6, Фатиха-Открывающая

الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«Хвала Аллаху, Господу миров».
الْحَمْدُ – благодарность, хвала только Аллаху и никому другому из тех кому поклоняются, помимо Аллаха. Так как Аллах наделил своих рабов неисчислимыми милостями, количество которых не знает никто кроме Него. И за то, что Он создал человека и подчинил его органы и наделил человека уделом в этом мире. И за то, что указал на пути, ведущие к вечной жизни в райских садах.
Сказал ибн Джарир: لِلَّهِ الْحَمْدُ Аллах восхвалил себя и велел своим рабам восхвалять Его, как будто он сказал: говорите «Хвала Аллаху».
Разница между словами الْحَمْدُ и الشُّكْرُ.

  •  Ибн Джарир привел, что они имееют одинаковый смысл.
  •  Ибн Касир сказал, что ученые разделяют между ними.

الْحَمْدُвосхваление словами за восхваляемое действие, за переходные и непереходные качества.
الشُّكْرُвосхваление, благодарность за переходные качества словами, сердцем или частями тела.

  • С одной стороны «хамд» шире по смысле чем «шукр», так как охватывает и переходные и непереходные качества. Например восхвалил (хамд) его за верховую езду и восхвалил за щедрость.
  • Но с другой стороны «хамд» совершается только языком, а «шукр» и языком и сердцем и органами тела.
  • Нельзя сказать отблагодарил (шукр) на верховую езду, но можно отблагодарил за щедрость.

А что касается «мадха» (الْمَدحُ), то оно еще шире по смыслу, чем «хамд». Так как , этим словом можно хвалить и живого и мертвого, а также неодушевленные предметы, как еда, место и оно может быть до благодеяния и после него, за переходные и непереходные качества.

 Передают со слов Джабира ибн Абдулла, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучший зикр слова لا إله إلا الله, а лучшее   дуа слова الحمد لله» (Тирмизи, 3380; ибн Маджа 3805).
Разногласие ученых, что лучше слова свидетельства или слова восхваления Аллаха.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«лучшее дуа в день Арафа и лучшее, что сказал и предыдущие пророки слова

لا إله إلا الله» (Тирмизи, 3585).

Сура «Фатиха»
 Алиф и лям в слове الحمد, имеют смысл «охватывание, включение в себя» 

                                                                                                                    (الاسْتِغْرَاقُ)

всех видов восхваления.

رَبِّ الْعَالَمِينَ
الرَّبُّ - распоряжающийся владелец. В арабском языке также означает господина, и распоряжающимся с целью улучшения и исправления.
Это слово касается только Аллаха, если касается не Аллаха , необходимо отнести его к другому слову, например:
رَبُّ الدَّارِ - хозяин дома, или

                                                                                                                         رَبُّ الْمَالِ   

владелец имущества и т.д
Сказали Багави: Также это слово указывает на заботу и улучшение.

الْعَالَمِينَ    множественное число слова          الْعَالَمُ
Это все существующее, кроме Аллаха. Это разные творения Аллаха на небесах, на суше в воде, и каждое поколение также называется этим словом.

  • Ибн Аббас сказал:Господь джиннов и людей. Это также мнение Саида ибн Джубейра, Муджахида.

Их довод слова Всевышнего:
لِيَكُونَ لِلْعَالَمِينَ نَذِيراً «...чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров» (25. «Различение», 1) . 

  • Также ибн Аббас сказал: хвала Аллаху, которому принадлежат все творения, на небесах и на земле а также то что в них и между ними, которых мы знаем и которых не знаем.
  • Абу Фарра и Абу Убейд сказали: мир это то, что имеет разум и это люди, джинны, ангелы и шайтаны. А про животных не говорят, что они мир.

Слово

                                                                                                                        الْعَالَمُ

образовано от слова

                                                                                                                     الْعَلَمُ

знак, признак. Сказал ибн Касир: потому что, это знак указывающий на творца и создателя и на его единственность.

Сура «Фатиха»
الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ Милостивому, Милосердному.
Об этом аяте говорили при толковании басмалы.
Сказал Куртуби: Аллах назвал себя Милостивым, Милосердным, после слов Господь миров, для того, чтобы это было упоминанием побуждения после устрашения.
Как в словах Всевышнего:

Quran_15:49

«Сообщи Моим рабам, что Я - Прощающий, Милосердный, »
аль-Хиджр-Хиджр, 15:49

 

Quran_15:50

«но наказание Мое - наказание мучительное. »
аль-Хиджр-Хиджр, 15:50

 

 

Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Если бы верующий знал какое наказание уготовано Аллахом, то не надеялся бы никто попасть в рай.Если бы знал неверующий какова милость Аллаха, то не никто не отчаялся бы в его милости» [Муслим].
مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ
Властелину Дня воздаяния!
Крачковский, Османов и Порохова перевели,
«Властителю (царю) дня Суда!».
Имеется два вида чтения этого аята.

  •  مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ 
  •  مَلِكِ يَوْمِ الدِّينِ 

Оба вида чтения являются правильными, входят в семь видов чтения.
Как уже было сказано в первом аяте, Он- Господь всего. Здесь же выделен Судный день, так как в этот день никто не сможет претендовать на что-либо и даже не сможет сказать что–либо без дозволения Аллаха.
Сура «Фатиха»
• Всевышний Аллах сказал:

   

Quran_78:38

«В тот день, когда Дух (Джибрил) и ангелы станут рядами, не будет говорить никто, кроме тех, кому позволит Милостивый, и говорить они будут правду. »
ан-Наба-Весть, 78:38


Ибн Аббас сказал:в этот День никто не будет владеть властью вместе с Ним, как это было в мирской жизни.
 يَوْمِ الدِّينِдень расчета, отчета, возмездия. В этот день люди будут отвечать за свои поступки. И это будет в Судный день.
• Сказал Всевышний Аллах:

 

Quran_24:25

«В тот день Аллах воздаст им в полной мере по их истинному счету, и они узнают, что Аллах есть Явная Истина. »
ан-Нур-Свет, 24:25

 
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
الْكَيِّسُ مَنْ دَانَ نَفْسَهُ وَ عَمِلَ لِمَا بَعْدَ الْمَوْتِ
«Разумный тот, кто отчитывает себя и совершает дела готовясь к тому, что после смерти» [Тирмизи, 2459; ибн Маджа, 4260].
Также приводится другое толкование этого аята. «Тот кто в состоянии совершить Судный день».
Настоящий властелин и царь это Аллах. Сказал Всевышний Аллах:

Quran_59:23

«Он - Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи. »
аль-Хашр-Сбор, 59:23

 

   Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Самое ненавистное имя перед Аллахом, это когда человек называет себя царь царей и нет властелина (царя) кроме Аллаха» [Бухари, 6206; Муслим].

Называние человека в этом мире царем и владельцем, то это временное и является метафорой, образным выражением.

7, Фатиха-Открывающая
5, «Басмала»
 

By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/