Сказал ибн Ашур:
В книгах сунны (сборниках хадисов) и в некоторых тафсирах эта сура называется «сура وَيْلٌ لِّلْمُطَفِّفِينَ ».
Так её назвали Бухари, Тирмизи в своих сборниках.
В большинстве тафсиров эта сура называется сура «الْمُطَفِّفينَ».
Имеется разногласие ученых о том, когда была ниспослана эта сура. В мекканский период или в мединский период, или же часть - в мекканский, а часть - в мединский.
По мнению ибн Масуда, Даххака и одного из мнений Мукатиля - она была ниспослана в мекканский период.
А по мнению ибн Аббаса, Икримы, Хасана, Судди и второе мнение Мукатиля - она была ниспослана в мединский период. И Мукатиль сказал, что это первая сура, ниспосланная в Медине.
По одному из мнений ибн Аббаса и мнению Катады - это сура мединская, кроме последних восьми аятов.
Кяльби и Джабир ибн Зейд сказали, что она была ниспослана между Меккой и Мединой и поэтому считается мекканской, согласно более сильному мнению ученых.
Некоторые ученые считают её мекканской, так как в ней упоминаются «сказки».
Была ниспослана 86-ой, после суры 29 «Паук» и до суры 2 «Корова».
В суре 36 аятов.
«Горе обвешивающим,
»
аль-Мутаффифин-Обвешивающие, 83:1
Горе тем, которые обвешивают [других], (83:1) Османов
Насаи в «Кубра» (11654) и ибн Маджа (2223) привели хадис со слов ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: когда Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, прибыл в Медину, её жители были худшими людьми в измерении по объему (постоянно недовешивали или обвешивали). И Аллах ниспослал: وَيْلٌ لِلْمُطَفِّفِينَ «Горе обвешивающим». После этого люди стали торговать честно.
(وَيْلٌ - как предшествовало, это горе, погибель, наказание. Сказал ибн Аббас, да будет доволен им Аллах: это долина в аду, в которой течет гной обитателей огня).
Передают со слов Хиляла ибн Талька, что он сказал: я был в пути вместе с ибн Умаром и спросил его о том, кто из людей лучше всех и точнее в измерении по объему - жители Мекки или жители Медины? Он сказал: они все должны так поступать, разве ты не слышал, что Аллах сказал: ﴿وَيْلٌ لِلْمُطَفِّفِينَ﴾ «Горе обвешивающим».
Ибн Джарир передал, что однажды один человек сказал Абдулле: «О, Абу Абдурахман, жители Медины не перевешивают», на что он ответил: «А что им мешает сделать это, тогда как Аллах ниспослал: ﴿وَيْلٌ لِلْمُطَفِّفِينَ﴾ «Горе обвешивающим». До слов: ﴿يَوْمَ يَقُومُ النَّاسُ لِرَبِّ الْعَالَمِينَ «в тот день, когда люди предстанут перед Господом миров?».
Обвес значит обман при отмеривании по объему и взвешивании. Если они взвешивают себе, то берут больше, а если взвешивают для других, то недовешивают.
Поэтому Аллах объяснил, кто такие обвешивающие, которым Он пообещал погибель и убыток:
«которые требуют дать им сполна, когда люди отмеривают им,
»
аль-Мутаффифин-Обвешивающие, 83:2
То есть, они берут причитающееся им полностью и даже с запасом.
«а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон.
»
аль-Мутаффифин-Обвешивающие, 83:3
Также Всевышний сказал:
«Взвешивайте беспристрастно и не занижайте вес.
»
ар-Рахман-Милостивый, 55:9
Аллах уничтожил и стер с лица земли народ Шуайба за то, что они обманывали людей при измерении и во время взвешивания.
Затем Аллах сказал угрожая им:
«Разве не думают они, что будут воскрешены
»
аль-Мутаффифин-Обвешивающие, 83:4
«в Великий день -
»
аль-Мутаффифин-Обвешивающие, 83:5
То есть: разве они не боятся воскрешения, и момента когда они предстанут перед Тем, Кто знает все скрытое и тайное, в день великого ужаса, большого страха. Тот кто окажется в убытке войдет в пылающий Огонь?.
«в тот день, когда люди предстанут перед Господом миров?
»
аль-Мутаффифин-Обвешивающие, 83:6
В тот день люди предстанут босыми, голыми, необрезанными на месте стояния, которое будет для преступившего границы тяжелым, затруднительным, сложным и стесненным.
По приказу Аллаха их постигнет и окружит то, против чего у них не будет ни сил, ни чувств это вынести.
Ибн Умар сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В тот день, когда люди предстанут перед Господом миров и некоторые из них погрузятся в собственный пот до середины своих ушей» [Бухари, 4938; Муслим, Малик].
Другой хадис. Имам Ахмад передал, что Микдад ибн Асвад Кинди сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В день суда солнце будет приближено к людям так, что будет на расстоянии одной мили или двух миль, и солнце будет сильно греть, и люди будут в поту по мере их дел (грехов): у некоторых пот будет до щиколоток, у других до колен, у третьих по пояс, а четвертые утонут в нем» [Муслим, Тирмизи, 2423; и Ахмад].
Имам Ахмад также передал от Укбы ибн Амира, да будет доволен им Аллах, который сообщил: я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В Судный день солнце приблизится к земле, а люди погрузятся в собственный пот. Кто-то будет в поту до щиколоток, кто-то по середину голени, кто-то по колено, кто-то до ягодиц, кто-то по пояс, кто-то до плеч, а для некоторых пот достигнет середины ртов. Некоторых из них пот покроет полностью» и Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, показал рукой вот так.
В хадисе приводится, что они будут стоять семьдесят лет, не разговаривая.
Было сказано, что будут стоять триста лет.
Было сказано, что они будут стоять сорок тысяч лет и расчет будет длиться десять тысяч лет. Как приводится в хадисе со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В день длительностью пятьдесят тысяч лет» [Муслим].
(Что касается верующих, то для них это покажется коротким стоянием. Как приводится в хадисе «Судный день для верующих пройдет как время между зухром м асром» [Хаким]).
Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибегал к защите Аллаха от тесноты и трудного положения в Судный день [Абу Дауд, 966].
Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сообщил, что они будут стоять с поднятыми головами на протяжении сорока лет. Никто не заговорит с ними, и праведники, и нечестивцы будут погружены в пот.
Приводится со слов ибн Умара, что будут стоять сто лет. Эти два сообщения привел ибн Джарир.
Приводится со слов Аишы, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начинал ночное выстаивание (кыямуль лейль) с десяти такбиров, десяти восхвалений Аллаха, десяти тасбихов и десяти тахлилей и десяти истигфаров. Затем он говорил:
اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي، وَاهْدِنِي، وَارْزُقْنِي وَعَافِنِي،
«О Аллах прости меня, выведи меня на правильный путь, надели меня уделом и избавь меня». А также прибегал к защите Аллаха от тесноты и трудного положения в Судный день» [Абу Дауд, 766; ибн Маджа, 1356]
Пользы, извлекаемые из этих аятов:
1. Угроза Всевышнего тем, кто преступает его границы.
2. Мусульманину запрещено обвешивать людей.
3. Мусульманин должен быть честным и выполнять все свои обязанности.
4. Запрещено обманывать в торговле. Это причина отсутствия бараката.
5. Обязательность веры в Судный день, в котором все люди будут воскрешены и будут долго стоять и ждать расчета.
6. В Судный день солнце будет близко к людям и люди будут стоять в поту по мере их грехов.