Сказал ибн Ашур: "В словах Посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, приводится следующее название этой суры: لَمْ يَكُنِ الَّذِينَ كَفَرُوا. Бухари (3809) и Муслим приводят хадис со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал Убайю ибн Каабу, да будет доволен им Аллах: «Аллах мне велел прочитать тебе суру لَمْ يَكُنِ الَّذِينَ كَفَرُوا». Убай, да будет доволен им Аллах, сказал: " и он назвал тебе моё имя? Сказал: "Да". И Убай заплакал"[Тирмизи, 3695].
В большинстве тафсиров и сборников хадисов она называется لَمْ يَكُنِ.
В большинстве мусхафов она называется سُورَةُ الْقَيِّمَة . Также это приводится в некоторых тафсирах. В некоторых мусхафах она называется سُورَةُ الْبَيِّنَة .
Приводится в «Иткане», что в мусхафе Убайя она называется سُورَةُ أَهْلِ الْكِتَابِ .
Также она называется سُورَةُ الْبَرِيَّةِ .
И называется سُورَةُ الانْفِكَاكِ. Вот эти шесть названий.
Имеется разногласие между учеными, в какой период была ниспослана сура - в мекканский или в мединский.
Сказал ибн Атыйя: "Более известно, что она ниспослана в мекканский период, и это - мнение большинства".
А по мнению ибн Зубейра и Ата ибн Ясара, она была ниспослана в мединский период.
А Куртуби сказал, наоборот, что, по мнению большинства и ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, она мединская, а по мнению Яхья ибн Саляма - она мекканская.
И Куртуби привел хадис Убайя, да будет доволен им Аллах, который был жителем Медины.
Это упомянули ибн Касир, Багави и это - более явное мнение, так как в ней упоминаются ошибки обладателей писания и из-за хадиса Убайя ибн Кааба.
Джабир ибн Зейд включил её в число мединских сур. Сказал ибн Атыйя, что Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, начал говорить по обладателей писания в Медине.
Эта сура была ниспослана 101-ой. Она была ниспослана после суры 65 "Таляк" и до суры 59 "Хашр". Таким образом, она была ниспослана до похода против бану Надыр, который был в месяце рабиг авааль 4-го года после хиджры.
По мнению большинства ученых, в суре 8 аятов. По мнению ученых Басры - 9 аятов.
Сказал ибн Касир в своём тафсире:
Ахмад приводит хадис со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал Убайю ибн Каабу, да будет доволен им Аллах: "Аллах мне велел прочитать тебе суру لَمْ يَكُنِ الَّذِينَ كَفَرُوا " . Убай, да будет доволен им Аллах, сказал: "И он назвал тебе моё имя? Сказал: "Да". И Убай, да будет им Аллах, заплакал [Бухари,3809; Тирмизи 3695].
Ибн Касир привел несколько риваятов этой истории.
Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, прочитал эту суру Убайю, да будет доволен им Аллах, чтобы укрепить его и увеличить его веру.
Убай, да будет доволен им Аллах, порицал чтение Абдулла ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, так как тот читал по-другому и пошел, сообщил об этом Посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал прочитать каждому из них. И каждому сказал: "Ты прочитал правильно". Сказал Убай, да будет доволен им Аллах: "У меня появились сомнения и Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, ударил его по груди так, что он вспотел.
После этого Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сообщил ему, что Джибриль, мир ему, пришел к нему и сказал: "Аллах велел тебе прочитать Коран твоей умме одним видом чтения. Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Прошу у Аллаха избавления и прощения". Затем он сообщил, чтобы читали в двух видах и так, пока число не дошло до семи [Муслим, Ахмад, Абу Дауд, 1478].
«Неверующие из людей Писания и многобожников не расстались с неверием, пока к ним не явилось ясное знамение -
»
аль-Беййина-Ясное знамение, 98:1
Люди Писания (обладатели Писания) – иудеи и христиане. Многобожники – поклоняющиеся идолам и огню из числа арабов и не арабов.
Сказал Муджахид: "Они "не расстались (с неверием)" , то есть не прекратили, пока им не стала ясна истина. Также сказал Катада.
"пока к ним не явилось ясное знамение" – то есть Коран.
Затем Аллах разъяснил, что такое ясное знамение:
«Посланник от Аллаха, который читает очищенные свитки.
»
аль-Беййина-Ясное знамение, 98:2
То есть это Мухаммад, да благословит и приветствует его Аллах, который читает Коран, записанный в у ангелов (в высшем обществе) в очищенных свитках.
