Урок № 89 | Курс: "Мишкат аль-Масабих", глава "Хайд"
Имеется ввиду полное изменение времени прихода месячных. Здесь не имеется ввиду, то что разбиралось на прошлом уроке. То есть не имеется ввиду увеличение или уменьшение продолжительности месячных.
Например месячные всегда приходили с 15 по 20 число каждого месяца. И в одном из месяцев прошли с 5 по 10 или с 25 по 30 числа месяца.
Имеется несколько мнений:
- Если месячные пришли раньше срока или пришли позже, то это нормальные месячные. При условии, что до них была чистота. Это мнение ученых маликитского и шафиитского мазхабов и мнение Абу Юсуфа
- Это не считается месячными, пока это не повторится два раза. Это мнение Абу Ханифы и Мухаммада. И одно из мнений Ахмада.
- Это не считается месячными пока не повториться три раза. Это более известное мнение в ханбалитском мазхабе.
Доводы ученых придерживающихся первого мнения.
- Слова Всевышнего Аллаха: «Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: «Они причиняют страдания» [«Бакара», 222]. Если есть выделения крови, значит это месячные и неважно раньше они пришли или позже.
- Хадис Аишы, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Мы покинули Медину с единственной целью совершить хадж, а в Сарифе у меня начались месячные. Зайдя ко мне, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел, что я плачу, и спросил: «У тебя начались месячные?». Я ответила: «Да», и тогда он сказал: «Поистине, это предопределено Всевышним Аллахом дочерям Адама». Сказал ибн Кудама: по видимому у Аишы, да будет доволен ею Аллах,месячные пришли не в срок, так как она не признала их и это для неё стало тяжело. И из-за этого она заплакала и сказала: я желала бы не совершать хадж в этом году. Если бы у неё месячные приходили в одно время, она знала бы их срок и ничего не было бы сложного.
- Если бы выделения крови не считались месячными, пока не придут в одно время два или три раза, об этом сообщил бы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И это дошло бы до нас. Значит повторение не является условием. И каждое условие, которое не приводится в книге Аллаха не считается, даже если будет сто условий.
Доводы ученых придерживающихся второго мнения.
- Сарахси сказал: «Слово العَادَةُ (менструация)– образовано от слова «повторение, возвращение», и не случится повторение пока это не произойдет второй раз».
Название месячных العَادَةُ это общепринятое название, но оно не приводится ни в одном хадисе, ни в словах сподвижников.
- Сарахси сказал: «Вещь может отменить подобное или превосходящее его. Приход месячных в определенное время бесспорно из-за многочисленного повторения. Значит изменение времени требует такого же точного и бесспорного повторения».
Доводы ученых придерживающихся второго мнения.
- Слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о женщине у которой истихада: «Оставляет намаз в дни её периодов (месячных), затем совершает гусль и читает намаз, и совершает омовение перед каждым намазом» [Абу Дауд, 297]. В хадисе слово периоды (месячные) использовано во множественном числе. А в арабском языке множественное число начинается с трёх.
- Каждая вещь, в которой необходимо повторение несколько раз связано с числом три. Идда женщины прохождение трех месячных. Идда женщины у которой месячные уже завершились или еще не начались три месяца, отсрочка изменившему религию.Положения в этом вопросе отличается от намерения женщины в прекращении месячных.
- Если есть опасность для жизни или здоровья женщины.
Дозволено (а иногда становиться обязательным) принятие лекарств для прекращения месячных, опасаясь за свое здоровье, если об этом ей сообщил врач, которому можно доверять, и если беременность угрожает её жизни во время беременности или при родах. Так как совершать то, что угрожает её жизни запрещено.
Также это можно сделать если врач, которому можно доверять, сообщит, что если она забеременеет, то у неё родится ребенок с отклонениями, который не сможет жить.
Но, необходимо удостовериться в словах врача. Так как многое, что они говорят не подтверждается. И многим женщинам врачи сообщали, что будет так-то, но они беременели и рожали нормальных, здоровых детей.
