Сказал ибн Ашур:
В большинстве тафсиров, а также в сборниках Бухари и Тирмизи эта сура называется сура «أَلَمْ نَشْرَحْ» «Разве мы не раскрыли».
В некоторых тафсирах эта сура называется сура «الشَّرْح» «Раскрытие». Также в некоторых тафсирах эта сура называется сура «الانْشِرَاح» «Раскрытие».
В суре восемь аятов.
Согласно единогласному мнению ученых, эта сура была ниспослана в мекканский период.
Была ниспослана 12-ой, после суры 93 «Утро» и до суры 103 «Аср».
Приводится, что Тавус и Умар ибн Абдульазиз говорили, что эта сура является продолжением предыдущей суры 93 «Утро». И они читали их в одном ракаате, не разделяя между ними. (Так как смысл их примерно одинаковый).
Но это противоречит мнению большинства.
«Разве Мы не раскрыли для тебя грудь твою?
»
аль-Инширах-Раскрытие, 94:1
Разве мы не раскрыли тебе грудь, то есть озарили её светом и сделали широкой и просторной.
Это как слова Всевышнего:
«Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь, словно тот забирается на небо. Так Аллах насылает скверну (или наказание) на тех, кто не верует.
»
аль-Анам-Скот, 6:125
Также, как Аллах сделал грудь Мухаммада, да благословит и приветствует его Аллах, также он сделал его шариат легким, обширным и умеренным, в котором нет трудности, бремени и затруднения.
Некоторые ученые сказали, что здесь имеется в виду раскрытие его груди в Ночь вознесения, как это приводится в риваяте Малика ибн Сагсага, который привел Тирмизи.
Даже если это произошло в ночь Вознесения, нет противоречия между расширением груди в эту ночь и между расширением духовным, моральным.
А Аллах знает лучше.
Затем ибн Касир привел хадис со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он спросил о первом, что указало на его пророчество. И Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, рассказал о том, что, когда ему было 10 лет, пришли два ангела, уложили его и вскрыли его сердце, удалили из него черный сгусток и положили мягкость и милость [Ахмад, 21338 иснад слабый. Сказал ибн Мадини, что в иснаде неизвестные передатчики. Хадис привел Хайсами в двух местах и сказал, что передатчики сильные].
(В аяте указано, что Аллах облегчил Посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, принятие истины и облегчил ему доведение этой истины до людей.
Раскрытие груди было дважды. Первый раз - когда Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, был маленьким в племени бану Саад, второй раз - в Ночь вознесения. Обе истории приводятся в сборнике Муслима).
«и не сняли с тебя ношу,
»
аль-Инширах-Раскрытие, 94:2
Это разъясняется в другом аяте:
«чтобы Аллах простил тебе грехи, которые были прежде и которые будут впоследствии, чтобы Он довел до конца Свою милость к тебе и провел тебя прямым путем
»
аль-Фатх-Победа, 48:2
(Сказали Катада, Хасан и Мукатиль, что имеются в виду грехи, совершенные во время джахилии).
«которая отягощала твою спину?
»
аль-Инширах-Раскрытие, 94:3
Сказали многие ученые, что смысл аята: то есть была тяжелой ношей.
(أَنقَضَ – была тяжелой, что почти слышно было голос.
В «Фатх кадир» сказано: мы облегчили тебе тяжести пророчества).
«Разве Мы не возвеличили для тебя славу твою?
»
аль-Инширах-Раскрытие, 94:4
Сказал Муджахид: «Где буду упоминаться я - там будешь упоминаться и ты. Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха».
Сказал Катада: «Аллах возвеличил его поминание в этом мире и в следующем. Каждый говорящий проповедь, или произносящий свидетельство (шахаду), или совершающий намаз - говорит следующие слова: свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и свидетельствую, что Мухаммад -посланник Аллаха».
Приводится со слов Абу Саида Худри, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Ко мне пришел Джибриль, мир ему, и сказал: «Мой и твой Господь сказал: «Знаешь ли ты, как Я возвеличил твое поминание?» Я ответил: «Аллах знает лучше». Джибриль, мир ему, сказал: «Аллах сказал: «Вслед за каждым упоминанием Моего имени будет упоминаться и твоё»» [ибн Джарир Табари].
Багави привел мнение ибн Аббаса и Муджахида, что имеется в виду азан, то есть поминание во время него.
Другие ученые сказали: Аллах возвеличил его имя среди всех поколений людей и первых и последних. И Аллах восхвалил его, когда взял обет у всех пророков, что они должны уверовать в него, и что они должны велеть своим общинам уверовать в него. Затем Аллах возвеличил его поминание в своей общине так, что каждый раз, когда упоминается Аллах, также упоминается и Мухаммад, да благословит и приветствует его Аллах.
«Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение.
»
аль-Инширах-Раскрытие, 94:5
«За каждой тягостью наступает облегчение.
»
аль-Инширах-Раскрытие, 94:6
Аллах сообщил о том, что после трудности приходит облегчение, а затем Аллах повторил это для усиления.
Хасан сказал: «Говорили, что одна трудность не одолеет две легкости».
Сказал Катада: Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, обрадовал сподвижников этим аятом и сказал: «Одна трудность не одолеет две легкости».Смысл этого, что слово «трудность» в аяте в определенном состоянии (الْعُسْرِ) в обоих аятах. Это означает, что речь идет об одной и той же трудности. А слово «легкость» в неопределенном состоянии (يُسْراً). Это означает, что в каждом аяте упоминается отдельная легкость.
«Посему, как только освободишься, будь деятелен (как только освободишься от мирских дел, усердно поклоняйся Аллаху, или как только завершишь намаз, усердно взывай к Аллаху с молитвами)
»
аль-Инширах-Раскрытие, 94:7
«и устремись к своему Господу.
»
аль-Инширах-Раскрытие, 94:8
То есть - когда ты освободишься от мирских забот и мирской суеты и порвешь с ними связь, то обратись к поклонению и совершай его активно, с свободным сердцем и совершай их искренне ради твоего Господа.
И похожими на эти аяты являются слова Посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах: «Не следует совершать намаз, когда подана еда или когда человек сильно хочет в туалет» [Муслим].
Также Бухари (5465) и Муслим привели слова Посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах: «Если будет поставлен на стол ужин и будет сказан камат, то начинайте с еды».
Сказал Муджахид: «Когда завершишь мирские дела - вставай на намаз и устремись к своему Господу».
Сказал ибн Масуд, да будет доволен им Аллах: «Когда совершишь обязательные намазы - устремись к совершению ночных намазов».
Также приводится от ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, что устремись к Твоему Господу, сидя после намаза.
Сказал ибн Аббас, да будет доволен им Аллах: «Усердно обратись к Аллаху с мольбой (дуа)».
Сказал Суфьян Саури: «Устреми свои намерения и свои желания к Всевышнему Аллаху».
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Когда один из вас будет читать суру «Клянусь смоковницей и оливой» и прочитает её до конца «Разве Аллах не является Наимудрейшим Судьей?», то пусть скажет بلى و أنا على ذلك من الشاهدين» (Да, конечно, и я один из свидетельствующих это). [Абу Дауд, 887; Тирмизи, 3344].
(Хадис со слов Посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, по мнению многих ученых, является слабым. Но приводится, что это слова Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах).
Пользы, извлекаемые из суры:
1 – В суре упоминаются достоинства Посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и милости, оказанные Аллахом ему.
2 – Человек не должен отчаиваться при трудностях, так как Аллах после каждой трудности дает двойное облегчение.
3 –Побуждение к старанию и усердию в поклонении Всевышнему Аллаху.