Сказал ибн Ашур:
В мусхафах, тафсирах и сборниках хадисов эта сура называется сура «الطَّارِق» «Идущий ночью». Так как это слово приводится в начале суры.
В тафсире Табари и ибн Араби она названа сура وَالسَّمَاء وَالطَّارِق
В суре, единогласно, 17 аятов.
Согласно единогласному мнению ученых, эта сура была ниспослана в мекканский период до десятого года начала пророчества.
Была ниспослана 36-ой, после суры 90 «Город» и до суры 54 «Месяц».
Передает Джабир, что Муаз, да будет доволен им Аллах, в вечернем намазе (магриб, ахшам) прочитал суры «Бакара» и «Ниса». Услышав это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Муаз! Неужели ты искушаешь людей? Почему ты не прочел суры 86 «Клянусь небом и [звездой], движущейся ночью!...», 91 «Клянусь солнцем и его сиянием...» и подобные им [Насаи « Сунан кубра», 11664].
«Клянусь небом и ночным путником!
»
ат-Тарик-Ночной путник, 86:1
Клянусь небом и [звездой], движущейся ночью! (86:1) Османов
Аллах клянется небом и тем, что он создал на нём из ярких звезд.
Затем Аллах сказал:
«Откуда ты мог знать, что такое ночной путник?
»
ат-Тарик-Ночной путник, 86:2
И откуда тебе знать, что такое движущаяся ночью? (86:2) Османов
Затем Аллах разъяснил, сказав:
«Это - звезда пронизывающая небеса своим светом.
»
ат-Тарик-Ночной путник, 86:3
[Это] — сияющая звезда. (86:3) Османов
Катада и другие сказали: звезда названа идущей ночью, так как её видно ночью, а днем она скрыта.
Это подтверждает хадис, который приводится в сборниках Бухари (5243) и Муслима ,что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мужчине приезжать к своей семье ночью. То есть приезжать неожиданно, без предупреждения.
Также приводится в дуа:
وَمِنْ شَرِّ كُلِّ طَارِقٍ إِلاَّ طَارِقَا يَطْرُقُ بِخَيْرٍ يَا رَحْمَنُ
«И от зла каждого стучащего, приходящего ночью, кроме пришедшего с благом, о ар-Рахман» [Малик, хадис достоверный].
الثَّاقِبُ – сказал ибн Аббас: яркий, освещающий.
Сказал Судди: пронизывает шайтанов, когда посылается к ним.
Сказал Икрима: яркий и сжигающий шайтанов.
«Нет души, при которой не было бы хранителя.
»
ат-Тарик-Ночной путник, 86:4
То есть у каждого человека есть хранитель, поставленный Аллахом, который оберегает его от бед.
Это подобно словам Всевышнего:
«Есть у него (человека) ангелы, следующие впереди него и позади него и охраняющие его по повелению Аллаха. Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя. Если же Аллах пожелает людям зла, то ничто не предотвратит этого. Нет у них властелина, кроме Него.
»
ар-Раад-Гром, 13:11
(Сказал Всевышний:
«Воистину, над вами есть хранители -
»
аль-Инфитар-Раскалывание, 82:10
«благородные писцы,
»
аль-Инфитар-Раскалывание, 82:11
«которые знают о том, что вы совершаете.
»
аль-Инфитар-Раскалывание, 82:12
«Пусть посмотрит человек, из чего он создан.
»
ат-Тарик-Ночной путник, 86:5
Напоминание человеку о том, что то, из чего он был создан, является слабым, ничтожным. И также в этом наставление к признанию Дня воскресения.
Так тот, кто способен положить начало (создать из ничего) тем более способен повторить, как сказал Всевышний:
«Он - Тот, Кто создает творения в первый раз, а затем воссоздает их, и сделать это для Него еще легче. Ему принадлежат наивысшие качества на небесах и на земле. Он - Могущественный, Мудрый.
»
ар-Рум-Римляне, 30:27
«Он создан из изливающейся жидкости,
»
ат-Тарик-Ночной путник, 86:6
То есть семя изливается из мужчины и женщины и с позволения Аллаха после их слияния рождается ребенок.
«которая выходит между чреслами и грудными костями.
»
ат-Тарик-Ночной путник, 86:7
То есть из поясницы мужчины и грудной клетки женщины.
Сказал ибн Аббас: поясница мужчины и грудная клетка женщины, желтые, жидкие и ребенок бывает только из них. Тоже самое сказали Саид ибн Джубейр, Икрима, Катада, Судди и другие.
Даххак и Атыя передали слова ибн Аббаса, что التَّرَائِبِ - это место где висит ожерелье.
