Сура التَّكَاثُرُ«Охота к умножению»
Эта сура была ниспослана в мекканский период. Это мнение большинства ученых.
Сказал ибн Атыя: это мекканская сура и я не знаю в этом разногласия (между учеными).
Ибн Аббас, Кялби и Мукатил сказали, что она ниспослана по причине состязания в славе между бану Абдуманаф и бану Сахм в Исмламе...
Сказано в «Иткан», что это сура ниспослана в мединский период.
На это указывает:
1. То что привел ибн Абу Хатим, что она ниспослана о двух племенах Медины, которые состязались в славе.
2. Также то что привел Бухари (6439) со слов ибн Шихаба, что Анас ибн Малик передал, что Посланник Аллаха сказал: «Если бы у человека была долина золота, то он пожелал бы что бы у него было две долины. Но рот человека заполнит лишь земля и Аллах примет покаяние того, кто покаялся».
3. Сказал Убай ибн Кааб: Мы считали это Кораном пока не была ниспослана сура «Страсть к приумножению увлекает вас» (Бухари, 6440).
(Эта сура была ниспослана 16-ой, после суры 108. «Обильный» и до суры 107. «Подаяние»).
«Страсть к приумножению (похвальба богатством и детьми) увлекает вас
»
ат-Такасур-Страсть к приумножению, 102:1
«настолько, что вы посещаете кладбища, чтобы бахвалиться своими покойниками (или пока вы сами не посетите могилы).
»
ат-Такасур-Страсть к приумножению, 102:2
Сказал ибн Касир: Всевышний Аллах говорит: любовь к земной жизни (дунья), её прелестям и её красоте отвлекала вас от желания Последней жизни (ахирата) и стремления к нему. И это продолжалось до тех пор, пока к вам не пришла смерть и вы посетили могилы и стали из её обитателей.
Сказал Хасан Басри: «Страсть к приумножению увлекает вас»: то есть накопление богатства и увеличение количества детей.
Приводится в «Сахихе» Бухари (6440), что Убай ибн Кааб сказал: «Мы считали слова «Если бы у сына Адама была долина золота (он пожелал бы вторую)» из Корана пока не была ниспослана сура أَلْهَاكُمُ التَّكَاثُرُ ».
Имам Ахмад передал слова отца Абдуллаха ибн Шиххира: я пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он говорил: «Страсть к приумножению увлекает вас», сын Адама говорит: моё богатство, моё богатство. Но разве принадлежит тебе из твоего богатства (что-нибудь), кроме того что ты съел, уничтожив его, или износил из одежды, или дал в качестве милостыни (садака), сохранив его (Муслим 2201; Тирмизи 2342, 3354; Насаи).
Сказал Муслим в своем «Сахихе» передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Раб говорит: моё богатство, моё богатство. В то же время из его имущество ему принадлежит только три вещи, что он съел, уничтожив его, или что он износил из одежды, или дал в качестве милостыни (садака), сохранив его, а все остальное, то уйдет и останется людям».
Сказал Бухари (6514): передают со слов Анаса ибн Малика, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Трое будут провожать умершего, двое вернуться, а один останется с ним. Будут провожать члены семьи, имущество и дела. Члены семьи и имущество вернутся, а дела останутся с ним» (Муслим; Тирмизи 2380; Насаи в «Сунан кубра» 2964).
Передал Анас, что Посланник Аллаха сказал: «сын Адама стареет, однако остаются с ним две вещи: сильное желание (накопление имущества) и надежда» (Ахмад, 12162). Сказал ибн Касир хадис в сборниках Бухари (6420, 6421) и Муслима.
В «Сахихе» Муслима (2409) хадис приводится в следующем виде. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Стареет сын Адама, но молодыми в нем остаются две вещи: стремление к накоплению имущества и стремление к долгой жизни» (Тирмизи, 2339; ибн Маджа, 4234).
