Урок № 71. | Курс: "Мишкат аль-Масабих", глава «Очищение наджиса».
Протирание кожаных носков
815 – عَنِ الْمُغِيرَةَ بْنِ شُعْبَةَ، أَنَّهُ غَزَا مَعَ رَسُولِ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ غَزْوَةَ تَبُوكَ. قَالَ الْمُغِيرَةُ: فَتَبَرَّزَ رَسُولُ الله قِبَلَ الْغَائِطِ فَحَمَلْتُ مَعَهُ إِدَاوَةً قَبْلَ الْفَجْرِ، فَلَمَّا رَجَعَ أَخَذْتُ أُهَرِيقُ عَلَى يَدَيْهِ مِنَ الإِدَاوَةِ، فَغَسَلَ يَدَيْهِ وَ وَجْهَهُ وَ عَلَيْهِ جُبَّةٌ مِنْ صُوفٍ، ذَهَبَ يَحْسِرُ عَنْ ذِرَاعَيْهِ، فَضَاقَ كُمُّ الْجُبَّةِ فَأَخْرَجَ يَدَيْهِ مِنْ تَحْتِ الْجُبَّةِ وَ أَلْقَى الْجُبَّةَ عَلَى مَنْكِبَيْهِ وَ غَسَلَ ذِرَاعَيْهِ، ثُمَّ مَسَّ بِنَاصِيَتِهِ وَ عَلَى الْعَمَامَةِ ثُمَّ أَهْوَيْتُ لأَنْزِعَ خُفَّيْهِ، فَقَالَ: "دَعْهُمَا فَإِنَّي أَدْخَلْتُهُمَا طَاهِرَتَيْنِ" فَمَسَحَ عَلَيْهِمَا. ثُمَّ رَكِبَ وَ رَكِبْتُ فَانْتَهَيْنَا إِلَى الْقَوْمِ، وَ قَدْ قَامُوا إِلَى الصَّلاَةِ، وَ يُصَلِّي بِهِمْ عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنِ عَوْفٍ وَ قَدَ رَكَعَ بِهِمْ رَكْعَةً، فَلَمَّا أَحَسَّ بِالنَّبِيِّ ذَهَبَ يَتَأَخَرُ، فَأَوْمَأَ إِلَيْهِ، فَأَدْرَكَ النَّبِيُّ إِحْدَى الرَّكْعَتَيْنِ مَعَهُ. فَلَمَّا سَلَّمَ قَامَ النَّبِيُّ وَ قُمْتُ معَهُ، فَرَكَعْنَا الرَّكْعَةَ الَّتِي سَبَقَتْنَا. رَوَاهُ مُسْلِمٌ.
518 - Передают, что Мугира ибн Шугба участвовал вместе с Посланником Аллаха в походе на Табук. Мугира сказал:Посланник Аллаха выехал для справления нужды и направился к низине. И я взял с собой сосуд воды перед рассветом. Когда он вернулся я начал поливать воду на его руки из сосуда и он вымыл руки и лицо. На нем была джубба (одежда) из шерсти, и он начал открывать предплечья, но рукава были узкими поэтому он вытащил руки из под джуббы, а её закинул на плечи.
После этого он помыл руки и протер переднюю часть голову и чалму. И я пожелал снять его обувь, но он сказал мне: «Оставь их, так как я надел их будучи чистыми».Затем он протер их и сел верхом. Я также сел верхом и мы доехали до людей, которые уже совершали намаз.
Имамом был Абдурахман ибн Ауф и они уже совершили первый ракаат. Когда он узнал, что подошел Посланник Аллаха он начал отходить назад, но Посланник Аллаха указал ему остаться на своем месте. И Посланник Аллаха успел прочитать с имамом один ракаат. После приветствия он встал и я встал вместе с ним и мы совершили ракаат, который мы пропустили [ Муслим, Бухари вкратце и полностью, Абу Дауд (149), Насаи (125), ибн Маджа (545), Дарими (713), Ахмад. Это версия Муслима].
- Поход на Табук произошел в месяце раджаб девятого года по хиджре. Табук находится в 700 километрах севернее Медины.
- Желательно удалится от глаз людей для справления нужды.
- Дозволено пользоваться помощью других во время совершения омовения. Так как Мугира поливал воду Посланнику Аллаха.
- Дозволено одевать одежду, которую привезли из мест где живут не мусульмане. Так как джубба была привозная (из Шама, византийская) и большинство одежды, которую нажевали мусульмане было привозным.
- Протирание чалмы без причины не дозволено в мазхабах Абу Ханифы, Шафии и Малика. Ахмад разрешил это при условии, что чалма будет замотана и часть её будет пол подбородком.
