«Когда же наступит Величайшее бедствие (День воскресения),
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:34
Это – день воскресения, как пояснил ибн Аббас. Так он назван из-за того, что он превосходит все страшные и отвратительные дела.
Подобно этому Аллах сказал:
«Час является назначенным для них сроком, и Час этот - самый тяжкий, самый горький.
»
аль-Камар-Месяц, 54:46
«в тот день человек вспомнит о том, в чем он усердствовал,
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:35
То есть когда человек вспомнит все свои дела, и хорошие и плохие.
Подобно этому Аллах сказал:
«в тот день приведут Геенну, и тогда человек помянет назидание. Но к чему такое поминание?
»
аль-Фаджр-Заря, 89:23
(Человек вспомнит, увидев свои записанные дела).
«и Ад будет ясно виден тем, кто будет видеть.
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:36
То есть он будет представлен на обозрение, и люди увидят его собственными глазами.
(Некоторые ученые сказали, что ад увидят все и мусульмане и не мусульмане. Некоторое другие сказали, что ад увидят только неверующие).
«Тому, кто преступил границы дозволенного
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:37
То есть воспротивился и ослушался.
«и отдал предпочтение мирской жизни,
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:38
То есть поставил её превыше религии и Будущей жизни.
«пристанищем будет Ад.
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:39
То есть их обиталищем станет Ад, где его едой станут плоды дерева Заккум, а питьем кипящая вода (хамим).
«Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей,
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:40
То есть: кто боялся предстать перед Господом и боялся суда Аллаха, и потому воздерживался от страстей, подчиняя их Своему Покровителю.
«пристанищем будет Рай.
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:41
То есть местом его возвращения и обителью будет просторный, огромный Рай.
«Тебя спрашивают о Часе: «Когда же он настанет?».
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:42
«К чему тебе упоминать об этом?
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:43
Кулиев.
Но что ты можешь об этом знать? (79:43) Османов
То есть ни ты, ни кто другой из творений не знает об этом, только Аллах знает точное время его наступления.
«Только твой Господь ведает об этом.
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:44
Поэтому когда Джибрил, мир ему, спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о наступлении Часа, он ответил:
مَا الْمَسْئُولُ عَنْهَا بِأَعْلَمَ مِنَ السَّائِلِ
«Тот, кого спрашивают о нем, знает не больше задающего вопрос».
«Воистину, ты - всего лишь предостерегающий увещеватель для тех, кто опасается этого.
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:45
То есть твоя миссия - увещевать людей, предостерегая их от наказания Аллаха. А тот, кто испытывает страх перед Ним и боится предстать перед Аллахом, а также Его угроз, Тот последует за тобой, а, следовательно, обретет успех. И горе и убыток тем, кто отвергнет тебя и воспротивится тебе.
«В тот день, когда они увидят его, им покажется, что они провели в этом мире лишь послеполуденные часы или утро.
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:46
Когда они выйдут из могил, дабы последовать на место сбора, им покажется, что земная жизнь была короткой, как будто они прожили только послеполуденные часы или утро одного дня.
Передал Джувайбир от Дахака, что ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«﴿عَشِيَّةً﴾ послеполуденное часы– это время от полудня до захода солнца». ضُحَاهَا – время между восходом солнца и полуднем.
Катада сказал: «Время существования этой жизни глазами людей, когда они увидят Другую (будущую жизнь)».
Пользы, извлекаемые из этих аятов:
1. Судный день - истина, в которую необходимо верить.
2. В Судный день человек увидит и вспомнит все свои поступки.
3. В Судный день будет приведен Ад за семьдесят тысяч поводьев, каждый повод будут держать семьдесят тысяч ангелов.
4. Джаханнам обещан тем, кто преступает, нарушает границы Аллаха и мирское предпочитает ахирату.
5. Кто боится предстать перед Господом и не следует страстям - им обещан рай.
6. Время Судного дня никому не известно, кроме Аллаха.