Сураالْفَلَق«Рассвет»
Про достоинства этой суры мы говорили при толковании суры «Люди».
«Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета
»
аль-Фаляк-Рассвет, 113:1
الْفَلَقُ- Рассвет. Это Сказали Джабир, ибн Аббас, Муджахид, Саид ибн Джубейр, Хасан, Катада, Зайд ибн Аслам и другие.
Сказали Курази, ибн Зайд и ибн Джарир: "Это подобно словам Всевышнего Аллаха:
«Он раскрывает утреннюю зарю. Он предназначил ночь для покоя, а солнце и луну - для исчисления. Таково установление Могущественного, Знающего.
»
аль-Анам-Скот, 6:96
Также ибн Аббас сказал, что الْفَلَق: الْخَلْق творения, создания. То же самое сказал Даххак: "Аллах велел своему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, искать защиты от всех творений".
Сказал Кааб Ахбар: "Это дом в джаханнаме. Если он открывается, то начинают кричать все обитатели Огня из-за сильной жары".
Сказал Зайд ибн Али: "Это яма на дне джаннама, на котором есть крышка. И её убирают, выходит огонь и джаханнам начинает кричать от сильной жары". Также это приводится от Амра ибн Абаса, Судди и других.
Сказал Абу Абдурахман Хабли: "الْفَلَق – одно из названий джаханнама".
Сказал ибн Джарир: "Более правильное первое мнение, что это «рассвет»".
Сказал ибн Касир: "И это правильно, и это выбрал Бухари в своём «Сахихе»".
Сказал Шаукани в «Фатх кадир»: "Упоминание рассвета показывает, что Тот, Кто способен удалить эту сильную темноту со всего мира, Он же способен удалить от прибегающего к Нему все, чего он боится и опасается".
«от зла того, что Он сотворил,
»
аль-Фаляк-Рассвет, 113:2
То есть от зла всех творений. Сказали Сабит Бунани и Хасан Басри: "От зла джаханнама, Иблиса и его потомства".
Сказал ибн Усаймин: "От зла нафса".
Сказал ибн Кайим: " شَرِّ - это боль или то, что является причиной боли. Поэтому грехи, неверие, ширк, и все виды несправедливости - это зло, хотя у людей может быть наслаждение, но все это зло, которое является причиной боли и страдания". И он сравнил это с вкусной, но ядовитой едой.
«от зла мрака, когда он наступает,
»
аль-Фаляк-Рассвет, 113:3
Сказал Муджахид: " غَاسِقٌ - ночь, когда наступает время захода солнца". Это мнение привел Бухари.
Также сказали ибн Аббас, Мухаммад ибн Кааб Курази, Даххак, Хусайф, Хасан Басри и Катада: "Это ночь, которая приходит со своей темнотой".
Сказал Зухри: "Это солнце, когда закатывается (скрывается за горизонтом)".
Сказали Атыйя и Катада: "Когда уходит (завершается) ночь".
Сказал ибн Джарир и другие:" غَاسِقٍ - это луна".
Доказательство этого мнения - хадис со слов Аишы, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял её за руку и показал ей луну, когда она появилась и сказал: «Ищи защиты у Аллаха от зла этой луны когда она появляется» [Ахмад, Тирмизи, 3366].
Сказавшие первое мнение (что это ночь) сказали, что это не противоречит их мнению. Так как луна является знамением (знаком) ночи, и она не появляется в другое время. А также звезды появляются только ночью. И поэтому эти мнения не противоречат мнению, что в аяте имеется ввиду ночь.
«от зла колдуний, поплевывающих на узлы,
»
аль-Фаляк-Рассвет, 113:4
النَّفَّاثَاتِ Сказали Муджахид, Икрима, Хасан Басри, Катада, Хасан и Даххак: "То есть колдуньи".
Сказал Муджахид: "Когда они читают заклинания и дуют на узлы".
Приводится в хадисе, что Джибриль пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: "Ты заболел о Мухаммад?" Он ответил: «Да». Джибриль сказал:
بِاسْمِ الله أَرْقِيكَ مِنْ كُلِّ شَيْءٍ يُؤْذِيكَ، مِنْ شَرِّ كُلِّ نَفْسٍ وَ عَيْنٍ حَاسِدَةٍ، بِاسْمِ الله أَرْقِيكَ الله يَشْفِيكَ
«Именем Аллаха заговариваю тебя, от всего, что причиняет тебе страдания, от зла каждой души или глаза завистливого, именем Аллаха заговариваю тебя, пусть исцелит тебя Аллах» [Муслим, Тирмизи, 972; ибн Маджа, 3523; Ахмад].
