«Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: «Господь мой почтил меня!».
»
аль-Фаджр-Заря, 89:15
Аллах опровергает убеждение человека, который думает, что если Аллах наделил его большим уделом и сделал богатым - это является признаком почтения. На самом деле это является испытанием и проверкой человека.
Всевышний сказал:
«Неужели они думают, что Мы поддерживаем их богатством и сыновьями,
»
аль-Муминун-Верующие, 23:55
«потому что спешим одарить их благами? О нет! Однако они не ощущают этого!
»
аль-Муминун-Верующие, 23:56
«Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: «Господь мой унизил меня!».
»
аль-Фаджр-Заря, 89:16
С другой стороны, Аллах опровергает убеждение человека, который думает, что если Аллах ограничил его удел, сделав бедным - это является признаком унижения. На самом деле это является испытанием и проверкой человека.
Поэтому далее Аллах говорит: «Вовсе нет», то есть на самом деле все не так, как думает человек, ни в первом, ни во втором случае. Аллах дает богатство и тому, кого Он любит, и тому, кого не любит. И не дает богатство и тем, кого любит и тем, кого не любит.
Основа во всем этом -что нужно быть покорным Аллаху в обоих случаях. Если человек богатый, то должен благодарить Аллаха, если же бедный - должен терпеть.
«Но нет! Вы же сами не почитаете сироту,
»
аль-Фаджр-Заря, 89:17
В аяте - приказ заботиться о сироте.
Приводится хадис, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я и попечитель сироты (близки) в раю, как (близки друг к другу) эти два» и соединил между указательным и средним пальцами [Бухари, 5304; Абу Дауд, 5150].
«не побуждаете друг друга кормить бедняка,
»
аль-Фаджр-Заря, 89:18
То есть вы не велите хорошо относится к бедным и нуждающимся, и не побуждаете к этому друг друга.
(Эти два аяты похожи на аяты в суре 107 «Подаяние»:
«Это - тот, кто гонит сироту
»
аль-Маун-Мелочь, 107:2
и не побуждает накормить бедняка
«и не побуждает накормить бедняка.
»
аль-Маун-Мелочь, 107:3
«жадно (или целиком) пожираете наследство
»
аль-Фаджр-Заря, 89:19
(Кулиев)
присваиваете алчно [и без разбору] наследство [сирот и жен] (89:19) (Османов)
التُّرَاثَ – мирас, наследство.
أَكْلاً لَّمّاً – не обращая внимания, каким путем оно пришло, дозволенным или недозволенным.
(لَّمّاً – сильно или полностью).
(التُّرَاثَ – то, чем Аллах наделил человека).
«и страстно любите богатство.
»
аль-Фаджр-Заря, 89:20
(Аят похож на слова Всевышнего в суре 100 «Мчащиеся», 8 аят
«Воистину, он страстно любит блага.
»
аль-Адийат-Скачущие, 100:8
«Но нет! Когда земля разобьется и превратится в песок.
»
аль-Фаджр-Заря, 89:21
(Кулиев)
Но ведь следует [вести себя] не так! Когда рассыплется земля во прах, (89:21) (Османов)
Аллах сообщает об ужасных событиях, которые произойдут в Судный день.
كَلاَّ – поистине.
Когда земля выровняется, и когда горы и земля сравняются, и когда люди выйдут из могил к своему Господу.
(Глагол دّكَّ означает, разбивать, дробить, разрушать, выравнивать. Смысл аята: когда земля содрогнется, все на ней разрушится и она выровняется).
«и твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами,
»
аль-Фаджр-Заря, 89:22
Чтобы вершить суд между его творениями. И это после того, как они будут просить заступничество пред Аллахом у лучшего из потомков Адама Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. И это после того, как они обратятся один за другим ко всем улуль-азм (обладатели решимости, это пророки Нух, Ибрахим, Муса, Иса, Мухаммад, да благословит их Аллах ). И все пророки скажут, что у них нет такого права, пока очередь не дойдет до Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и он скажет: «Я совершу это, я совершу это».
И он пойдет просить у Аллаха, чтобы Он начал расчет, и Аллах ответит на его мольбу, и начнет расчет.
И это первое из заступничеств, и это المَقَامُ الْمَحْمُود – место достохвальное.
(Это достохвальное место обещано Аллахом пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, Аллахом. Заняв его в День воскресения, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратится к Аллаху с величайшим заступничеством за людей, и все они воздадут ему хвалу. Об этом сказано в суре 17 «Перенес ночью», 79 аят:
«Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место.
»
аль-Исра-Ночной перенос, 17:79
И после этого придет Господь, чтобы произвести расчет так, как пожелает. И ангелы придут, и встанут в ряды перед ним.
«в тот день приведут Геенну, и тогда человек помянет назидание. Но к чему такое поминание?
»
аль-Фаджр-Заря, 89:23
Когда в тот день приблизят ад, тогда человек вспомнит [свои злые деяния]. Но поможет ли ему воспоминание? (89:23) (Османов).
