Эта сура ниспослана в Мекке.
Причина ниспослания
Приводится со слов ибн Аббаса, что Посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, вышел в Батха и поднявшись на гору, прокричал: «Берегитесь». Курайшиты собрались вокруг него, и он сказал им: «Сообщите мне, если бы я рассказал вам, что враг собирается напасть на вас утром или вечером, вы поверили бы мне?». Они сказали: "Да". Он сказал: «Поистине, я для вас увещеватель перед наступлением суровых мучений».
Абу Ляхаб сказал: "Ты собрал нас только ради этого? Пропади ты пропадом". И Аллах ниспослал: «Да отсохнут руки Абу Ляхаба, и сам он уже сгинул» до конца суры.
Приводится в другом риваяте: и он стоял, тряс руками и говорил: "Чтобы ты был в убытке (чтобы ты сдох) до конца этого дня, ты собрал нас только ради этого?" И Аллах ниспослал: «Да отсохнут руки Абу Ляхаба, и сам он уже сгинул»[Бухари 4770, 4972].
Первая часть в аяте - дуа (мольба), а вторая - сообщение и нём.
Абу Ляхаб был одним из дядей Посланника Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, со стороны отца.
Его имя Абдульузза ибн Абдульмутталиб. Его кунья Абу Утба. Его назвали Абу Ляхабом из-за красоты его лица.
Он часто причинял вред Посланнику Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, он ненавидел его и презренно относился к нему и к его религии.
Сказал Абу Зинад: "Мне рассказал человек по имени Рабиа ибн Аббад из племени бану Диль, который был в джахилии, а потом принял Ислам. Он сказал: "Я видел Посланника Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, во времена невежества на рынке зуль-Маджаз, и он говорил людям:
«О люди! Скажите لا إله إلا الله (нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха), и вы преуспеете». И люди собрались вокруг него. А позади него стоял человек с красивым лицом, страдающий косоглазием с двумя косами и говорил: "Он вероотступник и лжец". И он постоянно ходил за Посланником Аллаха. Я спросил о нём, и мне сказали: "Это его дядя Абу Ляхаб".
Мухаммад ибн Исхак передал слова Рабиа ибн Аббада Дили, который сказал: "Я был с отцом и видел Посланника Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, который ходил к различным племенам, и вслед за ним ходил косоглазый человек с красивым лицом и длинными волосами. Посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, говорил племенам: «О сыновья такого-то (о такое-то племя), поистине, я - Посланник Аллаха и повелеваю вам поклоняться (подчиняться) единому Аллаху и не придавать ему сотоварищей. И поверьте мне и защищайте меня, пока я не исполню свою миссию». Сразу вслед за ним начинал говорить другой, который был позади его: "О, сыновья такого-то, он хочет, чтобы вы отказались от Лята и Уззы, а также от ваших союзников из числа джиннов (бану Малик ибн Акьяш) и последовали за его нововведениями и заблуждением. Не слушайте его и не следуйте за ним". Я спросил отца: "Кто это?" И он сказал: "Его дядя - Абу Ляхаб" [Ахмад, Табарани].
Толкование суры
«Да пропадут пропадом руки Абу Лахаба, и сам он пропал.
»
аль-Масад-Пальмовые волокна, 111:1
«Не спасло его богатство и то, что он приобрел (положение в обществе и дети).
»
аль-Масад-Пальмовые волокна, 111:2
Передают со слов ибн Масуда, когда Посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, призвал свой народ к иману, Абу Ляхаб сказал:"Если то, что сказал мой племянник, окажется правдой, то я выкуплю себя от мучительного наказания в Судный день своим имуществом и сыновьями (детьми)". После этого Аллах ниспослал: «Не помогло ему богатство, и он ничего не приобрел».
«Он попадет в пламенный Огонь.
»
аль-Масад-Пальмовые волокна, 111:3
«Жена его будет носить дрова,
»
аль-Масад-Пальмовые волокна, 111:4
«а на шее у нее будет плетеная веревка из пальмовых волокон.
»
аль-Масад-Пальмовые волокна, 111:5
Сказал ибн Джарир: "Она упрекала Посланника Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, в бедности, сама же она собирала дрова. Поэтому Аллах упрекнул её в этом".
Сказал ибн Касир: "Так он сказал, но не привел от кого, и первое мнение правильнее".
Сказал Саид ибн Мусайяб: "У неё было ожерелье, и она сказала, что потратит его на пути борьбы с Посланником Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, и Аллах в наказание ей сделал на её шее веревку из пальмовых волокон".
Сказал Шагъби: " مَسَدٍ – пальмовые, растительные волокна".
Сказал Урва ибн Зубейр: "Масад – цепь длиною семьдесят локтей". Сказал Саури: "Это ожерелье из огня длиною семьдесят локтей".
Сказал Джаухари: "Это волокна, а также веревка, сплетенная из пальмовых волокон или пальмовых листьев. Иногда бывает из верблюжьей кожи или верблюжьей шерсти".
Сказал Муджахид: «а на шее у нее будет плетеная веревка из пальмовых волокон»: то есть ожерелье из огня, разве ты не знаешь, что арабы называют лебедку «масадом».
Передают со слов Асма бинт Абу Бакр, что когда были ниспослано «Да отсохнут руки Абу Ляхаба, и сам он уже сгинул» одноглазая Умм Джамиль бинт Харб вышла с камнем в руке и при этом выла и кричала. И она при этом говорила: "Мы музаммама (порицаемого) отвергли, и религию его ненавидим, и повелениям его мы ослушаемся".
В это время Посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, сидел в мечети вместе с Абу Бакром. Когда Абу Бакр увидел её он сказал: "О, Посланник Аллаха! Она пришла, и я боюсь за тебя, если она тебя увидит". Посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, сказал: «Она меня не увидит», и прочитал аят Корана, защищаясь им
«Когда ты прочел Коран, Мы воздвигли между тобой и теми, кто не верит в Последнюю жизнь, невидимую завесу.
»
аль-Исра-Ночной перенос, 17:45
Некоторые ученые сказали: "Слова «а на шее у нее будет плетеная веревка из пальмовых волокон» означают, что у неё на шее будет огненная веревка из Ада, и её будут поднимать до верха, а затем будут кидать вниз до самого дна, и это будет продолжаться постоянно".
Сказали ученые, что в этой суре явное знамение и бесспорное доказательство пророчества. С тех пор, как была ниспослана эта сура, где было сообщено о их несчастье и отсутствии имана, Аллах не предопределил им обоим принятие Ислама ни внешне, ни внутренне, ни явно, ни скрыто. Это является сильнейшим доводом на пророчество Мухаммада, да благословит Его Аллах и приветствует.
Названия суры:
Эта сура была ниспослана шестой, после «Фатихи» до суры «Таквир».
Приводится, что она была ниспослана в четвёртом году пророчества.
By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/