Сообщается, что повелитель правоверных Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха, (салляллаху 'алейхи уа саллям), сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся».
Автор сборника "Сорок хадисов"
Имя: Мухийддин Абу Закария Яхья бин Шараф ан-Навави.
Рождение: в месяце Мухаррам 631-го года по хиджре в Сирии, в деревне Нава.
Учеба: с детских лет он отличался от сверстников любовью к знаниям. По достижении десятилетнего возраста он начал заучивать Коран наизусть и читать книги по фикху.
Когда Яхъе было десять лет, шейх Ясин аль-Мараккиши, увидел, как дети принуждали его играть с ними, а он, не желая играть, плача, убегал от них и посвящал всё свое время чтению Благородного Корана. После того, как учитель рассказал эту историю отцу имама ан-Навави, тот стал придавать большое значение обучению сына.
В 649-м году, когда имаму исполнилось 19 лет, он переселился в Дамаск, в медресе Равахия, которое находилось рядом с известной Омеядской мечетью. С самого начала обучения имам отличался огромным стремлением к знаниям и удивительной способностью к запоминанию. Во время обучения он не тратил впустую практически ни минуты свободного времени и если его одолевал сон, он засыпал ненадолго прямо за книгами, когда просыпался, продолжал учебу дальше.
Каждый день он брал по двенадцать уроков. Через шесть лет он начал преподавать в медресе Ашрафия и писать книги. За свою короткую жизнь он написал более шестидесяти произведений, посвященных различным областям исламских наук.
Среди его сочинений известные книги:
- "Аль-Арба'ун" ("Сорок хадисов"). Эта книга получила очень широкое распространение среди мусульман и стала их настольной книгой. Хотя имеется множество книг, где собрано по сорок хадисов, ни одна из них не пользуется таким авторитетом и известностью как "Сорок хадисов" ан-Навави.
- "Риядус-салихин" ("Сады праведных"). Этот сборник хадисов также можно встретить во многих домах мусульман.
- "Аль-Азкар". В ней собраны зикры и многие другие правила.
- "Минхадж". Книга посвящена описанию основ мусульманской юриспруденции согласно шафиитскому мазхабу.
- "Шарх Сахих Муслим" – комментарий к сборнику хадисов, составленному имамом Муслимом.
Имам ан-Навави известен и своей отрешенностью от мирского, богобоязненностью и усердием в поклонении. Всё время проживания и работы в Дамаске он жил в комнате при медресе Ашрафия, в которой поселился, когда переехал в Дамаск. Он оставлял свою заработную плату у смотрителя медресе и по истечении года на накопленную сумму покупал для медресе имущество и книги, ни от кого не принимал подарков, кроме близких ему людей, и то при крайней необходимости. Мать посылала ему одежду, а отец - еду, и он довольствовался этим.
Однажды, когда Захир Бейбарс, правитель Египта и Сирии, разбивший войска непобедимых доселе татаро- монголов, посетил Дамаск, казначей убедил его, что большинство садов Дамаска принадлежат государству, и султан Бейбарс издал указ, который требовал от каждого, кто пользовался этими угодьями, предоставить доказательства на право владения ими. Люди обратились к имаму с просьбой о помощи. Имам Навави написал письмо к правителю, в котором высказал своё несогласие с решением султана и указал, что его действия противоречат Шариату.
Прочитав это письмо, султан разгневался и приказал лишить имама платы и должностей, но ему ответили, что имам не обладает должностями и не берёт плату. Когда имам убедился в том, что его письмо не возымело должного действия, он решил посетить султана, выказать ему своё недовольство и указать на запретность его действий по Шариату. Услышав его речь, султан пришёл в ярость и хотел наказать имама, но Всевышний охладил его пыл и оградил великого имама от его гнева.
Султан отменил свой приказ, и люди избавились от гнёта. В конце своей недолгой жизни имам Мухийддин Абу Закария Яхья бин Шараф ан-Навави побывал на родине, где заболел и скончался в месяце Раджаб 676-го года по хиджре.
Основная тема хадиса: ихляс намерения.
Намерений два типа:
- Что я делаю? Отличает одно поклонение от другого, один вид от другого, как уразу от намаза и фарз от желательного, аср от зухра.
