By Райхан on 24.04.2013
Category: Мишкат аль-Масабих, Хайд

82, Нахождение в мечети во время хайда

Урок № 82. | Курс: "Мишкат аль-Масабих", глава "Хайд"

549عَنْ عائشة رضي الله عنها قَالَتْ : قَالَ لِي النّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: "نَاوِلِينِي الْخُمْرَةَ مِنَ الْمَسْجِدِ"، فَقُلْتُ: إِنِّي حَائِضٌ، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: "إِنَّ حَيْضَتَكِ لَيْسَتْ فِي يَدِكِ" .رواه مسلم.

549 - Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «Подай мне коврик из мечети». Я сказала ему: «у меня месячные» Он сказал: «Твоя менструация у тебя не на руке». [Муслим (298), Абу Дауд (261), Тирмизи (134), Насаи (271), ибн Маджа (632), Дарими (771), Ахмад]

الْخُمْرَةَ   - маленький намазлык, из пальмовых ветвей и листьев, циновка.
Есть два смысла этого хадиса.

Сказал ибн Хаджар: то есть войди в мечеть возьми коврик и принеси его.

                                                     إِنَّ حَيْضَتَكِ لَيْسَتْ فِي يَدِكِ

Имеется разногласие ученых в понимании этих слов.

  1.  Твои руки чистые, так как месячные протекают в определенном месте.
  2.  Месячные не в твоих руках, то есть это предопределено Аллахом и женщина ничего не может изменить.

Имеется разногласие между учеными в дозволенности женщине входить в мечеть в дни месячных.

I-ое мнение. Женщине запрещено заходить вообще в мечеть в эти дни.

Это мнение Абу Ханифы, Малика, Шафии и Ахмада. Это мнение ибн База и ибн Усаймина.

Доводы:

  1. Умм Атыйа, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам выводить в два праздника и девочек-подростков, и тех, у кого менструация. Те, у кого была менструация, должны были избегать места, в котором совершалась молитва, но выходили, чтобы разделить благо и мольбу с мусульманами. И я спросила: «О посланник Аллаха, а если у одной из нас не окажется джильбаба (то есть выходной одежды)?» Он ответил: «Пусть одолжит у сестры"» [Бухари, 324; Муслим, 890]. Имеется ввиду не читали намаз, так как есть риваят в сборнике Муслима, где сказано: « Что касается женщин в дни месячных, то они не совершали намаз».А также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал праздничные намазы на открытом месте и не совершал их в мечети.
  2. Сказала Аиша, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Направьте двери ваших домов в другую сторону». Но сподвижники ничего не сделали, ожидая что будет ниспослано откровение отменяющее эти слова. Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах, и приветствует сказал: «Направьте двери домов в другую сторону, так как я не дозволяю мечеть женщине с месячными и оскверненному!» [Абу Дауд, 232; ибн Маджа, 645]. Некоторые ученые посчитали хадис достоверным. Это ибн Каттан, Зайлаги, Шаукани. В цепочке хадиса Абу Дауда имеется два передатчика из-за которых многие ученые посчитали хадис слабым. Это Афлят и Джасра бинт Даджаджа. Но хадисы Афлята принимаются, а хадисы Джасры нет. В цепочке ибн Маджа также есть два слабых передатчика. Это Абуль-Хаттаб аль-Хаджари и Махдудж аз-Зухали.Слабым этот хадис считали Ахмад, Бухари, Байхакый, Багави, Навави.Ибн Рушд сказал в «Бидаятуль муджтахид»: "Этот хадис знатоки хадисов считают слабым" . Слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Аише, да будет доволен ею Аллах, когда у неё начались месячные в Сарифе и она заплакала. 
  3. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Совершай все, что совершает паломник, только не совершай таваф вокруг Каабы пока не очистишься» [Бухари, 305, Муслим] Запрет совершать таваф из-за того, что для этого необходимо долго находится в мечети. И если бы причиной было опасения, загрязнения мечети, то женщине во время истихады было бы запрещено находиться в мечети.Так как передала Аиша, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал игътикаф вместе с некоторыми из жен и у неё была истихада и иногда она ставила под собой таз из-за обилия крови [Бухари, 309]
  4. Сравнение с оскверненным. Довод запрещающий джунубу находится в мечети. слова Всевышнего:
    Quran_4:43

    «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите, и, будучи в состоянии полового осквернения, пока не искупаетесь, если только вы не являетесь путником. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ваши лица и руки. Воистину, Аллах - Снисходительный, Прощающий. »
    ан-Ниса-Женщины, 4:43

Имеется два толкования аята.

  1.  Запрет совершать намаз будучи оскверненным, кроме путника который не нашел воду и совершил таяммум. Это мнение ибн Аббаса, Али (да будет доволен ими Аллах) и группы ученых из числа табиин.
  2.  Не приближайся к месту совершения намаза будучи оскверненным. Если только он не будет проходить через мечеть.

II -ое мнение. Женщине дозволено находится в мечети в эти дни.
Это мнение Дауда, ибн Хазма, ибн Мунзира и его выбрал Музани. Это передается со слов Зайда ибн Сабита.
Сторонники этого мнения в основе не нуждаются в доказательствах. Так как доказательства должен приводить запрещающий.
Ихдоводы:

 Можно ли женщине проходить через мечеть или заходить на очень короткий срок.

  1.  Нельзя. Это мнение ученых ханафитского, маликитского мазхабов и одно из мнений ученых шафиитского мазхаба.
  2.  Нежелательно. Если же есть нужда, то можно. Одно из мнений в шафиитском мазхабе.
  3.  Проходить можно если она не загрязнит мечеть. Это мнение в ханбалитском мазхабе.

Это во время выделения крови. Если же кровь прекратиться то ученые шафиитского и ханбалитского мазхабов разрешают ей проходить по мечети.
Ученые ханбалитского мазхаба разрешили женщине находится в мечети после прекращения выделения крови, если она совершит омовение.

Leave Comments