял единобожия и умер на религии своих отцов.
Из вышесказанного приходим к выводу, что одного знания истинного вероубеждения недостаточно - необходимо иметь веру, которая подкрепляется делами.
На основании изучения Корана и Сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ученые из числа праведных предшественников вывели определение веры:
«Вера - это убеждение сердцем, произнесение языком, деяние органами тела,она увеличивается с подчинением и ослабевает от ослушания»
تعريف الإيمان: "اِعْتِقَادٌ بِالْجَنَانِ وَ نُطْقٌ بِاللِّسَانِ وَعَمَلٌ بِالْأَرْكَانِ, يَزِيدُ بِالطَّاعَةِ وَ يَنْقُصُ بِالْمَعْصِيَةِ".
Вера в этом значении является обязательством, возложенным Аллахом на Своих рабов, которое они должны претворять в жизнь своими душами и телами,и охватывает всю религию. Что же касается веры в значении принятия и подтверждения сообщений, то эта вера имеет шесть столпов, о которых сообщил Аллах Всевышний и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует. В этом значении вера является частью или степенью религии.
Всевышний сказал:
«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные.
»
аль-Бакара-Корова, 2:177
Аллах сказал:
«Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению.
»
аль-Камар-Месяц, 54:49
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вера - это, когда ты веришь в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников, Последний день и предопределение, с его добром и злом» [ Муслим]
قال رسولُ اللهِ صلى الله عليه و سلم :« الإِيمَانُ أَنْ تُؤْمِنَ بِاللَّهِ وَمَلاَئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَتُؤْمِنَ بالْقَدَرِ خَيْرِهِ وَشَرِّهِ ».