Сказал ибн Ашур: "Во времена сподвижников и табиин эта сура была известна как
«سورة اقرأ باسم ربك», приводится, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Первой сурой, ниспосланной из Корана, была сура «اقرأ باسم ربك». Это приводится со слов Абу Салямы ибн Абдурахмана, Абу Раджа Утариди, Муджахида и Зухри. Так назвал её Тирмизи.
В мусхафах и в большинстве тафсиров эта сура называется сура «الْعَلَق». Так как это слово находится в начале суры.
Также она называется сура «اقرأ ».
Ибн Атыйя и Абу Бакр ибн Араби назвали её сура «القَلَم».
Согласно единогласному мнению ученых, эта сура была ниспослана в мекканский период. И это первая сура, которая была ниспослана Посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах.
По мнению ученых Медины и Мекки, в суре 20 аятов. А по мнению ученых Шама - в суре 18 аятов. А по мнению ученых Куфы и Басры - 19 аятов.
«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее,
»
аль-Аляк-Сгусток крови, 96:1
«сотворил человека из сгустка крови.
»
аль-Аляк-Сгусток крови, 96:2
(عَلَقٍ– это твердая (застывшая) кровь).
«Читай, ведь твой Господь - Самый великодушный.
»
аль-Аляк-Сгусток крови, 96:3
«Он научил посредством письменной трости -
»
аль-Аляк-Сгусток крови, 96:4
«научил человека тому, чего тот не знал.
»
аль-Аляк-Сгусток крови, 96:5
Сообщается, что мать правоверных 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Ниспослание откровений посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, началось с благого видения во сне, а никаких иных видений, кроме приходивших подобно утренней заре, он никогда не видел. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере на горе Хира, где занимался делами благочестия, что выражалось в поклонении (Аллаху) в течение многих ночей, пока у него не возникало желание вернуться к семье. Обычно он брал с собой все необходимые для этого припасы, а потом возвращался к Хадидже, да будет доволен ею Аллах, и брал всё, что ему было нужно, для нового такого же уединения. (Это продолжалось до тех пор,) пока ему не открылась истина, когда он находился в пещере (на горе) Хира. К нему явился ангел и велел: "Читай!" — на что он ответил: "Я не умею читать!"»
(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Тогда он взял меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и снова велел: "Читай!" Я сказал: "Я не умею читать!" Он во второй раз сжал меня так, что я (опять) напрягся до предела, а затем отпустил и велел: "Читай!" — и я (снова) сказал: "Я не умею читать!" Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал: "Читай во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой — щедрейший..."»
(Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала):
«И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сердце которого трепетало (от страха), вернулся с этим, вошёл к Хадидже бинт Хувайлид, да будет доволен ею Аллах, и сказал: "Укройте меня, укройте меня!" Его укрыли, (и он оставался в подобном положении,) пока страх его не прошёл, после чего он сообщил ей обо всём (и сказал): "Я испугался за себя!" Хадиджа, да будет доволен ею Аллах, сказала: "Нет, нет! Клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, помогаешь нести бремя (слабому) и оделяешь неимущего, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь (им) переносить невзгоды судьбы!"
А после этого Хадиджа, да будет доволен ею Аллах, вышла из дома вместе с ним и привела его к своему двоюродному брату Вараке бин Науфалю бин Асаду бин 'Абд аль-'Уззе, который в эпоху джахилийи принял христианство, пользовался для своих записей письменностью иудеев, выписывал из Евангелия то, что было угодно Аллаху, и (к тому времени) являлся уже глубоким слепым старцем.
Хадиджа, да будет доволен ею Аллах, сказала ему: "О сын моего дяди, выслушай своего племянника!" Варака спросил его: "О племянник, что ты видишь?" — и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему о том, что он видел. Варака сказал: "Это тот же ангел, которого Аллах направил к Мусе! О, если бы я был молод (в эти дни) и мог дожить до того времени, когда народ твой станет изгонять тебя!" Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: "А разве они будут изгонять меня?" Варака ответил: "Да, ибо когда бы ни являлся человек с чем-либо подобным тому, что принёс с собой ты, с ним всегда враждовали, но если я доживу до этого дня, то буду помогать тебе как только смогу!" Однако Варака вскоре умер, а откровения временно прекратились» [Бухари, 3; Муслим, Ахмад].
