Аллах сказал, приказывая своим рабам смотреть на Его творения, которые указывают на его Мощь и Величие.
«Неужели они не видят, как созданы верблюды,
»
аль-Гашийа-Покрывающее, 88:17
Поистине, это удивительные творения с удивительным строением. Они обладают невероятной силой и выносливостью, в то же время они смягчаются для перевозки тяжелых грузов и подчиняются слабому погонщику. Их мясо и молоко употребляют в пищу, и используют их шерсть.
Им указано на это, так как основными домашними животными арабов были верблюды.
Шурайх Кады говорил: давайте выйдем, посмотрим на верблюдов, как они созданы, и на небо, как оно воздвигнуто.
«как вознесено небо,
»
аль-Гашийа-Покрывающее, 88:18
Как сказал Всевышний Аллах:
«Неужели они не смотрели на то, как Мы построили и украсили небо над ними? В нем нет расщелин.
»
Каф-Каф, 50:6
«Аллах вознес небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а затем вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он подчинил солнце и луну, и они движутся к назначенному сроку. Он управляет делами и разъясняет знамения, - быть может, вы будете убеждены во встрече со своим Господом.
»
ар-Раад-Гром, 13:2
«как водружены горы,
»
аль-Гашийа-Покрывающее, 88:19
То есть созданы водруженными, так как они неподвижны, крепки, чтобы земля не колебалась и не тряслась. И Аллах создал в них полезные ископаемые.
«как распростерта земля?
»
аль-Гашийа-Покрывающее, 88:20
То есть как она распростерта, протянута и выровнена.
И тем самым обращает внимание бедуина, чтобы он делал выводы из того, что наблюдает и видит: верблюда, на котором он ездит, небо, которое у него над головой, гору, которая перед ним, и землю, которая под ним. Все это свидетельствует о могуществе Создателя и Творца. Что Он является Великим Господом, Творцом, управляющим Хозяином. И нет другого божества, которое достойно поклонения. Этим поклялся Дамам в вопросах к Посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах.
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах: нам было запрещено спрашивать Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о чем-либо. И мы были рады приходу какого-либо смышленого бедуина, который спрашивал, а мы слушали.
Однажды пришел человек из числа бедуинов и сказал: «о Мухаммад, к нам пришел твой посланец, который утверждал, что ты утверждаешь, что тебя послал Аллах. Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Он сказал правду». Бедуин спросил: кто создал небеса? Пророк сказал: «Аллах». А кто создал землю? Пророк сказал: «Аллах». А кто утвердил эти горы и сделал в них то, что сделал? Он сказал: «Аллах». Сказал: клянусь тем, кто создал небеса и землю и установил эти горы! Тебя Аллах послал? Он сказал: «Да». Сказал: твой посланец утверждает, что мы в течении суток должны совершать пять намазов?
Пророк сказал: «Он сказал правду». Бедуин сказал: клянусь тем, кто послал тебя, тебе Аллах приказал это? Пророк сказал: «Да». Бедуин сказал: твой посланец утверждает, что мы должны выплачивать закят с нашего имущества? Пророк сказал: «Он сказал правду». Бедуин сказал: клянусь тем, кто послал тебя, тебе Аллах приказал это? Пророк сказал: «Да». «Кроме того, твой посланец утверждал, что каждый из нас обязан совершить хадж к Дому (Аллаха), если у него будет возможность сделать это». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Он сказал правду». После этого (бедуин) повернулся, (чтобы уйти), и сказал: «Клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, я ничего не прибавлю к (этим велениям) и ничего не стану убавлять из них», а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: «Поистине, он непременно войдёт в Рай, если говорит правду!» [Бухари тагликан (без иснада), Муслим 12, Тирмизи 619, Насаи 2090].
«Там есть источник текущий.
»
аль-Гашийа-Покрывающее, 88:12
То есть наставляй, о Мухаммад, людей к тому, с чем ты был послан.
Всевышний скфазал:
«Покажем Мы тебе часть того, что Мы обещаем им, или умертвим тебя, на тебя возложена только передача откровения, а Нам надлежит предъявлять счет.
»
ар-Раад-Гром, 13:40
Поэтому Аллах сказал:
«и ты не властен над ними.
»
аль-Гашийа-Покрывающее, 88:22
Ибн Аббас, Муджахид и другие сказали: ты не можешь заставить их.
То есть не можешь создать в их сердцах иман.
Сказал ибн Зейд: ты не можешь принудить их принять веру.
Передают со слов Джабира, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха, а кто засвидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха, тот защитит от меня свою жизнь и свое имущество, кроме как по праву, а его расчет у Аллаха». Затем он прочитал: «Наставляй же, ведь ты являешься наставником, (88:21) и ты не властен над ними (88:22)» [Ахмад, Муслим, Тирмизи 3341]. Этот хадис приводится в сборниках Бухари и Муслима со слов Абу Хурайры, но без упоминания аята.
«А тех, кто отвернется и не уверует,
»
аль-Гашийа-Покрывающее, 88:23
(Кулиев)
за исключением тех, кто отвернулся [от веры] и не уверовал [в Коран]. (88:23) (Османов)
То есть отвернулся от совершения дел своим телом и не уверовал в истину сердцем и языком.
Это подобно словам Всевышнего:
«Он не уверовал и не совершал намаз.
»
аль-Кийама-Воскресение, 75:31
«Напротив, он счел это ложью и отвернулся,
»
аль-Кийама-Воскресение, 75:32
Поэтому Всевышний Аллах сказал:
«Аллах подвергнет величайшим мучениям.
»
аль-Гашийа-Покрывающее, 88:24
Передают со слов Абу Умама Бахили, что он проходил мимо Халида ибн Язида ибн Муавия и тот спросил его о самом мягком слове, услышанном от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он сказал: Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все вы войдете в рай, кроме того, кто отдалился от Аллаха, как верблюд убежавший от своих хозяев» [Ахмад, 22326].
«К Нам они вернутся,
»
аль-Гашийа-Покрывающее, 88:25
«и затем Мы потребуем у них отчета.
»
аль-Гашийа-Покрывающее, 88:26
То есть мы потребуем отчета за их поступки и воздадим им по их заслугам: добром за добро, злом за зло.
Пользы, извлекаемые из этих аятов:
1. Все творения с их красотой и великолепием указывают на их Творца. Так как у каждого создания должен быть создатель.
2. Обязанность пророков и проповедников - разъяснение истины и призыв к неё. А принятие людьми истины - это во власти Всевышнего Аллаха.
3. Все люди вернутся к Аллаху и он будет отчитывать их за их дела и каждому воздаст по заслугам.