Поэтому врач должен быть хорошим специалистом, вызывающим доверие, и не обязательно, чтобы он был мусульманином.
Исламская академия фикха (المجمع الفقه الإسلامي) в Мекке вынесла решение: «Что касается предохранения от беременности или откладывание беременности в единичных случаях из-за явного вреда, например если женщина не может родить нормально и будет совершена операция, чтобы достать ребенка, то это не запрещено шариатом.Также откладывание беременности из-за разных причин: шариатских или связанных с здоровьем при рекомендации опытного врача мусульманина. В некоторых случаях запрещается женщине забеременеть, если точно известно, что это навредит её здоровью и будет опасность за её жизнь и это после рекомендации опытных врачей мусульман».
- Если причиной является регулирование беременности.
Если у женщины родилось несколько детей подряд и она желает родить еще, но чуть позже, чтобы получше смотреть имеющихся детей, она имеет право использовать средства контрацепции, при согласии её мужа.При условии, что эти средства не вредят организму женщины и не приводят к бесплодию и не вредят беременности. И полагаться при этом следует на опытного врача.
Разногласие в этом вопросе опирается разногласия в дозволенности азля (العَزْل) - предохранения от беременности.
Азль – это вынимание полового органа непосредственно перед эякуляцией, чтобы семя не попало в половой орган жены.
В этом вопросе имеется три мнения ученых:
- Запрещено. Это мнение ибн Хазма.
Его довод хадис Джумамы бинт Уахб, которая рассказывала, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллаха и приветствует, на вопрос о предохранении сказал: «Это – скрытое детоубийство!» [Муслим 1442].
- Дозволено, но лучше этого не делать. Это более сильное мнение в шафиитском мазхабе.
- Дозволено, если на это согласна жена. Это мнение большинства ученых.
- Доводы разрешающих это:
Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал: "Мы предохранялись во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллаха и приветствует, а Коран ниспосылался".
А передатчик хадиса Суфьян сказал: "И если бы предохранение было запрещено, то это запретил бы Коран!" [Бухари, 5208; Муслим,1440].
В другой версии этого хадиса сообщается, что Джабир сказал: "Мы предохранялись во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллаха и приветствует, и когда ему стало известно об этом, но он не воспретил нам делать это" [Муслим, 1440].Также Джабир рассказывал, что однажды некий человек пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллаха и приветствует, и сказал: "У меня есть наложница, которая прислуживает нам и поливает наши финиковые пальмы. Я вступаю с ней в половую близость, но не хочу, чтобы она забеременела". Посланник Аллах, да благословит его Аллаха и приветствует, ответил: «Предохраняйся, если хочешь, но ее постигнет то, что ей суждено!» Тот человек удалился и не появлялся некоторое время. Затем он вновь пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллаха и приветствует, и сказал: "Моя наложница забеременела". Посланник Аллаха, да благословит его Аллаха и приветствует, ответил: «Разве я не говорил тебе, что ее постигнет то, что ей суждено?!» [Муслим, 1439].
Абу Саид Худри рассказывал, что однажды один человек пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллаха и приветствует, и спросил: «О Посланник Аллаха! У меня есть рабыня, и во время эякуляции я предохраняюсь. Я хочу только того, чего хотят остальные мужчины. Однако иудеи заявляют, что предохранение во время эякуляции равносильно убийству новорожденного". Он сказал: «Иудеи лгут! Если Аллах захочет создать ребенка, то тебе не удастся предотвратить это» [Ахмад, Абу Дауд, 2171]
- Довод тех, кто связывает его с разрешением супруги.
Умар ибн Хаттаб сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллаха и приветствует, запретил предохраняться со свободной женщиной, кроме как с ее согласия» [Ахмад, ибн Маджа, 1928]. Хадис слабый.
Сказал ибн Абдульбарр: «Нет разногласия между учеными в том, что мужчина может завершать половой акт выводом семени наружу, только с дозволения жены».
Но уже было сказано что ученые шафиитского мазхаба разрешают азль в общем не связывая с разрешением жены.