Сура الْفِيل«Слон»
Эта сура была ниспослана в мекканский период.
(Эта сура была ниспослана 19-ой, после суры 109. «Неверующие» и до суры 113. «Рассвет»).
Сказал ибн Касир: Это является одной из милостей, которыми Аллах одарил курайшитов тем, что он спас их от войска слона. Это войско желало разрушить Каабу и стереть её с лица земли. Но Аллах уничтожил их, унизил, спутал их планы и сделал их дела бесполезными. Они были христианами и их религия была наиболее близка к религии Курайша, которые поклонялись идолам.Эта история является подготовкой к пророческой миссии посланника Аллах, который родился в этом году, согласно самому известному мнению ученых.
И мы вкратце расскажем историю войска слона.
Все начинается с истории «обладателей рвов»: что Зу Наввас, последний правитель племени Химьяр, являющийся многобожником убил обладателей рвов (об этом приводится в суре 85. «Башни»). Эти люди были христианами и их было около 20 тысяч. Спастись смогли только Даус и Зу Таглиб. Они обратились за помощью к царю Шама, который был христианином. Тот в свою очередь написал письмо правителю Эфиопии. Правитель Эфиопии направил двух людей Арьята и Абраху, с огромным войском. Они завоевали Йемен, а Зу Наввас утонул в море.
Йемен стал подчиняться Эфиопии. Но вскоре Арьят и Абраха не поделили власть и начали враждовать друг с другом. В результате Абраха убил Арьята.
Правитель Эфиопии написал письмо упрекая Абраху, о угрожая, что придет с войском в Йемен и отрежет ему чуб. Но тот отправил ему подарки, а также мешки с йеменской землей и отправил ему волосы чуба. Увидев это правитель Эфиопии смягчился и оставил его в Йемене.
В ответ Абраха решил построить самую большую церковь. И он построил церковь в Сане, которую арабы назвали Куллайс, так как она была очень высокой и поэтому если поднять голову, то с головы падал головной убор (каласватун).
И Абраха захотел, чтобы все арабы совершали хадж в эту церковь и объявил об этом.
Но арабы отказались сделать это и курайшиты очень сильно разгневались. И один из них проник в неё ночью и справил в ней большую нужду (и размазал по стенам). Когда об этом сообщили Абраха он поклялся, что поедет в Мекку и разрушил Каабу.
Мукатиль ибн Сулейман сказал, что парни из племени Курайш вошли в эту церковь и разожгли костер. День был ветреным и церковь выгорела.
После этого Абраха собрал огромное войско. В его войско был большой слон, которого звали Махмуд. Также в войске было еще 8 или 12 слонов. Слоны нужны были для разрушения Каабы.
Когда арабы узнали об этом они решили препятствовать Абраха. Одни из них по имени Зу Нафар собрал арабов, что бы воевать с войском Абрахи, но они проиграли битву. Зу Нафар был взят в плен.
Также проиграло битву племя Хасгам. Когда Абраха дошел до Таифа, его жители вышли к нему навстречу, опасаясь, что он разрушил их идола аль-Лят. Абраха не стал их трогать и они послали проводником Абу Ругаля.
Когда Абраха добрался до Мугаммаса, местечке возле Мекки, он остановился там. Воины Абрахи напали на пастбища и захватили верблюдов. Среди них были 200 верблюдов Абдульмутталиба.
Абраха послал Хуната аль-Химьяри в Мекку, чтобы он встретился с главой Курайша и сообщил ему, что его цель разрушение Каабы и он не хочет с ними сражаться.
Также проиграло битву племя Хасгам. Когда Абраха дошел до Таифа, его жители вышли к нему навстречу, опасаясь, что он разрушил их идола аль-Лят. Абраха не стал их трогать и они послали проводником Абу Ругаля.
После этого Абдульмутталиб отправился к Абрахе. Когда Абраха увидел Абдульмутталиба, спустился со своего места и сел рядом с ним на ковер и спросил, что он желает. Он сказал, что желает вернуть 200 верблюдов, которых захватили его воины.
Абраха сказал ему, что он пришел разрушить Каабу и уничтожить его религию и религию его отцов, а он спрашивает о верблюдах. Абдульмутталиб сказал, что он хозяин верблюдов, а у Каабы есть свой хозяин который защитит её.
Также рассказывают, что с Абдульмутталибом пришли предводители арабских племен и предложили ему много имущества, взамен того что бы он разрушал Каабу, но Абраха отказал им.
Абраха вернул Абдульмутталибу его верблюдов. Когда он вернулся сказал, что бы люди покинули город и спрятались на вершинах гор. Также Абдульмутталиб с некоторыми предводителями взявшись за кольцо двери Каабы попросили Аллаха защитить Каабу.
На следующий день Абраха приготовил войско и слонов. И когда они шли слон остановился и не пожелал идти дальше. Его били кололи копьями, но он не двигался вперед. Если его поворачивали в другую сторону он шел если поворачивали в сторону Мекки он не двигался.
