Сказал ибн Ашур: В книгах мусхафах и в большинстве тафсиров эта сура называется сура «الانْفِطَار».
Приводится со слов ибн Умара, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто желает воочию увидеть День Воскресения, пусть читает суры «Скручивание» إِذَا الشَّمْسُ كُوِّرَتْ
«Раскалывание» إِذَا السَّمَاء انفَطَرَتْ
«Раскалывание» إِذَا السَّمَاء انشَقَّتْ (Тирмизи, 3333, Ахмад).
В некоторых тафсирах она названа сура إِذَا السَّمَاء انفَطَرَتْ
Так же её назвал Бухари в своем сборнике.
Суюти в «Иткане» не включил её в число сур с несколькими названиями.
В некоторых тафсирах она называется сура انْفَطَرَتْ «Расколото».
Сура согласно единогласному мнению ученых была ниспослана в мекканский период.
Была ниспослана 82-ой, после суры 79 «Вырывающие» и до суры 84 «Раскалывание».
В суре 19 аятов.
Сказал ибн Касир:
В сборнике Насаи приводится хадис со слов Джабира ибн Абдулла, что однажды Муаз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, совершил ночной намаз имамом и удлинил его. И Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: О Муаз! Неужели ты искушаешь людей? Почему ты не прочел суры 87 «Славь имя Господа твоего Величайшего и 93 «Утро» и 82 «Когда небо расколется»...».
Приводится со слов ибн Умара, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто желает воочию увидеть День Воскресения, пусть читает суры
«Скручивание» إِذَا الشَّمْسُ كُوِّرَتْ
«Раскалывание» إِذَا السَّمَاء انفَطَرَتْ
«Раскалывание» إِذَا السَّمَاء انشَقَّتْ (Тирмизи, 3333, Ахмад).
«Когда небо расколется,
»
аль-Инфитар-Раскалывание, 82:1
Кулиев
Когда разверзнется небо, (82:1) Османов
То есть разверзнется, в другом аяте сказано:
«Небо тогда будет расколото, и обещание Его непременно исполнится.
»
аль-Муззаммиль-Закутавшийся, 73:18
«когда тела небесные осыплются,
»
аль-Инфитар-Раскалывание, 82:2
То есть, попадают.
«когда моря перельются и смешаются (или высохнут),
»
аль-Инфитар-Раскалывание, 82:3
Али ибн Абу Тальха передал слова ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Аллах смешает одни моря с другими».
Хасан сказал: «Аллах смешает одни моря с другими, а затем вода уйдет».
Катада сказал: «Их пресные воды смешаются с солеными».
Сказал Кяльби: «Станут полными».
«когда могилы перевернутся,
»
аль-Инфитар-Раскалывание, 82:4
Кулиев
когда могилы отверзнутся, (82:4) Османов
Сказал ибн Аббас, да будет доволен им Аллах: «будут выкопаны».
Судди сказал: «Это значит, что они начнут двигаться и выйдут те, кто в них».
«тогда каждая душа узнает, что она совершила и что оставила после себя.
»
аль-Инфитар-Раскалывание, 82:5
Кулиев
то узнает каждый человек, чтоб он совершил и чего не совершил [из добрых и злых деяний]. (82:5) Османов
То есть это произойдет, когда люди выйдут из могил.
«О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа,
»
аль-Инфитар-Раскалывание, 82:6
Это угроза, а не наставление к ответу, как ошибочно полагают некоторые люди. Смысл аята: «О, сын Адама! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего «Великодушного Господа», то есть Великого Господа, так, что ты ослушаешься Его и совершаешь то, что не подобает?! Как говорится в хадисе: «В День Воскресения Всевышний Аллах скажет: «О, сын Адама! Что ввело тебя в заблуждение относительно Меня? О, сын Адама! Что ты ответил посланникам?».