Сказал ибн Касир: мы уже говорили об этом хадисе в толковании «Сахиха Бухари».
Эти аяты являются первым, что было ниспослано Посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и первая милость, оказанная Аллахом людям, и первое благо, которое он даровал им.
В этих аятах напоминание о том, что человек был создан из сгустка, и что Аллах по Своей щедрости научил человека тому, что он не знал. Аллах почтил и возвысил человека, дав ему знания, и это то, что возвысило Адама над ангелами.
Иногда знания бывают в уме, иногда на языке, иногда на письме. Таким образом, оно бывает интеллектуальным, устным и письменным. Поэтому Аллах сказал:
«Он научил посредством письменной трости -научил человека тому, чего тот не знал». «Аль-Аляк-Сгусток крови», 96:5,6
В предании сказано: «Укрепляйте знания письмом» (ибн Абдульбар). Также приводится: «Кто действует согласно своим знаниям, Аллах наделит его тем знанием, которое он не знал» («Абу Нуейм» в «Хилья»).
«Но нет! Человек преступает границы дозволенного,
»
аль-Аляк-Сгусток крови, 96:6
«когда ему кажется, что он ни в чем не нуждается.
»
аль-Аляк-Сгусток крови, 96:7
Аллах сообщает о человеке, что он радуется, и показывает заносчивость и высокомерие, и начинает преступать границы, когда увеличивается его имущество, и он считает, что ни в чем не нуждается.
Ибн Масуд , да будет доволен им Аллах, сказал: "Двое алчных никогда не насытятся: обладающий знанием и владеющий мирским и они не будут равны между собой. Что касается обладателя знаний, то увеличивает довольство Аллаха, а владеющий мирским будет продолжать преступать границы".
Затем ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, прочитал:
«Но нет! Человек преступает границы дозволенного,
»
аль-Аляк-Сгусток крови, 96:6
«когда ему кажется, что он ни в чем не нуждается.
»
аль-Аляк-Сгусток крови, 96:7
И прочитал:
«Люди, животные и скот также бывают различных цветов. Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах - Могущественный, Прощающий.
»
Фатыр-Творец, 35:28
[Ибн Абу Хатим].
Приводится, что Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Двое алчных никогда не насытятся: обладающий знанием и владеющий мирским» [Хаким со слов Анаса, да будет доволен им Аллах].
Затем Аллах предупреждает его, угрожает ему, и увещевает, сказав:
«Но к твоему Господу предстоит возвращение.
»
аль-Аляк-Сгусток крови, 96:8
То есть ты будешь возвращен к Аллаху, и он потребует отчета от тебя за твое богатство (имущество), каким образом оно было накоплено и на что было потрачено
«Что ты думаешь о том, кто мешает
»
аль-Аляк-Сгусток крови, 96:9
«рабу, когда тот молится?
»
аль-Аляк-Сгусток крови, 96:10
Аяты были ниспосланы об Абу Джахле. Он пригрозился помешать Посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, совершать намаз возле Каабы.
Аллах обратился к нему вначале наилучшим образом, наставляя:
«Что ты думаешь, а если он был на правом пути
»
аль-Аляк-Сгусток крови, 96:11
«или призывал к богобоязненности?
»
аль-Аляк-Сгусток крови, 96:12
Какого твое мнение, если тот, кому ты запрещаешь совершать намаз, окажется на самом деле на прямом пути в своих действиях. Или он призывает к богобоязненности, а ты препятствуешь ему и угрожаешь ему.
Поэтому Аллах далее сказал:
«Что ты думаешь, а если он счел ложью истину и отвернулся?
»
аль-Аляк-Сгусток крови, 96:13
«Неужели он не знал, что Аллах видит его?
»
аль-Аляк-Сгусток крови, 96:14
Разве не знает этот запрещающий этого, находящегося на прямом пути, что Аллах видит его и слышит. И Аллах воздаст ему полностью за его поступки.