Также приводится другой риваят со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сердце старика молодое в любви к двум вещам: к долгой жизни и любви к имуществу» (Муслим, 2408; Тирмизи, 2338).
Хафиз ибн Асакир упомянул в биографии Ахнафа ибн Кайса, которого звали Даххак, что однажды он увидел человека в руке которого был дирхам. И он спросил его: чей это дирхам? Он ответил: мой. Ахнаф сказал: он будет твоим если ты его потратишь на благое.
Передал ибн Абу Хатим слова ибн Бурейды о причине ниспослания слов Всевышнего: «Страсть к приумножению увлекает вас». Сказал: это было ниспослано по причине двух племен из числа ансар бану Хариса и бану аль-Харис, которые начали состязаться в славе и количестве. Одно из низ сказала: если среди вас подобные такому-то сына такого-то, им отвечали таким же образом. Вначале они перечислили всех живых, затем сказали пойдемте на кладбище и начали перечислять всех умерших из обеих племен.
Сказал Катада: «Страсть к приумножению увлекает вас (1) пока вы не посетите могилы (2)». Они говорили: нас больше чем такое-то племя, мы многочисленнее чем они, но в тоже время они умирали и в один из дней все оказались в могилах.
Сказал ибн Касир: более правильнее, что смысл этих аятов: «посетили моголы», то есть вы стали их обитателями, вас похоронили в них.
Как приводится в «Сахихе» Бухари (3616), что Посланник Аллаха зашел навестить одного больного бедуина и сказал ему:
لاَ بَأْسَ طَهُورُ إِنْ شَاءَ الله
«Не беда, это очищение, если пожелает Аллах».
Бедуин же сказал: ты сказал очищение!? Нет это сильная лихорадка, постигшая старого человека, которая станет причиной посещения могил. Посланник Аллаха сказал: «Тогда да».
Ибн Абу Хатим передал слова Али ибн Абу Талиба: мы сомневались в мучении могилы, пока не были ниспосланы эти слова: «Страсть к приумножению увлекает вас (1) пока вы не посетите могилы (2)» (Тирмизи, 3352) (Хадис спорный в достоверности).
Также ибн Абу Хатим передал слова Маймуна ибн Махрана: я сидел у Умара ибн Абдульазиза и он прочитал: «Страсть к приумножению увлекает вас (1) пока вы не посетите могилы (2)». Затем он немного промолчал и сказал: о Маймун, я считаю, что могилы лишь место временного посещения (пребывания), и у гостя нет выбора в возвращении домой. Сказал Абу Мухаммад: то есть в рай или в ад.
Один бедуин услышал человека читавшего эти аяты и сказал: клянусь Господом Каабы он в один из дней будет воскрешен. То есть гость (посетитель) переберется из этого места в другое.
(Амр ибн Динар поклялся Аллахом сообщая, что эта сура ниспослана о торговцах.
Сказал Куртуби: нет возражений в том, что аят имеет общий смысл и туда входят и торговцы и другие.
Сказал Рагиб Асфахани: أَلْهَاكُمُ, то что отвлекает человека от того, что касается его и является для него более важным.
Аллах не упомянул предмет приумножения, указывая, что сюда входит все что отвлекает человека от поклонения Всевышнему Аллаху).
«Но нет! Скоро вы узнаете!
»
ат-Такасур-Страсть к приумножению, 102:3
«Еще раз нет! Скоро вы узнаете!
»
ат-Такасур-Страсть к приумножению, 102:4
Сказал Хасан Басри: это угроза.
Сказал Даххак: первый аят это обращение к неверующим, в второй аят обращение к верующим.
(Сказал ибн Аббас: первый аят указывает о наказании в могиле. Второй аят указывает на наказание в Судный день).
«Но нет! Если бы вы только обладали убедительным знанием!