Это как слова Всевышнего:
«Оно записано в свитках почитаемых,
»
Абаса-Нахмурился, 80:13
«вознесенных и очищенных,
»
Абаса-Нахмурился, 80:14
«в руках посланцев
»
Абаса-Нахмурился, 80:15
«благородных и покорных.
»
Абаса-Нахмурился, 80:16
Сказал Катада: "Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, который читает очищенные свитки" поминает Коран лучшим поминанием и восхваляет его лучшей похвалой.
(То есть Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, читает Коран по памяти, а не с книги.
И эти свитки - очищенные от неверия, многобожия и заблуждения).
«Те, кому было даровано Писание, распались только после того, как к ним явилось ясное знамение.
»
аль-Беййина-Ясное знамение, 98:4
Это как слова Всевышнего:
«Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения
»
Алю Имран-Семейство Имрана, 3:105
Имеются ввиду обладатели писаний, ниспосланных до нас.
После того, как Аллах предоставил им доказательства и ясные знамения - они разделились и разошлись во мнениях в том, что Аллах хотел в их писаниях. И у них было очень много разногласий. Это приводится в хадисе: "Иудеи разделились на 71 группу, христиане - на 72, и эта умма разделиться на 73 группы. Все будут в огне, кроме одной". Его спросили: "Кто они о Посланник Аллаха? Он, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Следующая мне и моим сподвижникам" [Тирмизи, 2643; Абу Дауд, 4596; ибн Маджа, 3991].
(Сказали муфассиры: обладатели писания были едины в вопросе пророчества Мухаммада, да благословит и приветствует его Аллах, так как в их писаниях было его описание. Когда же он стал пророком - разошлись их мнения, часть уверовала в него (как Негус, Абдулла ибн Салям и другие). Аллах упомянул обладателей Писания, так как они были обладателями знания).
«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы, совершать намаз и выплачивать закят. Это - правая вера.
»
аль-Беййина-Ясное знамение, 98:5
Это подобно словам Всевышнего:
«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!».
»
аль-Анбийа-Пророки, 21:25
Поэтому Аллах сказал حُنَفَاء – то есть отошедшие от многобожия к единобожию.
Это как в словах Всевышнего:
«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!». Среди них есть такие, которых Аллах наставил на прямой путь, и такие, которым было справедливо предначертано заблуждение. Ступайте же по земле и посмотрите, каким был конец неверующих.
»
ан-Нахль-Пчёлы, 16:36
Смысл слова حَنِيفٌ мы разобрали в толковании аята 161 суры «Скот».
(Слово حَنِيفٌ означает отклонившийся от всех религий в сторону Ислама).
«Совершать намаз» - это самое лучшее поклонение тела.
«Выплачивать закят» - это добродетель по отношению к неимущим и нуждающимся.
«Это – правая вера» - это истинная и справедливая религия. Или это прямая, умеренная община.
Многие ученые как Шафии, Зухри этот аят использовали как довод на то, что дела входят в понятие веры (имана).
«Воистину, неверующие из людей Писания и многобожников окажутся в огне Геенны и пребудут там вечно. Они являются наихудшими из тварей.
»
аль-Беййина-Ясное знамение, 98:6
Аллах сообщает о том, что ждет нечестивцев из числа обладателей Писания и многобожников, которые противоречили Писаниям, ниспосланным Аллахом и посланникам. В Судный день они будут в огне Ада вечно. То есть будут там постоянно.
«Воистину, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, являются наилучшими из тварей.
»
аль-Беййина-Ясное знамение, 98:7
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, и некоторые ученые этот аят приводят в виде доказательства на то, что верующие лучше ангелов.
«Их воздаянием у их Господа будут сады Эдема, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это уготовано для тех, кто боится своего Господа.
»
аль-Беййина-Ясное знамение, 98:8
"Это уготовано для тех, кто боится своего Господа" - то есть это воздаяние получат те, кто боялся Аллаха и был богобоязненным, и поклонялся Аллаху так, как будто он видит его и зная, что он не видит Аллаха, но Аллах видит его.
Пользы извлекаемые из суры:
1 – Появление пророка Мухаммада, да благословит и приветствует его Аллах, являлось необходимостью для спасения обладателей Писания и многобожников от разногласий и заблуждения. И для вывода их на прямой путь
2 – Обладатели Писания заблудились при наличии знаний, из-за высокомерия и упрямства.
3 - Предписания религии просты и нет в них сложности и запутанности.
4 – Если человек удаляется от Аллаха, то становится наихудшим из созданий.
5 - Вера и праведные дела являются причиной спасения и достижения довольства Всевышнего Аллаха.