Возможно это было тогда, когда Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, околдовали, затем Аллах исцелил его.
Передают со слов Аишы, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был околдован, и ему казалось, что он что-то делает, хотя он не делал этого (что он приближается к женщинам, хотя этого он не делал). И Он сказал: «О Аиша, знаешь ли ты, что Аллах ответил мне на то, что я просил у Него? Ко мне пришли два человека и один из них сел у головы, другой у ног. И тот, что сидел у головы сказал второму: «Что случилось с человеком?» Сказал: «Околдован». Сказал: «А кто околдовал его?» Сказал: «Лябид ибн Агсам – человек из бану Зурайк, союзник иудеев, который был лицемером». Сказал: «А что (он использовал)?» Сказал: «Гребень, очёски волос и сухую пыльцу пальмы мужского рода». Спросил: "И где же [всё это находится]?". Тот ответил: «Под камнем в колодце Зарван». [После этого] посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл [к этому колодцу] вместе с людьми из числа его сподвижников и достал его.
А потом [вернулся и] сказал [мне]: "О 'Аиша, клянусь Аллахом, [по цвету] его вода подобна настою хны, а пальмы, [растущие около] него, подобны головам шайтанов». Я спросила: "О Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не сжёг ли ты это?". [И пророк, да благословит его Аллах и приветствует] сказал: "Нет. Если говорить обо мне, то меня исцелил Аллах, а [эти вещи] я [не стал доставать, ибо] не хотел причинять людям зло, и поэтому по моему велению [колодец] засыпали" [Бухари, 5765; Муслим, Ахмад].
В тафсире Сагляби приводится эта история, где сказано, что под камнем была веревка с двенадцатью узлами, и Аллах ниспослан эти две суры, и при чтении каждого аята развязывался узел.
Сказал ибн Касир: "Сагляби его привел без иснада, и некоторые предложения не приводятся в других местах".
Сказал Шаукани в «Фатх кадир»: «Хадис привел ибн Мардавейх и Байхакы со слов Аишы и ибн Мардавейх со слов ибн Аббаса».
Также было сказано что النَّفَّاثَاتِ - это не колдуньи, а души, дующие на узлы, в этом случае это касается и мужчин и женщин.
«от зла завистника, когда он завидует».
»
аль-Фаляк-Рассвет, 113:5
В тафсире ибн Касира нет толкования этого аята.
الْحَسَدُ – зависть. Это желание удаления милости у того, кому завидуют, даже если завидующий не получит такую же (Куртуби).
Зависть - первый грех на небесах. Это когда Иблис начал завидовать Адаму, мир ему, и ослушался Аллаха. И это первый грех на земле, когда один из сыновей Адама начал завидовать своему брату и убил его.
Достоинства этих сур
В сборнике Насаи [5428], приводятся слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Читай суры «Ихлас» и муаввизатейн («Рассвет» и «Люди») вечером и утром. И этого тебе будет достаточно от всего».
Передают со слов Аишы, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда ложился в постель, поплевывал себе на руки, читая суры «Ихлас» и муаввизатейни, затем протирал руками лицо и все места, до которых доходят руки [Бухари].
Пользы извлекаемые из этой суры
- Слабость человека и его постоянная нужда в защите Аллаха.
- Подтверждение вреда сихра и сглаза. Если бы их не было, то Аллах не велел бы прибегать от них к Аллаху.
- Зависть порицаемое качество, и верующий должен остерегаться его.
- Чтение двух последних сур Корана является лечением тому, что уже случилось, а также защищает от сглаза и сихра.
Сура «Рассвет» - мекканская по мнению Хасана Басри, Икрима, Ата, Джабира и большинства ученых. А по мнению ибн Аббаса и Катады она мединская.
Сказал ибн Кайим: "Эта сура содержит в себе истигазу от всего зла в мире". Их четыре:
- Общее зло, и это зло всех творений.
- Зло ночи, когда она покрывает все мраком.
- Зло сихра (колдовства).
- Зло завистника.