- Посланник Аллаха в основном протирал всю голову во время омовения. Но иногда он протирал часть головы и чалму, как в этом хадисе.
- В мазхабе Шафии для того, чтобы можно было протирать обувь необходимо её надеть после завершения совершения омовения. То есть только после того как вымоет левую ногу. В мазхабе Абу Ханифы разрешено надевать обувь после омывания ноги.
- Способ протирания.
Абу Ханифа – провести линию тремя пальцами.
Шафии- все что входит под слово протирание.
Ахмад- протирание большей части.
Малик – протирание всей поверхности.
- Нельзя вставать, чтобы дочитать пропущенные ракааты до того, как имам скажет салям. В мазхабе ханафи это макрух тахриман.
- Приводится в сборнике Насаи, что Посланник Аллаха попросил Мугиру остаться с ним, а остальные продолжили идти.
- Условия для действительности протирания.
Условия принятые всеми учеными.
- Надеть, находясь в состоянии омовения; когда Мугира ибн Шу'ба поливал воду Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и помилует, и пришло время омывания ног, Мугира хотел снять обувь Пророка, да благословит его Аллах и помилует, но услышал: «Оставь их, так как я надел их находясь в состоянии омовения» [ Бухари, 206; Муслим].
Все мазхабы, кроме шафиитского ставят условием совершение омовения водой. В мазхабе шафии можно протирать обувь и после таяммума.
Все мазхабы, кроме ханафитского ставят условием совершение омовение до конца. То есть для того, чтобы можно было протирать нужно надеть обувь после того, как вымыл левую ногу.
- Чтобы обувь была чистой, не наджис. Нельзя если будет обувь из свиной кожи или из невыделанной шкуры.
- Чтобы обувь закрывала места, которые необходимо мыть, то есть чтобы закрывали стопу и щиколотки;
- Чтобы в них можно было ходить.
Ханафитский мазхаб: чтобы можно было пройти 5 ки или более (или 80 км). Если обувь не выдержит это расстояние и порвется, то её протирать нельзя. Также нельзя протирать то, что не держится на ноге. Нельзя делать обувь из стекла, дерева, железа
Шафиитский мазхаб: чтобы можно было ходить в них время протирания, сутки или трое суток. И неважно кожаные будеть обувь или из войлока или стекла.
Маликитский мазхаб: дозволено протирать все то, в чем можно ходить. Нельзя протирать если обувь бедет широкой и не будет держаться на ноге.
Ханбалитский мазхаб: чтобы обувь была кожаной или деревянной или другого крепкого материала, чтобы в ней можно было ходить и она держалась на ноге и не спадала.
Условия в которых есть разногласие.
- На носке не должно быть дыр.
Мазхабы ханафи и малики разрешают протирать если дырки будут небольшими.
Мазхабы шафии и ханбали не разрешают протирать если даже есть малеькая дырочка.
- Что бы обувь была кожаная.
В мазхабе малики дозволено протирать только кожаную обувь.
В остальных мазхабах дозволено протирать любую обувь при условии, что она препятствует попаданию на стопу воды;
- Чтобы обувь была одна. То есть не надевать поверх неё еще что-нибудь.
В мазхабе малики и более сильном мнении в мазхабе малики, что дозволено протирать если будет несколько слоев обуви.
В мазхабе ханафи для этого есть три условия.
Чтобы внешняя обувь была из кожи.
Чтобы в ней можно было ходить отдельно.
Надеть находясь в состоянии омовения.
В мазхабе ханбали если надел обувь и не нарушив омовение надел вторую дозволено протирать любую из них.
В мазхабе шафии есть четыре варианта:
Если протирать верхнюю можно, а нижнюю нельзя, то потираем верхнюю
Если протирать верхнюю нельзя, и нижнюю можно, протираем нижнюю.
Если нельзя протирать обе, то не протираем.
Если протирать можно обе. То протирание верхней по старому мнению – дозволено, по новому не дозволено. И большинство шафиитов придерживаются нового мнения Шафии.
- Чтобы обувь была дозволенной. То есть не краденой или не отнятой и т.д.
Это условие ученых маликитского и ханбалитского мазхабов.
В мазхабе ханафи и по более сильному мнению в мазхабе шафии это не является условием.
- Чтобы не был прозрачным.
В мазхабе ханафи главное, чтобы не проникала вода.
В мазхабе малики условием является кожа.
В мазхабе ханбали является условием, что бы не было видно кожи.
- Протирать кожаные носки можно после всего, что нарушает омовение, но если нарушится гусль, то необходимо их снять и помыть все тело.