«Но нет! Клянусь вечерней зарею!
»
аль-Иншикак-Разверзнется, 84:16
Джаухарий сказал, что الشَّفَقُ это остатки света солнца и его красноты в начале ночи до наступления полной темноты.
Также Икрима сказал, что الشَّفَقُ бывает между заходом солнца и темнотой (между вечерним намазом и ночным намазом).
Приводится со слов Абдулла ибн Амра, что Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Время вечернего намаза (магриба) продолжается вплоть до исчезновения вечерней зари» [Муслим].
Это все подтверждает слова Халиля и Джаухари.
Но также достоверно, что Муджахид сказал, что «Клянусь вечерней зарею!» - это весь день (светлая часть суток).
В другом риваяте Муджахид сказал, что الشَّفَقُ – это солнце. Оба этих мнения привел ибн Абу Хатим.
Это мнение основано на сравнении этого аята со следующим «Клянусь ночью и тем, что она собирает», как будто Аллах поклялся светом и темнотой.
Сказал ибн Джарир: Аллах поклялся уходящим днем и наступающей ночью.
Сказал ибн Джарир: сказали другие ученые: الشَّفَقُ – это охватывает и красноту и белизну. Также было сказано, что это – слово, имеющее противоположные смыслы.
«Клянусь ночью и тем, что она собирает!
»
аль-Иншикак-Разверзнется, 84:17
«Клянусь луной в полнолуние!
»
аль-Иншикак-Разверзнется, 84:18
«Вы переходите из одного состояния в другое.
»
аль-Иншикак-Разверзнется, 84:19
Сказал Шагъби: «لَتَرْكَبُنَّ طَبَقاً عَن طَبَقٍ» ты будешь переходить от одного неба к другому.
Также сказали Ибн Масуд, Масрук и Абу Алия: от неба к небу.
Ибн Касир сказал: они имели в виду ночь вознесения.
Абу Исхак и Судди передали слова ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: из положения в положение.
Сказал Судди: дела тех, кто был до вас, одно за другим.
Сказал ибн Касир: как будто он имел в виду достоверный хадис: «Поистине, вы непременно последуете обычаям тех, кто был до вас – пядь за пядью, локоть за локтем. И даже если они залезут в нору ящериц, то и тогда вы последуете за ними». Люди спросили: «О, Посланник Аллаха! Это за иудеями и христианами?» Он ответил: «А за кем же еще?» [Бухари, 3456; Муслим, 2669].
Сказал Макхуль: каждые двадцать лет вы будете придумывать то, что у вас не было.
Сказал Абдулла: небо вначале потрескается, затем покраснеет, затем будет менять цвет за цветом.
Саид ибн Джубейр сказал, что здесь говорится, что люди были презренными в земной жизни, поднимутся в Последней жизни, а кто был уважаемым – в Последней жизни подвергнется унижению.
Икрима сказал: «طَبَقًا عَنْ طَبَق» «из одного состояния в другое» значит из одной стадии в другую: отнятие от груди после грудного вскармливания, старость после молодости.
Хасан Басри сказал: «Облегчение после трудности и трудность после легкости, богатство после бедности и бедность после богатства, здоровье после болезни и болезнь после здоровья».
Ибн Джарир считал, что ближе всего к истине были те, кто истолковал этот аят следующим образом: «Мухаммад, вы переходите из одного состояния в другое, из одной невзгоды к другой. Хотя это обращение направлено к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, но оно также имеет отношение ко всем людям, которые почувствуют много трудностей в День Воскресения».
«Почему же они не веруют
»
аль-Иншикак-Разверзнется, 84:20
«и не падают ниц, когда им читают Коран?
»
аль-Иншикак-Разверзнется, 84:21
«Но неверующие считают это ложью,
»
аль-Иншикак-Разверзнется, 84:22
«Аллаху же лучше знать, что они хранят (какие добрые и злые деяния они совершают).
»
аль-Иншикак-Разверзнется, 84:23
«Обрадуй же их мучительными страданиями,
»
аль-Иншикак-Разверзнется, 84:24
«кроме тех, которые уверовали и совершали праведные деяния. Им уготована награда неиссякаемая.
»
аль-Иншикак-Разверзнется, 84:25
«Счастливые же пребудут в Раю. Они пребудут там вечно, пока существуют небеса и земля, если только твой Господь не пожелает иного. Это будет неиссякаемый дар.
»
Худ-Худ, 11:108
Пользы, извлекаемые из этих аятов:
1. Аллах клянется Своими творениями как вечерняя или утренняя заря, ночью и полной луной. Все это - чтобы показать постоянные изменения в этом мире. И человек также постоянно испытывает это.
2. Разногласие ученых в толковании слова الشَّفَق. И из-за этого есть разногласие в том, когда выходит время вечернего намаза (магриб) и наступает время ночного (иша).
3. Люди, которые не видят эти изменения и не понимают их - не веруют во Всевышнего Аллаха.
4. Обязательность или желательность совершения саджда (земного поклона) после прочтения определенных аятов в Коране.
5. Аллах знает все о своих рабах.
6. Аллах приготовил верующим нескончаемую награду.
By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/