By Райхан on 08.10.2012
Category: Вступление и Фатиха

5, «Басмала»

Басмала الْبَسْمَلَةُ

بسم الله الرحمن الرحيم

Сподвижники, да будет доволен ими Аллах,  с неё начали книгу Аллаха.
Ученые сошлись в том, что она является аятом в суре «Муравьи».

Разногласие.

  1.  Отдельный аят в начале каждой суры, но не из суры.
  2.  Отдельный аят в начале суры. Ибн Аббас, ибн Умар, ибн Зубайр, Абу Хурайра, Али, Ата, Тавус, Саид ибн Джубейр, Макхуль, Зухри, Абдулла ибн Мубарак, Шафии, Ахмад, Исхак ибн Рахавейх,
  3.  Аят только в суре «Фатиха».
  4.  Не является аятом, а служит разделителем между сур. Абу Ханифа, Малик. Куртуби это мнение посчитал самым сильным.

 Сказал ибн Касир: это рассмотрено в других местах.

Передают со слов ибн Аббаса, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не знал границ суры, пока не ниспосылалась басмала (Абу Дауд, 788).
Произношение вслух связано с тем считается ли она аятом или нет.
Тот, кто не считает её аятом из «Фатихи» не произносит её вслух.

Кто считает, что она аят в начале каждой суры:

  1. произносится вслух в суре «Фатиха» и в остальных сурах. Мазхаб Шафии, это делали Абу Хурайра, ибн Умар, ибн Аббас, Муавия. Ибн Абдульбарр и Байхакы сказали, что это мнение Умара и Али. Хатыб Багдади привел, что это мнение четырех халифов. А также Саид ибн Джубейр, Икрима, Муджахид, Салим, Мухаммад ибн Кааб, Курази, ибн Сирин, Умар ибн Абдульазиз, Макхуль и другие.Их довод. Абу Хурайра совершил намаз и произнес басмалу вслух и после намаза сказал: я наиболее близкий из вас к намазу Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует (Насаи, 905; ибн Хузайма, 499; ибн Хиббан, Хаким).Приводится, что Анаса ибн Малика спросили о чтении Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует . Он сказал: его чтение было с удлинением.И прочиталبسم الله الرحمن الرحيم. И он тянулبسم اللهи тянулالرحمنи тянулالرحيم (Бухари, 5046).
  2. не произносится вслух в намазе. Мнение четырех халифов, Абдулла ибн Мугаффаля, Абу Ханифы, Ахмада, Суфьяна Саури.

Басмаля не произносится ни вслух, ни про себя.

 Это мнение Малика. Их доводы.

У Муслима есть слова:и не произносили басмалу ни в начале чтения ни в конце.Также подобное приводится со слов Абдуллаха ибн Мугаффаля у Тирмизи (244), Насаи (908), ибн Маджа (810).

 Ученые единогласны в том, что намаз считается действительным и у того, кто произносит вслух, и у того, кто произносит про себя.

Достоинства Басмалы

Передают, что Абу Тамима сказал:(Однажды, когда) я сидел в седле позади пророка, да благословит его Аллах и приветствует , его (верблюдица) споткнулась, и я воскликнул: «Да сгинет шайтан! . Посланник Аллаха сказал: «Не говори "Да сгинет шайтан!" . Если ты скажешь так, то шайтан станет (в собственных глазах) огромным и воскликнет : "(Её заставила споткнуться) моя сила!". Если же скажешь «с именем Аллаха» /Бисми-Ллях/ , то он станет (в собственных глазах) маленьким, как муха» (Ахмад). В сборнике Насаи сказано: «то шайтан станет (в собственных глазах) огромным, как дом». Это из-за влияния бараката имени Аллаха.

Поэтому произношение басмалы является желательным в начале каждого дела и слов.

  1. В начале хутбы.
  2. Перед входом в туалет, перед исправлением нужды. Передают со слов 'Али, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:            «Преградой, которая не позволит джиннам увидеть наготу любого человека, когда он зайдёт в отхожее место, послужит произношение слов "С именем Аллаха"» (Тирмизи, ибн Маджа, Ахмад).
  3. В начале омовения.«... и не полным будет омовение того, кто не произнёс в начале его имя Аллаха»(Абу Дауд, 101; Тирмизи, Хаким со слов Абу Хурайры и ибн Маджа, 399    со  слов Абу Саида Худри).
  4. При закалывании животного в мазхабе Шафии и некоторых ученых (В мазхабе Малика является обязательным, в мазхабе Ахмада и Абу Ханифы, если забудет мясо есть можно).
  5. Перед едой. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своему пасынку Умару ибн Абу Саляма:«Говори с именем Аллаха, ешь правой рукой и ешь то, что перед собой»(Муслим).
  6. Перед интимной близостью. Передают со слов ибн Аббаса, что Посланник Аллаха, да  благословит его Аллах и приветсвует, сказал: «Когда один из вас пожелает иметь близость с женой пусть скажет:

بسم الله اللهم جنبنا الشيطان و جنب الشيطان ما رزقتنا

«С именем Аллаха. О Аллах, защити нас от шайтана, а также защити от шайтана того, кем наделишь нас», и если будет у них ребенок шайтан ему не повредит(Бухари, 141; Муслим).

    Имеется два мнения, какое слово и имеется ввиду при упоминании слов «бисмиллахи».

• Глагол, начинаю с именем Аллаха. Начинаю читать с именем Аллаха.

• Исм. Начало с именем Аллаха.
الله - имя Господа. Говорят, что это величайшее имя, так как характеризуется всеми качествами. Как это приводится в суре «Хашр» (22-23). Все остальные его имена это его качества.

Как сказал Всевышний:

وَلِلّهِ الأَسْمَاء الْحُسْنَى فَادْعُوهُ بِهَا

«У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их...»
Также Всевышний сказал:

قُلِ ادْعُواْ اللّهَ أَوِ ادْعُواْ الرَّحْمَـنَ أَيّاً مَّا تَدْعُواْ فَلَهُ الأَسْمَاء الْحُسْنَى

Скажи: «Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него – самые прекрасные имена».
Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

إِنَّ لله تِسْعَةٌ وَ تِسْعِِينَ اسْمًا، مِائَةٌ إِلاَّ وَاحِدًا مَنْ أَحْصَاهَا دَخَلَ الْجَنَّةَ

«У Аллаха девяносто девять имен, сто кроме одного и кто сосчитал (выучил) их войдет в рай» (Бухари, 2736; Муслим).
В сборниках Тирмизи (3507) и ибн Маджа (3861) приводятся хадисы, где перечисляются имена Аллаха. Но в них есть разница.
Это имя которым не называли никого другого. Поэтому оно не образовано от какого-либо слова.

Это мнение некоторых ученых.

Куртуби назвал среди них Шафии, Хаттаби Газали, Джувайни, Рази и другие. Приводят слова Сибавейха и Халиля, что алиф и лям в этом слове постоянные.
Сказали другие ученые, что оно образовано от другого слова.
От слова  إِلاَهٌ Или от слова لاَهٌ или от слова الإِلَهُ

Также имеются другие мнения.


-الرَّحْمَنُ الرَّحِيمُпроизводные от слова الرَّحْمَةُ (милость) в виде преувеличения. И первое из них указывает на большую милость, чем второе.
В словах ибн Джарира Табари понимается, что мнения ученые в этом сошлись.

Leave Comments