В сборнике Муслима приводятся слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, переданные ибн Масудом: «В тот день будет приведен Джаханнам, у которого будет семьдесят тысяч поводьев. За каждый повод его будут тащить семьдесят тысяч ангелов». Также хадис привел Тирмизи (2573) и ибн Джарир Табари.
يَوْمَئِذٍ يَتَذَكَّرُ الْإِنسَانُ – «тогда человек вспомнит».
Человек вспомнит свои поступки и все то, что он совершал далеко в прошлом и совсем недавно.
Но как сможет помочь ему воспоминание?
«Он скажет: «Эх, если бы я заранее позаботился о своей жизни!».
»
аль-Фаджр-Заря, 89:24
Он воскликнет: «О, если бы я хоть что-то приберег [для] этой жизни моей!» (24) (Османов)
То есть он будет сожалеть о совершенных грехах, если он был грешником. И будет желать о том, что он мог бы совершать больше поклонений, если он был из подчиняющихся Аллаху.
Приводится что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы раб пал ниц со дня рождения и до самой смерти, поклоняясь Всевышнему Аллаху, то в День воскресения он с презрением отнесся бы к этому и пожелал бы вернуться в земную жизнь, что бы получить больше награды и воздаяния» [Ахмад]
«В тот день никто не причинит таких мучений, как Он,
»
аль-Фаджр-Заря, 89:25
Нет никого сильнее наказанием, чем Аллах, когда он наказывает тех, кто ослушался Его.
«и никто не наложит таких оков, как Он.
»
аль-Фаджр-Заря, 89:26
Никто не хватает так сильно тех, кто не уверовал в их Господа, и не накладывает оков, чем ангелы в Аду. Это касается грешников и несправедливых.
А что касается чистой, спокойной души, а это успокоившаяся, умиротворенная, непоколебимая и наполненная истины душа, то ей будет сказано:
«О обретшая покой душа!
»
аль-Фаджр-Заря, 89:27
«Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство!
»
аль-Фаджр-Заря, 89:28
Вернись к Аллаху и Его награде и тому, что Он приготовил своим рабам в раю. «Удовлетворенной» в своей душе, и «и снискавшей довольство» т.е. она довольна Аллахом и Он доволен ею и делает её довольной.
«Войди в круг Моих рабов!
»
аль-Фаджр-Заря, 89:29
«Войди в Мой Рай!
»
аль-Фаджр-Заря, 89:30
Это будет сказано в момент смерти и в День воскресения. Также, как ангелы радуют верующего во время смерти и во время выхода из могилы, то же самое будет сказано и здесь.
После этого ученые тафсира разошлись во мнениях в том, кто стал причиной ниспослания этих аятов.
Передал Даххак слова ибн Аббаса: аяты ниспосланы по причине Усмана ибн Аффана, да будет доволен им Аллах.
Сказал Бурайда ибн Хусайб: причиной является Хамза ибн Абдульмутталиб, да будет доволен им Аллах.
Передал Ауфи слова ибн Аббаса: в День воскресения душам, обретшим покой, будет сказано: «О душа, обретшая покой. Вернись к своему хозяину» т.е. в своё тело, в котором ты провела мирскую жизнь.
Приводится, что ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, эти аяты читал так:
فَادْخُلِي فِي عَبْدِي وَادْخُلِي جَنَّتِي
«Войди в моего раба и войди в мой рай»
То же самое сказали Икрима и Кяльби, и это мнение выбрал ибн Джарир. Но это мнение является слабым.
Более сильное, что войти в число приближенных рабов.
Сказал ибн Аббас, да будет доволен им Аллах: слышит и видит, наблюдает действиями своих творений, и воздает каждому в этом мире и мире вечном, согласно их стремлениям. Все создания предстанут перед ним, и он вынесет решение согласно своей справедливости, и воздаст каждому то, что он достоин. И он далек от несправедливости и деспотизма.
Пользы, извлекаемые из этих аятов:
1. Богатство и бедность являются испытанием. Целью испытания является выяснение его повиновения Аллаху. Богатство не является признаком любви Аллаха, а бедность не является признаком его гнева.
2. Если человек считает, что Аллах дал ему богатство в знак любви, он думает, что он лучше других, и поэтому не заботится о сиротах и не побуждает накормить нуждающихся.
3. Такой человек тратит свое, а также и присваивает себе чужое имущество (как наследство).
4. Верующий должен быть доволен тем, что у него есть.
5. Судный день – истина. И в этот день весь привычный для нас мир изменится.
6. Среди ученых имеются разные толкования аята «и твой Господь придет с ангелами». Некоторые говорят, что Аллах сам явится к Своим созданиям. И нужно верить в это, не сравнивая ни с чем, и не выясняя обстоятельства. Некоторые же, соблюдая эту осторожность, толковали этот аят, сказав: «Когда придет веление твоего Господа».
7.Испытание Аллаха бывает через благо и через несчастья.
Что должен делать мусульманин, если находится рядом с местом, в котором Аллах наказал людей в прошлом или в настоящем?
Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Входите в поселения тех. Кто был несправедлив к себе плача, опасаясь что вас постигнет тоже, что и их» [Бухари, Муслим]