В это время со стороны моря показалась стая птиц. У каждой птицы было 3 камешка. Один в клюве два в лапках. Когда камень падал на человека он умирал. Войско начало разбегаться, не зная куда идти.
Сказал ибн Исхак: Когда Аллах послал Мухаммада, да благословит Его Аллах и приветствует, одной из милостей оказанной Аллахом Курайшу было то, что Он защитил их от войска слона. Это для того, что бы осталось их правление и продлить время их существования.
И Аллах ниспослал две суры: «Слон» и «Курайш», в которых упомянул Свои милости этому племени. И все это для того, что Аллаха не дал изменится их образу жизни, так как Аллах приготовил им лучшее благо если они его примут.
«Разве ты не видел, что сделал твой Господь с владельцами слона?
»
аль-Филь-Слон, 105:1
(Разве ты не знаешь или разве ты не слышал, что сделал Аллах с владельцами слона).
Приводится, что в войск было двадцать тысяч воинов (Было сказано, что шестьдесят тысяч).
«Разве Он не запутал их козни
»
аль-Филь-Слон, 105:2
«и не наслал на них птиц стаями?
»
аль-Филь-Слон, 105:3
Сказал ибн Хишам: أَبَابِيلَ – стаями, группами. У этого слова в арабском языке нет единственного числа.
Абдулла ибн Масуд сказал: طَيْراً أَبَابِيلَ: группы.
Сказали ибн Аббас и Даххак: أَبَابِيلَ: следующие друг за другом.
Сказали Хасан Басри и Катада: многочисленные.
Сказал Муджхад: разные, следующие друг за другом, собранные вместе.
Сказал ибн Зейд: различные птицы, прилетели с разных сторон, прилетели со всех сторон и мест.
Сказал Икрима: это были зеленые птицы, прилетевшие с моря их головы были. Как головы хищных животных.
Сказал Убейд ибн Умейр: Это были черные морские птицы в их клювах и когтях были камешки.
Сказал Саид ибн Джубейр: Это были зеленые птицы с желтыми клювами.
Сказал Убейд ибн Умейр: когда Аллах пожелал уничтожить войско слона он наслал на них птиц, с моря, по виду напоминающих ласточек. Каждая птица несла по три камушка. Два в лапках и один в клюве. Они прилетели выстроились в ряды над их головами, затем прокричали и сбросили камешки. Если камешек попадал на голову, то пробивал насквозь. Также Аллах наслал сильный ветер, чтобы усилить падение камушков.
«Они бросали в них каменья из обожженной глины
»
аль-Филь-Слон, 105:4
Сказал ибн Хишам: سِجِّيلٍ мне сообщили Юнус Нахви и Абу Убейда, что у арабов это означает: твердый. Некоторые толкователи Корана упомянули, что это слово состоит из двух не арабских слов. Санж – камень, джиль – глина. То есть эти камешки были из камня и глины.
(Размер камешков был примерно размером с горох).
«и превратили их в подобие изъеденных иссохших злаковых листьев.
»
аль-Филь-Слон, 105:5
Сказал ибн Хишам:العَصْفٍ - листья посевов, которые не срезаны.
Сказал Саид ибн Джубайр: то есть солома. Также приводится его другое мнение: листья пшеницы.
مَّأْكُولٍ – скошенное зеленое сено. Это же сказал Хасан Басри.
Сказал ибн Аббас: العَصْفٍ - это шелуха от зерен, как оболочка пшеницы.
Сказал ибн Зейд: это листья посевов, которые съели животные и которые стали пометом.
Путь войска Абрахи из Саны и Мекку.
Пользы извлекаемые из суры:
1- Обязательность возвеличивания дома Аллаха Каабы и запретность нарушать её святость, неприкосновенность.2- Нельзя отчаиваться в помощи Аллаха даже если зло сильнее.
3- Аллах сохранил Каабу от завоевания и разрушения другими народами. И это одна из предпосылок появления Посланника Аллах.
4 – Если люди будут искренне прибегать к Аллаху и искать у него защиты Он может изменить положение и помочь.
5- Каждый кто попытается бороться с истиной Аллах нарушит все его планы.
Перед Судным днем Каабу будет разрушена человеком из Эфиопии, который разберет её по камням. Это приводится в сборнике Бухари (1595,1596).
Ибн Аббас рассказывал, что Пророк сказал: «Я словно вижу, как черный и кривоногий мужчина разбирает Каабу по камушкам». Этот хадис передали Бухари и Ахмад.
Абу Хурайра рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Святость Каабы нарушат только сами ее почитатели. Когда же это произойдет, то арабов постигнет ужасная погибель. Затем придут эфиопы и разрушат Каабу до основания, после чего она никогда уже не будет отстроена заново. Им же достанутся ее сокровища» (Ахмад).
Абдуллах ибн Амр рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Каабу разрушит коротконогий эфиоп. Он сорвет ее покрывало и обнажит ее стены. Я словно смотрю на него: лысый, кривоногий. Он будет ломать ее лопатой и киркой» (Ахмад).
Абу Хурайра рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Каабу разрушит коротконогий эфиоп». (Бухари, Муслим, Ахмад)