»
ат-Такасур-Страсть к приумножению, 102:5
Если бы вы имели истинные знания, то вас не отвлекало бы приумножение богатства от стремления к Последней жизни, до того, как вы оказались в могилах.
Затем Всевышний сказал:
«А ведь вы непременно увидите Ад.
»
ат-Такасур-Страсть к приумножению, 102:6
«Вы увидите его глазами убежденными.
»
ат-Такасур-Страсть к приумножению, 102:7
Это объяснение предыдущей угрозы: «Но нет! Скоро вы узнаете! (3) Еще раз нет! Скоро вы узнаете! (4)».
Это угроза, что они увидят обитателей Огня, который если выдохнет один раз, то каждый приближенный ангел и каждый пророк опустятся на колени из-за страха и увиденного ужаса, как это приводится в преданиях.
(Было сказано, что первый аят указывает на то, что они увидят Ад снаружи, а второй указывает на то, что они увидят его изнутри.
В этих аятах Аллах клянется и клятва подразумевается и на неё указывает буква лям в начале аята).
«В тот день вы будете спрошены о благах.
»
ат-Такасур-Страсть к приумножению, 102:8
То есть вы непременно будете спрошены о том благодарили ли вы Аллаха за милости оказанные вам. Такие как здоровье, спокойствие, пропитание (удел) и другие.
Ибн Касир привел несколько риваятов истории которая произошла с Посланником Аллаха, Абу Бакром и Умаром. Они вышли из дома голодными и Посланник Аллаха повел их в дом одного из ансар. О он накормил их финиками, напоил их водой и заколол для них овцу. И после этого Посланник Аллаха сказал: «В Судный день с вам непременно будете спрошено об этом. Голод побудил вас покинуть ваши дома и вы не вернулись домой пока не поели всего этого. Это и есть одно из благ» (Муслим, ибн Маджа, 3181; Тирмизи, 2369; ).
Имам Ахмад привел слова Джабира ибн Абдулла, что Посланник Аллаха, Абу Бакр и Умар поели финики и попили воду и Посланник Аллаха сказал: «Это входит в блага за которые с вам будет спрошено» .
Передал Абу Хурайра, что Посланник Аллаха сказал: «Первое что будет спрошено с раба о благах в Судный день: разве мы не дали тебе здоровое тело и не напоили тебя прохладной водой?» (Тирмизи, 3358).
Передал Зубайр, что когда были ниспосланы слова Всевышнего: «В тот день вы (непременно) будете спрошены о благах (7) я сказал: О Посланник Аллаха! О каких благах мы будем спрошены! Мы же имеем лишь финики и воду». На что Посланник Аллаха ответил: «Это непременно случится» (Тирмизи, 3356).
Сказал Саид ибн Джубейр: даже о глотке мёда.
Сказал Муджахид: о всех усладах этого мира.
Приводятся также и другие высказывания, но самое всеобъемлющее из них мнение Муджахида.
Также приводятся слова ибн Аббаса: благо - это здоровое тело, слух, зрение. Аллах спросит рабов, каким образом они использовали их, хотя он лучше их знает об этом.
Всевышний Аллах сказал:
«Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце - все они будут призваны к ответу.
»
аль-Исра-Ночной перенос, 17:36
Передают со слов ибн Аббаса, что Посланник Аллаха сказал: «Две милости, которые не оценивают большинство людей: здоровье и свободное время» (Бухари, 6412; Тирмизи, 2305; ибн Маджа, 4170). То есть они не до конца благодарят Аллаха за них.
Пользы извлекаемые из суры:
1 - В человека вложена любовь к мирскому, но Ислам регулирует её.
2 - Указание на то, что могила временное пристанище человека и что он будет воскрешен для отчета за свои поступки.
3 - Человек должен ограничиваться тем, что помогает ему поклоняться Всевышнему Аллаху, что бы имущество не отвлекало от этого.
4 – Человек будет отвечать за все блага и милости Аллаха, данные ему.
5 - Д.З.