Сказал Муджахид: التَّرَائِبِ – это между плечами и грудью.
Также он сказал это то, что ниже ключиц.
(Также есть мнение, что имеются ввиду поясница и грудная клетка мужчины).
«Воистину, Он способен вернуть его.
»
ат-Тарик-Ночной путник, 86:8
Имеется два мнения в толковании этого аята:
1) Что Аллах может вернуть эту изливающуюся воду (семя) обратно в её место. Это мнение Муджахида, Икрима и других.
2) Аллах может вернуть человека, созданного из изливающейся жидкости к жизни в День воскресения. Так как тот, кто сотворил изначально в состоянии вернуть и повторить. Это мнение высказал Даххак и его выбрал ибн Джарир.
«В тот день будут испытаны (или раскроются) тайны,
»
ат-Тарик-Ночной путник, 86:9
То есть в День воскресения все тайны станут явными и все скрытое раскроется.
Приводится со слов ибн Умара, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Для каждого поступившего вероломно в День воскресения будет поднято знамя и будет сказано: это вероломство такого-то сына такого» [Бухари, 6177; Муслим].
«и тогда не будет у него ни силы, ни помощника.
»
ат-Тарик-Ночной путник, 86:10
Не будет у человека в Судный день своей силы и не будет у него помощника извне. То есть он сам не сможет спасти себя от наказания Аллах и также никто не сможет помочь ему в этом.
(Сказал Всевышний :
«А в тот день, когда затрубят в Рог, между ними не останется родственных связей, и они не будут расспрашивать друг друга.
»
аль-Муминун-Верующие, 23:101
«Клянусь небом возвращающим (возвращающим воду земле или возвращающим небесные тела, которые восходят с одной стороны и заходят в другой)!
»
ат-Тарик-Ночной путник, 86:11
Сказал ибн Аббас: الرَّجْعِ – дождь. Также он сказал: это дождевые облака. Также он сказал: это облака, из которых раз за разом идет дождь.
Сказал Катада: возобновляется удел рабов каждый год. И если бы этого не было, то они и их скот погибли бы.
Сказал ибн Зейд: возвращаются её звезды, солнце и луна и приходят отсюда.
«Клянусь землей раскалываемой (при прорастании растений, или при выходе из земли воды, или при воскрешении мертвых)!
»
ат-Тарик-Ночной путник, 86:12
Сказал ибн Аббас: это раскалывание земли при выходе растений. Тоже самое сказали Саид ибн Джубейр, Икрима, Абу Малик, Даххак, Хасан, Катада, Судди и другие.
«Воистину, это - Слово различающее,
»
ат-Тарик-Ночной путник, 86:13
Сказал ибн Аббас: истина. Также сказал Катада.
Другие сказали: справедливое решение.
«а не шутка.
»
ат-Тарик-Ночной путник, 86:14
Наоборот, это серьезное и истинное.
Затем он сообщил о неверующих, которые отрицают его и чинят препятствия другим:
«Они замышляют козни,
»
ат-Тарик-Ночной путник, 86:15
То есть они замышляют козни в призыве людей к противоречию Корану.
«и Я замышляю козни.
»
ат-Тарик-Ночной путник, 86:16
«Предоставь же неверующим отсрочку, помедли с ними недолго!
»
ат-Тарик-Ночной путник, 86:17
То есть не спеши и дай им отсрочку и ты увидишь, какое наказание приготовил им Аллах. Как сказал Всевышний:
«Мы позволим им пользоваться благами недолгое время, а потом принудим к страшным мучениям.
»
Лукман-Лукман, 31:24
Пользы, извлекаемые из этих аятов:
1. Подтверждение воскресения из мертвых. Так как Тот, кто создал из капли воды в состоянии повторить.
2. За каждым человеком закреплены ангелы, записывающие его поступки и слова, и оберегающие его.
3. Человек должен помнить свое сотворение, чтобы понять свое истинное место в этом мире.
4. В Судный день все тайное станет явным и будет невозможно что-либо скрыть.
5. Человек не спасет ни себя, ни кого-либо другого.
6. Аллах поклялся небом и звездами, которыми убивают шайтанов, которые хотят подслушать. И в этом указание на то, что Аллах сохраняет Коран.
7. Аллах поклялся небом, изливающим дожди и землей, которая раскалывается при выходе растений. Затем сказал, что Коран – это истина, указывая, что Коран - это жизнь для сердец.
8 . Аллах - хозяин вселенной и если кто-либо будет строить козни против Его религии, Он сделает как пожелает.
9 . Аллах предоставляет отсрочку и не спешит с наказанием, предоставляя возможность одуматься и покаяться.