Привел ибн Абу Хатим, услышал человека читающего этот аят «О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа» и сказал: «Невежество»
Яхья ибн Бакка сообщил: «Я слышал, как ибн Умар говорил относительно этого аята: يَا أَيُّهَا الْإِنسَانُ مَا غَرَّكَ بِرَبِّكَ الْكَرِيمِ «О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа»: Клянусь Аллахом он впал в заблуждение из-за своего невежества».
Катада сказал: «Сына Адама ввел в заблуждение враг Шайтан». Абу Бакр Аурак сказал: «Если бы мне задали этот вопрос: «Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа?» Я бы ответил: «щедрость Великодушного».
Он привел Свое имя «Великодушный», с целью обратить внимание на то, что не следует отвечать Своему Великодушному Господу плохими и греховными поступками и словами.
Багави привел мнение Кяльби и Мукатиля, что они сказал: этот аят был ниспослан по поводу Ахнаса ибн Шарика, который ударил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он не был наказан сразу. И после этого Аллах ниспослал: «О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа»
«Который сотворил тебя и сделал твой облик совершенным и соразмеренным?
»
аль-Инфитар-Раскалывание, 82:7
То есть создал тебя прямым, с пропорциональным телосложением, прямоходящим, в самом лучшем виде и лучшей форме.
Имам Ахмад передал от Бусра ибн Джаххаша Кураши, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поплевал на свою ладонь, затем положил на нее палец и сказал: «Аллах сказал: «О, сын Адама! Что может быть для Меня невозможным, если Я сотворил тебя из подобного этому?, И когда твоя душа не подступила до сюда и он показал на горло ты говоришь: «Я буду раздавать милостыню». Но время садака вышло» [ибн Маджа, 2707].
«Он сложил тебя в том облике, в каком пожелал.
»
аль-Инфитар-Раскалывание, 82:8
Кулиев
и воплотил тебя в тот образ, в какой пожелал? (82:8) Османов
Сказал Муджахид: «Похожим на отца или мать, либо на дядю по линии матери или на дядю по линии отца».
Приводится со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что к Посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, пришел человек и сказал: моя жена родила чернокожего ребенка. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, спросил у него: «У тебя есть верблюды?». Он сказал: да. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, спросил: «А какой их цвет?». Он сказал: красные. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, спросил: «А если среди них пепельного цвета?». Он сказал: да. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, спросил: «А откуда они появились?». Человек сказал: возможно, это наследственное. И пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «И здесь, возможно, это наследственное» [Бухари, 5305; Муслим].
Икрима сказал: «Если пожелал, то в облике обезьяны, а если пожелал, то в облике свиньи». Подобное сказал Абу Салих. И Катада сказал: Клянусь Аллахом, нашим Господом, который может это сделать.
Смысл этих слов у ученых, что Аллах может создать из капли и животных, отвратительной формы, но Своей милости Он создает её в хорошем обличии, хорошей форме и прекрасном виде.
«Но нет! Вы же считаете ложью воздаяние.
»
аль-Инфитар-Раскалывание, 82:9
Кулиев
Так нет же! Вы отрицаете Судный день.
(82:9) Османов
Вы ослушиваетесь Аллаха, из-за того, что в ваших сердцах отрицание Последней жизни, воздаяния и расчета.
«Воистину, над вами есть хранители -
»
аль-Инфитар-Раскалывание, 82:10
{Quran}82:11{/Quran}
«которые знают о том, что вы совершаете.
»
аль-Инфитар-Раскалывание, 82:12
То есть, поистине, над вами стоят благородные ангелы, так не встречайте их своими злодеяниями, ведь они записывают все ваши дела.
Пользы, извлекаемые из этих аятов:
1. В Судный день небо расколется, звезды попадают и моря смешаются.
2. В Судный день все люди выйдут из могил для расчета.
3. И в этот день человек узнает и увидит все свои поступки.
4. Человек часто обманывается и забывает Всевышнего Аллаха.
5. Аллах сотворил человека в наилучшем виде.
6. Аллах является создателем всего сущего.
7. Многие люди отрицают день воздаяния. Вера в Судный день один из столпов веры.
8. Вера в ангелов – один из столпов веры.