Сура قُرَيْشٌ «Курайш»
Эта сура была ниспослана в мекканский период.
(Эта сура была ниспослана 29-ой, после суры 95. «Смоковница» и до суры 101. «Поражающее»).
Ибн Касир привел слабый хадис о достоинстве этой суры. Что Аллах возвысил Курайш через семь вещей. Хадис привели Хаким и Байхакый, но в цепочке есть слабые передатчики, хадисы которых не принимаются
Эта сура отделена от предыдущей (сура «Филь») в основном мусхафе ( мусхаф Усмана - копии, которые приказал сделать Усман).
Между ними написали слова بسم الله الرحمن الرحيم, хотя эта сура связана по смыслу с предыдущей.
Об этом сказали ибн Исхак и ибн Зейд, так как смысл суры у них: мы не пустили слона в Мекку и уничтожили его войско «Ради единения курайшитов» то есть ради их сбора в их спокойном городе.
Также было сказано, что это из-за из традиции совершать торговые поездки зимой в Йемен, летом в Шам. И они возвращались обратно в Мекку невредимыми, так как люди из возвеличивали из-за того, что они жили на запретной территории (возле Каабы).
Кто их узнавал начинал уважать и те, кто присоединялись к ним оставались в безопасности.
Это было в их зимних и летних поездках.
А что касается времени когда они были дома, то это сказано Всевышним:
«Неужели они не видят, что Мы сделали Мекку безопасным святилищем, тогда как вокруг них людей хватают? Неужели они веруют в ложь и не веруют в милость Аллаха?
»
аль-Анкабут-Паук, 29:67
Всевышний Аллах сказал:
«Ради единения курейшитов,
»
Курейш-Курейшиты, 106:1
«единения их во время зимних и летних поездок.
»
Курейш-Курейшиты, 106:2
Слово «единение» приведено дважды. Второй раз заменяющее и разъясняющее первое.
Сказал ибн Джарир: Правильнее, что буква «лям» означает удивление, восхищение. Как будто Аллах сказал: Удивляйтесь единению курайшитов и моим милостям оказанным им в этом.
Он сказал, что это из-за единогласного мнения мусульман, что эти две суры они разделены друг от друга.
(Курайш ездили зимой в Йемен, чтобы приобрести сельхозпродукцию. А летом ездили в Шам, так как торговля фруктами и другими товарами происходила в это время. И там было не так жарко как в Мекке.
Эти поездки были источником доходов курайшитов, так как в Мекке ничего не росло. И если бы эти поездки прекратились, то Курайш страдал бы от голода. )
Аллах наделил их пропитанием благодаря мольбе Ибрахима (мир ему). Сказал Всевышний Аллах:
«Вот сказал Ибрахим (Авраам): «Господи! Сделай этот город безопасным и надели плодами его жителей, которые уверовали в Аллаха и в Последний день». Он сказал: «А неверующим Я позволю пользоваться благами недолгое время, а затем заставлю их страдать в Огне. Как же скверно это место прибытия!».
»
аль-Бакара-Корова, 2:126
Также Всевышний Аллах сказал:
«Они (неверующие мекканцы) сказали: «Если мы последуем за верным руководством вместе с тобой, то мы будем выброшены из нашей земли». Разве Мы не закрепили за ними безопасного святилища, в которое привозят плоды любых видов в качестве пропитания от Нас? Однако большинство их не ведает этого.
»
аль-Касас-Рассказ, 28:57
Затем Аллах наставил им быть благодарными за эту милость.
«Пусть же они поклоняются Господу этого Дома (Каабы),
»
Курейш-Курейшиты, 106:3
То есть поклоняйтесь только Ему и никому другому. Так как Аллах сделал для них безопасную запретную территорию и запретный Дом (Каабу).
Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: «Мне велено только поклоняться Господу этого города (Мекки), который Он провозгласил заповедным. Ему принадлежит всякая вещь, мне же велено быть одним из мусульман
»
ан-Намль-Муравьи, 27:91
«Который накормил их после голода и избавил их от страха.
»
Курейш-Курейшиты, 106:4
Он, который является Господом этого Дома (Каабы) и он является Тем, кто дает им пропитание.
И Он оказал им милость и даровал им спокойствие и безопасность.
И пусть они поклоняются только Ему и никому другому, не придавая Ему сотоварищей в виде идолов.
И тот, кто откликнется на этот приказ, тому Аллах даст спокойствие в этом мире и спокойствие в ахирате (в Судный день). А тот, кто ослушается Аллах будет лишен спокойствия в обеих мирах.
Всевышний Аллах сказал:
«Аллах привел в качестве притчи селение, которое пребывало в безопасности и покое (Мекку). Они обретали свой удел в изобилии отовсюду, но не благодарили Аллаха за эти блага, и тогда Аллах облек их в одеяние голода и страха за то, что они творили.
»
ан-Нахль-Пчёлы, 16:112
«К ним явился посланник из их среды, но они не признали его, и мучения постигли их, пока они поступали несправедливо.
»
ан-Нахль-Пчёлы, 16:113
Сказал ибн Зейд: арабы нападали друг на друга и брали друг друга в рабство, а Курайш никто не трогал из-за того, что они были хранителями Каабы.
Еще большее уважение курайшиты получили после истории с войском слона.
Курайш – племя Посланника Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует.
Курайш это часть племени Кинана.
Имеется разногласие ученых кого назвали Курайш:
1- Надр ибн Кинана. Это мнение Ахмада ибн Ханбаля, Навави, ученых шафиитского мазхаба, Куртуби, ибн Исхака, ибн Касира, ибн Хаджара и других.
2- Фихр ибн Малик ибн Надр ибн Кинана. Это мнение ибн Абдульбарра, ибн Хазма и других.
Курайш жило в Мекке и её окрестностях и называлось бану Надр (сыновья Надра), пока их не собрал в Мекке Кусай ибн Киляб. Для этого он выселил другие племена живши там (Хузага и бану Бакр).
الكعبة Кааба – дом Аллаха, построенный Ибрахимом и его сыном Исмаилом.
Находится в Мекке на запретной территории (харам). Аллах сделал эту территорию запретной в день создания небес и земли.
На этой территории запрещено:
Ломать деревья, рвать траву, которые выросли сами.
Нельзя охотиться на животных.
Если человек подобрал что-то потерянное другим человеком, то он обязан искать хозяина.
Нельзя проливать кровь человека.
В настоящее время установлено 1100 знака на границах этой территории.
Пользы извлекаемые из суры:
1- Нельзя наносить вред жителям Мекки, так как они находятся под защитой Аллаха.
2- Тот, кто живет в Мекке не боится голода.
3- Одни из самых больших милостей Аллаха людям душевное (моральное) спокойствие и наличие пропитания.
4 – Эти милости должны приводить человека к благодарности Всевышнему через подчинение Ему и через поклонение.
5- Только Аллах достоин поклонения. И запрещено поклоняться кому-либо помимо Аллаха.