Затем Аллах сказал, угрожая и предупреждая:
«Но нет, если он не перестанет, то Мы схватим его за хохол -
»
аль-Аляк-Сгусток крови, 96:15
«хохол лживый, грешный.
»
аль-Аляк-Сгусток крови, 96:16
Если он не прекратит совершать свои поступки и свое упрямство, то мы сделаем его хохол черным в Судный день.
То есть хохол Абу Джахля, лживого в своих словах и грешного в поступках.
«Пусть он зовет свое сборище.
»
аль-Аляк-Сгусток крови, 96:17
«Мы же позовем адских стражей!
»
аль-Аляк-Сгусток крови, 96:18
Пусть зовет своё племя и свой народ, чтобы они помогли ему. Мы же призовем ангелов наказания, чтобы узнать, кто одержит верх - группа ангелов или его группа.
Приводится со слов ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Абу Джахль сказал: "Если я увижу, что Мухаммад совершает намаз возле Каабы, то я непременно наступлю ему на его шею".
Когда его слова дошли до Пророка, да благословит и приветствует его Аллах, он, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Если бы он сделал это, его бы схватили ангелы» [Бухари, 4958; Тирмизи, 3345].
Также приводится, что ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: "Когда Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, совершал намаз возле макама Ибрахима, мир ему, мимо него прошел Абу Джахль ибн Хишам и сказал: "О Мухаммад, разве я не запрещал тебе это? И начал ему угрожать, на что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратил к нему грубо и пригрозил ему. Абу Джахль сказал: "Мухаммад, чем ты мне угрожаешь? Клянусь Аллахом, в этой долине моё племя самое большое" , и после этого Аллах ниспослал:
«Пусть он зовет свое сборище.Мы же позовем адских стражей!» «Аль-Аляк-Сгусток крови», 96:17,18
Сказал ибн Аббас, да будет доволен им Аллах: "Если бы он позвал своих людей, то в тот же миг он был бы схвачен ангелами наказания" [Тирмизи, 3346].
В своде хадисов имама Муслима со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается следующая история.
Как-то Абу Джахль обратился к группе мекканцев: «Вы видели, как Мухаммад трет свое лицо о землю?» — "Да"— ответили те. «Клянусь богами ал-Лят и аль-'Узза, если я увижу его таким снова, то наступлю ему на шею и измажу его лицо в земле и пыли!» — воскликнул Абу Джахль. Подойдя к Каабе, он застал посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, совершающим молитву. Абу Джахль поспешил было наступить ему на шею, но внезапно в страхе и ужасе попятился назад, изо всех сил отмахиваясь руками.
Окружавшие в удивлении спросили: «Что с тобой, Абу Джахль?» – «Между мною и Мухаммадом огненный ров, а это – крылья», – ответил он. Позже Посланник Всевышнего, да благословит и приветствует его Аллах, скажет: «Если хоть на шаг он приблизился бы ко мне, тогда ангелы схватили бы его и разорвали на кусочки!».
«Так нет! Не повинуйся ему, а пади ниц и приближайся к Аллаху.
»
аль-Аляк-Сгусток крови, 96:19
О Мухаммад, не повинуйся ему в том, что он запрещает тебе продолжать поклонятся Аллаху, и совершай это часто, и совершай намаз там, где пожелаешь, и не беспокойся, так как Аллах тебя защитит тебя и поможет тебе.
Приводится со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах: «Ближе всего к своему Господу раб находится в тот момент, когда он находится в Саджда, так побольше в нем совершайте дуа» [Муслим].
Ранее уже отмечалось, что Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, совершал саджда после прочтения суры 84. «Раскалывание» и суру «Сгусток».
Пользы извлекаемые из суры:
1 – Письмо является основным средством получения знаний и раньше, и в настоящее время.
2 – Любое знание и любые открытия - это милость от Аллаха, которой Он наделяет, кого пожелает.
3 – Величие греха того, кто запрещает поклонятся Всевышнему Аллаху или притесняет тех, кто соблюдает шариат.
4 – Самые лучшие из поклонений - намаз и дуа.
5 - Человек должен поклонятся Аллаху и укреплять свою связь с Аллахом, несмотря на все притеснения.