«когда моря запылают (или переполнятся; или опустеют; или перемешаются; или станут красными),
»
ат-Таквир-Скручивание, 81:6
Кулиев
когда моря выйдут из берегов, (81:6) Османов
Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, и другие сказали: «Аллах нашлет на них знойный ветер, который разожжёт их и они станут пылающим огнем».
Муджахид сказал: «Запылают - значит в них будет разожжен огонь».
По мнению аль-Хасана, высохнут.
Даххак и Катада истолковали: «Вода уйдет под землю, что не останется даже и капли».
Сказал Судди: откроются и потекут.
Сказал Рабиа ибн Хусейм: переполнятся.
«когда души объединятся (праведники объединятся с праведниками, а грешники - с грешниками; или праведники соединятся с райскими гуриями, а неверующие - с дьяволами; или души соединятся с телами),
»
ат-Таквир-Скручивание, 81:7
Кулиев
когда души соединятся [с телами], (81:7) Османов
То есть объединит подобных друг с другом.
Подобно этому Аллах сказал:
«Соберите беззаконников и им подобных и тех, кому они поклонялись
»
ас-Саффат-Выстроившиеся в ряды, 37:22
Ну'ман ибн Башир передал, что Умар ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, в своей проповеди к народу прочитал аят وَإِذَا النُّفُوسُ زُوِّجَتْ «когда души объединятся», и затем сказал: «Это значит объединение сторонников: праведник объединится с праведником, а грешник присоединится к грешникам в Аду». В другом риваете сказано: «Это два человека, совершившие одно дело, и которые войдут в рай или в ад». Передано от Ибн Аби Хатима.
Передал Ауфи слова ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Это когда люди будут объединены по трем группам».
Сказал Муджахид: «Похожие между людьми будут объединены». То же самое сказали Рабиа ибн Хусейм, Хасан, Катада, его выбрал ибн Джарир, и это правильно.
Хасан Басри, Икрима, Абу Алия, Саид ибн Джубейр, Шагъби сказали: «Когда души объединятся с телами».
Было сказано: «Верующий объединится с гуриями, а неверный - с дьяволами». Это мнение привел Куртуби в «Тазкира».
«когда зарытую живьем спросят,
»
ат-Таквир-Скручивание, 81:8
«за какой грех ее убили,
»
ат-Таквир-Скручивание, 81:9
В доисламские времена (арабы) к маленьким дочерям питали ненависть и их зарывали живьем. Поэтому в День Воскресения такую девочку спросят, за какой грех она была убита. Чтобы в этом была угроза её убийце.
Когда спросят притесненного, что же тогда будет думать угнетатель?
Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, прокомментировал этот аят: وَإِذَا الْمَوْءُودَةُ سُئِلَتْ «когда зарытую живьем спросят» - т.е. она спросит. Также сказал Абу Духа, то есть спросит и потребует отомщения. Судди и Катада сказали подобное.
На эту тему существует множество хадисов.
Так, имам Ахмад сообщил со слов Аишы, да будет доволен ею Аллах, со слов Джузамы бин Вахаба, сестры Укаша, которая сказала: «Я была рядом с посланником Аллаха, благословит его Аллах и приветствует, когда он был среди людей и говорил: «Я собирался запретить вступать в половые сношения с кормящими грудью женщинами. Но потом увидел, что римляне и персы делают это и это не приносит никакого вреда детям» Затем они спросили его о газле (контрацепции), на что он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Это скрытое погребение ребенка живьем и это закопанная заживо будет спрошена» (Муслим. Абу Давуд. Тирмизи и др.).
Имам Ахмад передал от Салямы ибн Язида Джуфи: «Я и мой брат пришли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказали: «О, посланник Аллаха! Наша мать Мулейка поддерживала родственные связи, была гостеприимна, сделала много добра, она скончалась в эпоху невежества, поможет ли ей это в Судный день?». Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет». Мы тогда сказали: «Она зарыла нашу сестру в эпоху невежества. Будет ли что-нибудь ей за это?» Он сказал: «Зарывшая живьем и зарытая живьем в Аду, если только зарывшая живьем не приняла ислам и её не простил Аллах» [Ахмад, Насаи].
В другом хадисе со ссылкой на Хасна бинт Муавия Саримийя со слов её дяди, который сообщил: «Я спросил: «О, посланник Аллаха. Кто будет в раю?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Пророк в раю, шахид в раю, младенец в раю, зарытая живьем в раю» [Абу Дауд, Ахмад].
Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Дети идолопоклонников будут в раю. А кто утверждает, что они попадут в ад, тот лжет. Аллах говорит: وَإِذَا الْمَوْءُودَةُ سُئِلَتْ بِأَيِّ ذَنْبٍ قُتِلَتْ «Когда зарытую живьем спросят, за какой грех ее убили».
Передают, что Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Кайс ибн Асым пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: « О, Посланник Аллаха! Я зарыл живьем своих дочерей в доисламскую эпоху». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Освободи за каждую из них по рабу» Кайс сказал: « О, посланник Аллаха! У меня есть верблюды». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Принеси в жертву по одному верблюду за каждую из них» [Абдураззак].
«когда свитки с деяниями рабов будут развернуты,
»
ат-Таквир-Скручивание, 81:10
Даххак сказал: «Каждый человек получит свой свиток в правую руку или в левую руку».
Катада сказал: «О, сын Адама! Каждый день пишется в твоем свитке, затем будет свернут, и развернут их тебе в День Воскресения. Так пусть каждый человек смотрит, что записывается в его свитке».
«когда небо будет сдернуто,
»
ат-Таквир-Скручивание, 81:11
Кулиев
когда небо будет низринуто, (81:11) Османов
Сказал Муджахид: «Содрано».
Судди сказал: «Раскрыто».
Даххак истолковал: «Снято и удалено».
«когда Ад будет разожжен с новой силой,
»
ат-Таквир-Скручивание, 81:12
Кулиев
когда разгорится адский огонь, (81:12) Османов
Судди пояснил: «будет разожжен, раскален».
Катада сказал: «Когда он будет разведен. Его разожжет гнев Аллаха, и грехи людей».
«когда Рай будет приближен к праведникам,
»
ат-Таквир-Скручивание, 81:13
когда рай приблизится [к праведникам], (81:13) Османов
Сказали Даххак, Абу Малик и Катада: «Когда рай будет приближен к его обитателям».
«тогда познает душа, что она принесла.
»
ат-Таквир-Скручивание, 81:14
Кулиев
тогда познает каждая душа, что она уготовила себе [деяниями своими]. (81:14) Османов
Когда начнут происходить описанные события, каждая душа узнает, что она делала, и ей будeт принесены все дела. Подобно этому Аллах сказал:
«В тот день, когда каждая душа увидит все добро и зло, которое она совершила, ей захочется, чтобы между ней и между ее злодеяниями было огромное расстояние. Аллах предостерегает вас от Самого Себя. Аллах сострадателен к рабам.
»
Алю Имран-Семейство Имрана, 3:30
а также:
«В тот день человеку возвестят о том, что он совершил заранее и что оставил после себя.
»
аль-Кийама-Воскресение, 75:13
Зейд ибн Аслям передал со слов своего отца, что когда была ниспослана сура « Скручивание», когда он дошел до аята:
عَلِمَتْ نَفْسٌ مَا أَحْضَرَتْ «Тогда познает душа, что она принесла» Умар сказал: «Все было сказано ради этого».