Сказал ибн Ашур:
В большинстве мусхафов и тафсиров эта сура называется сура «الأعْلَى» «Высочайший». Так как это качество приводится только в этой суре.
В сунне также приводится её название как
«سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الأَعْلَى» «Славь имя Господа твоего Высочайшего».
В сборниках Бухари и Муслима приводится хадис со слов Джабира ибн Абдулла, да будет доволен им Аллах, что однажды Муаз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, совершил ночной намаз имамом и удлинил его. Некоторые люди пожаловались Посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и он, да благословит и приветствует его Аллах, сказал Муазу, да будет доволен им Аллах:
«О Муаз! Неужели ты искушаешь людей? Почему ты не прочел суры «Славь имя Господа твоего Величайшего и «Утро» ? ...».
Также в сборнике Бухари приводится хадис Бара ибн Азиба, да будет доволен им Аллах: "Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, не прибыл в Медину, когда я уже выучил суру: سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الأَعْلَى и суры, подобные ей ".
Приводится со слов Нугмана ибн Башира, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в пятничном намазе и в праздничных намазах читал суры 87 «Славь имя Господа твоего Всевышнего» и 88 «Дошел ли до тебя рассказ о Покрывающем» [Муслим, Абу Дауд 1122; Тирмизи 533; Насаи, ибн Маджа 1281].
Аиша, да будет доволен ею Аллах, назвала эту суру «سَبِّحِ». Приводится в сборниках Абу Дауда и Тирмизи, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: "Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, в первом ракаате намаза витр читал суру سَبِّحِ ".
Так же её назвали Байдави и ибн Касир.
Согласно мнению большинства ученых, эта сура была ниспослана в мекканский период.
Ибн Умар и ибн Аббас сказали, что 14 и 15 аяты ниспосланы про садака фитр и праздничные намазы. Это указывает на то, что эти аяты мединские.
В таком случае - сура мекканская, а некоторые аяты мединские.
Была ниспослана 8-ой по мнению Джабира ибн Зейда, после суры 81 «Скручивание» и до суры 92 «Ночь».
Приводится что ибн Аббас, Икрима и Хасан считали, что она была ниспослана 7-ой. Они сказали: Первое, что было ниспослано из Корана - сура 96 «Читай во имя твоего Господа», затем 68 «Нун», затем 73 «Закутавшийся», затем 75 «Завернувшийся», затем 111 «Да отсохнут», затем 81 «Когда солнце будет скручено», затем 87 «Славь имя Господа твоего Всевышнего».
А Джабир ибн Зейд, да будет доволен им Аллах, считал, что после суры 75 «Завернувшийся» была ниспослана сура «Фатиха».
В суре единогласно 19 аятов.
Сказал ибн Касир:
Бара ибн Азиб, да будет доволен им Аллах, сказал: первым из сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к нам приехали Мусгаб ибн Умейр и ибн Умм Мактум, да будет доволен ими Аллах, которые начали обучать нас Корану. Затем приехали Аммар, Биляль и Саад, да будет доволен ими Аллах. Затем приехал Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, с двадцатью людьми. Затем приехал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И я не видел, чтобы жители Медины радовались чему-либо больше, чем его приезду. Даже дети говорили: «вот Посланник Аллах, да благословит и приветствует его Аллах, приехал к нам». И он не приехал, когда я не выучил суру «سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الأَعْلَى, и суры, подобные ей» [Бухари, 4941].
Приводится в сборниках Бухари (705) и Муслима, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Муазу, да будет доволен им Аллах: «О Муаз! Почему ты не прочел в намазе суры 87 «Славь имя Господа твоего Величайшего...», 91 «Клянусь солнцем и его сиянием», 92 «Клянусь ночью, когда она покрывает...».
Сказал Нугман ибн Башир, да будет доволен им Аллах: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал в двух праздничных намазах и в пятничном намазе суры
سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الأَعْلَى и هَلْ أَتَاكَ حَدِيثُ الْغَاشِيَةِ, и, возможно, эти намазы приходились на один день и он читал их оба [ибн Маджа, 1281].
Приводится со слов Убайя ибн Кааба, Абдуллаха ибн Аббаса, Абдурахмана ибн Абзя и Аишы, да будет доволен ими Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, в намазе витр читал суры: «Высочайший», «Неверующие», «Ихлас» [Ахмад]. Аиша, да будет доволен ею Аллах, добавила: еще и суры «Рассвет» и «Люди».
سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الأَعْلَى
Славь имя Господа твоего высочайшего (87:1)
Сказал Укба ибн Амир Джухани, да будет доволен им Аллах: когда было ниспослано «فَسَبِّحْ بِِاسْمِ رَبِّكَ الْعَظِيم» Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал нам: «Сделайте её в ваших поясных поклонах» а когда было ниспослано «سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الأَعْلَى» Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал нам: «Сделайте её в ваших земных поклонах» [Абу Дауд, 869; ибн Маджа, 887. Некоторые ученые считают хадис слабым].
Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал
«سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الأَعْلَى» говорил: «سُبْحَانَ رَبِّي الأَعْلَى» «Слава моему Высочайшему Господу» [Ахмад, Абу Дауд, 883].
Передал Суфьян Саури, что Али, да будет доволен им Аллах, если читал «سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الأَعْلَى» говорил: «سُبْحَانَ رَبِّي الأَعْلَى» «Слава моему Высочайшему Господу» [Табари].
Сказал Табари, когда ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, читал
«سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الأَعْلَى» говорил: «سُبْحَانَ رَبِّي الأَعْلَى» «Слава моему Высочайшему Господу», а когда читал суру 75 «Воскресение» и прочитывал последний аят «أَلَيْسَ ذَلِكَ بِقَادِرٍ عَلَى أَن يُحْيِيَ الْمَوْتَى» «Неужели Он не способен воскресить мертвых?» он говорил: سُبْحَانَكَ وَ بَلَى «Слава тебе и, конечно, да».
«Славь имя Господа твоего Всевышнего,
»
аль-Аля-Всевышний, 87:1
То есть очисть Его от всего, что не подобает Ему.
Сказал Судди: عَظِّمْهُ – возвеличивай Его, и поминай Его смиренно и возвеличивая, и не поминай Его, не понимая о сказанном.
الأَعْلَى – атрибут Всевышнего, было сказано, что это одно из Его имен.
Это обращение к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Обращение к нему, да благословит его Аллах и приветствует, в Коране делится на три вида:
1 – если есть довод, что это обращение только к нему, да благословит его Аллах и приветствует, то оно не касается других.
2 - если есть довод, что это для всех, то оно касается всех.
3 - если нет довода ни на первое, ни на второе, то это в словах обращение к нему, да благословит его Аллах и приветствует, а по смыслу - ко всей умме.
Слово التَّسْبِيحُ означает очищение, если ты скажешь
سُبْحَانَ اللهِ – это означает, что я очищаю Аллаха от всего плохого, от всех недостатков поэтому именами Аллаха являются السَّلاَمُ «Пречистый», الْقُدُّوسُ «Чистый».
И смысл аята: славь твоего Господа поминая Его имя. То есть не поминай Его только сердцем, а поминай сердцем и языком.
رَبِّكَ – Господь это Творец, Хозяин, Управляющий всеми делами).
«Который сотворил все сущее и всему придал соразмерность,
»
аль-Аля-Всевышний, 87:2
То есть сотворил все творения и создал каждое творение в совершенном виде.
«Который предопределил судьбу творений и указал путь,
»
аль-Аля-Всевышний, 87:3
Сказал Муджахид: указал путь человеку к несчастью и счастью и направил скот к их пастбищам. Этот аят аналогичен аяту:
«Муса (Моисей) ответил: «Господь наш - Тот, Кто придал облик всякой вещи, а затем указал всему путь».
»
Та Ха-Та Ха, 20:50
То есть все виды растений и зерновых культур.
«а потом превратил их в темный сор.
»
аль-Аля-Всевышний, 87:5
Сказал ибн Аббас: сухой измененной травой. Муджахид, Катада и ибн Зейд сказали подобные слова.
(Это намек на то, что каждое растение рано или поздно засохнет, и что у каждой вещи есть конец. И что и у жизни человека и у этого мира есть конец).
Пользы, извлекаемые из этих аятов:
1. Эта сура входит в короткие суры, которые имам может читать в намазах.
2. Человек обязан возвеличивать своего Господа.
3. Аллах совершенен, далек и чист от каких-либо недостатков. Это одна из основ веры.
4. Аллах является творцом всего сущего.
5. Аллах создал все идеально и соразмерено.
6. Аллах дал выбор каждому человеку.
7. У каждой вещи есть начало и конец.
8. Приведение примеров для облегчения понимания.