Эта сура была ниспослана в мекканский период. Это мнение большинства ученых.
По мнению Катада, Муджахида и Мукатиля эта сура была ниспослана в мединский период. Это также приводится со слов ибн Аббаса. Но Суюты в книге «Иткан» не включил её в число сур по поводу который имеется разногласие.
(Эта сура была ниспослана 13-ой, после суры 94. «Разве мы не раскрыли» и до суры 100. «Мчащиеся»).
Ибн Касир сказал: упоминают, что Амр ибн Ас приехал к лжецу Мусайлиме. И это после того как Мухаммад стал пророком и перед тем, как Амр принял Ислам. Мусайлима его спросил о том, что было ниспослано их соплеменнику в это время. Сказал Амр: ему была ниспослана короткая, красноречивая сура. Мусайлима спросил: что это за сура, и Амр прочитал суру «Аср». После этого Мусайлима немного подумал и сказал: мне была ниспослана сура, подобная ей. Амр спросил: что это за сура? И Мусайлима прочитал: О даман, о даман! У тебя только два уха и грудь, а остальное роет и прячется в норе. После этого сказал: как тебе? Амр сказал: клянусь Аллахом, что ты знаешь, что я знаю, что ты лжец.
(Ибн Касир привел эту историю в совей книге «Бидая ва нихая»).
Сказал ибн Касир: я видел эту историю с иснадом в о второй части книги Абу Бакра Хараиты «Масави Ахляк». «Клянусь предвечерним временем (или временем)!
» «Воистину, каждый человек в убытке,
» «кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!
»
И Мусайлима этими бессмысленными стихами хотел подражать Корану.
الْوَبْرُ – даман, небольшое животное похожее на кошку. Самой видное в нем это уши и грудь, а остальная часть некрасивая.
Табарани передал, что Убейдулла бин Хисн говорил: «Когда встречались двое из сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то они не расходиться прежде, чем один из них не прочитает другому суру «Предвечернее время», после этого они говорили друг другу салям».
Шафии сказал: «Если бы люди поразмышляли над этой сурой, это было бы достаточным для них».
(Также приводится другой вариант его слов: «Если бы Аллах не ниспослал людям только эту суру, то этого было достаточно»
Это суры было бы достаточно как назидания людям. Это не означает, что она заменяет весь Коран).
аль-Аср-Предвечернее время, 103:1
Клянусь предвечерним временем (1) (Кулиев)
Клянусь послеполуденным временем (Османов)
В знак времени (как Моего знаменья) (Порохова),
الْعَصْرِ – это время, в котором совершаются хорошие и плохие поступки сынов Адама (людей).
Передал Малик со слов Зейда ибн Аслама, что это предвечернее время.
Но первое (мнение) более распространенное. Аллах поклялся этим, что бы показать что люди будут в убытке и погибели.
аль-Аср-Предвечернее время, 103:2
что люди несут убытки (2) (Кулиев)
что люди, несомненно, [понесут] урон (Османов)
поистине, человек ведь в убытке (Крачковский)
Уверь, что человек всегда убыток терпит (Порохова)
аль-Аср-Предвечернее время, 103:3
кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение! (3)
Аллах исключил из числа тех кто окажется в убытке тех, кто уверовали всем сердцем и совершали благие дела.
وَتَوَاصَوْا بِالْحَقِّ – это выполнение поклонения и оставление запретного.
وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ – то есть в моменты трудностей и предписанного Аллахом, а также терпели когда им кто-то наносил вред во время призыва к благому и запрета порицаемого.
На этом ибн Касир завершил толкование этой суры.
Добавления из других тафсиров.
وَالْعَصْرِ
Имеется разногласие ученых в толковании этого аята.
1. Время. Мнение ибн Аббаса, Шаукани.
2. Последний отрезок времени в конце дня. Катада.
3. Предвечерний намаз (аср, икенде). Так как Аллах велел заботиться о нем. И этот намаз назван средний, то есть лучший намаз.
4. Эпоха Посланника Аллаха, так как это время пророчества.
Самое сильное первое мнение, что имеется ввиду время вообще.
إِنَّ الإِنسَانَ لَفِي خُسْرٍ
Это ответ на клятву в первой аяте. То есть то ради чего Аллах поклялся временем.
الإِنسَانَ – дословно «человек». Но имеется ввиду каждый человек, то есть все люди.
خُسْرٍ – убыток, потеря основного капитала, заблуждение и погибель.
لَفِي خُسْرٍ – то есть он погряз в это и находится внутри.
Все люди в убытке так как отказываются следовать пути Аллаха, а следуют своим страстям.
إِلاَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَتَوَاصَوْا بِالْحَقِّ وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ
Аллах исключил верующих из числа людей находящихся в убытке.
آمَنُوا - первое и основное условия спасения.
Посланник Аллаха на вопрос Джибриля об имане сказал: «Уверовать в Аллаха, в Его ангелов, в Его писания, в Его посланников, в Судный день и верить в предопределение благое и плохое (от Аллаха)».
Вера должна быть непоколебимой без сомнений.
Люди делятся на три группы:
1- Верующие без сомнений.
2. Не верующие, отрицающие.
3. Сомневающиеся.
В Судный день спасется только первая группа.
وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ – благие дела - это плоды веры.
Сюда входят все дела предписанные Аллахом, как намаз, закят, хадж, пост, подчинение родителям, поддерживание родственных связей и другие.
Чтобы дела были принятыми необходимо совершать их искренне ради Аллаха и чтобы они соответствовали Корану и сунне.
وَتَوَاصَوْا بِالْحَقِّ – заповедали друг другу истину.
Они сами придерживались истины, то есть шариата, но и помогали в этом другим. То есть побуждали к одобряемому и запрещали порицаемое.
وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ - заповедали друг другу терпение.
Они проявляют терпение сами и советуют его проявлять братьям и сестрам.
Терпение это удерживание себя от совершения того, что не подобает.
Ученые поделили терпение на три вида:
1- Терпение при совершение поклонений.
2. Терпение при удерживании себя от запретного.
3. Терпение при предопределённых Аллахом бедствиях.
Пользы извлекаемые из суры:
1- Все люди кроме верующих находятся в убытке.
2- Человек должен уверовать в Аллаха и совершать благие дела, так как это залог успеха в этом мире и после смерти.
3- Вера не дает настоящей пользы без благих дел.
4 – Для спасения человечества должна быть группа людей которая призывает их к истине, к благим делам.
5- Мусульмане это единое целое они дополняю друг другу и тем самым помогают друг другу в благом.
6. Аллах может клясться кем и чем пожелает, так как все в этом мире создано им. Человек же должен клясться только именем Аллаха.
7. Д.з.