- Зачем я это делаю? Выделяет ради кого или чего совершено поклонение. Это и изучает тема ихляс. Значение слова ихляс: «очищение», «удаление примесей».
Определение термина ихляс:
Значение слова ихляс в арабском языке: «очищение», «удаление примесей».
В шариатской терминологии под искренностью понимается посвящение поклонения Аллаху, при котором единственной целью мусульманина является довольство Аллаха им, внимание и любовь единственно Аллаха, награда только от Аллаха и очищение своего намерения от желаний совершить благодеяние ради любых иных целей.
Сущность ихляса:
Ибн Таймия говорит: «Ихляс является сущностью ислама, поскольку ислам – это смирение именно перед Аллахом, а не иным и предание себя Ему. Кто не смирится перед ним, тот проявляется высокомерие, а кто смиряется перед ним и перед иными, тот совершает многобожие. А они оба: и высокомерие, и многобожие противоречат исламу».
- Возвеличивание Аллаха, показав этим поклонением, что только Аллах имеет право на него, а его обязанностью является быть рабом Аллаха.
- Желание довольства Аллаха и последующего Его вознаграждения:
«Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей. Тому, кто поступает таким образом, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду.
»
ан-Ниса-Женщины, 4:114
Важность ихляса:
Ихляс является одним из условий того, что Аллах примет поклонение.
«Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он - Могущественный, Прощающий.
»
аль-Мульк-Власть, 67:2
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал о тех, кто совершил такие великие дела, которых многие из нас даже не могут постичь, но, тем не менее, из-за неправильного намерения, эти дела им не принесли пользы, более того стали причиной их мук:
«Первым из людей, чья судьба будет решена в День воскресения, окажется человек, павший за веру на поле битвы. Его приведут, и Аллах напомнит ему о Своих милостях, и он признает их, а потом (Аллах) спросит: «И что же ты сделал в благодарность за них?» Он ответит: «Я сражался ради Тебя, пока не погиб!» (Аллах) скажет: Ты лжешь, ибо сражался ты (только) ради того, чтобы (люди) говорили: «Смельчак!»-, и они говорили так!- после чего относительно (этого человека) будет отдано (соответствующее) повеление, и его повлекут лицом вниз, чтобы ввергнуть в ад.
Затем приведут человека, который приобретал знание, передавал его другим и читал Коран, и (Аллах) напомнит ему о своих благодеяниях, и он признает их, а потом (Аллах) спросит: «И что же ты сделал в благодарность за них?» Он ответит: «Я приобретал знание, и передавал его другим и читал Коран ради Тебя». (Аллах) скажет: «Ты лжешь, ибо учился ты (только) ради того, чтобы (люди) говорили: «Знающий!»-, и читал Коран (только) ради того, чтобы (люди) говорили: «Чтец!»-, и они говорили так!»-, после чего относительно этого (человека) будет отдано (соответствующее) повеление, и его повлекут лицом вниз, чтобы ввергнуть в ад.
А потом приведут человека, которому Аллах даровал обширный удел и которого наделил разными видами богатств, и (Аллах) напомнит ему о Своих милостях, и тот признает их, а потом (Аллах) спросит: «И что же ты сделал в благодарность за них?» Он ответит: «Ради Тебя не упускал я ни одной возможности потратить деньги так, как это угодно Тебе». (Аллах) скажет: «Ты лжешь, ибо ты делал это (только) для того, чтобы (люди) говорили: «Щедрый!»-, и они говорили так!»-, после чего относительно этого (человека) будет отдано (соответствующее) повеление, и его повлекут лицом вниз, чтобы ввергнуть в ад» [передал Муслим].
Йахйа ибн Аби Касир (да помилует его Аллах) сказал: «Учитесь правильному намерению, ибо намерение значит больше, чем само дело».
Источники ихляса:
Возвеличивание единственно Аллаха, не возвеличивая никого-то помимо Него таким же образом. Ни себя, не других
Искренняя любовь к Аллаху
Искренность появляется тогда, когда знает, что только Аллах может помочь ему.
Зухд – отрешенность от мира.
«Разве ты не видел тех, кому было сказано: «Уберите руки (не пытайтесь сражаться), совершайте намаз и выплачивайте закят». Когда же им было предписано сражаться, некоторые из них стали бояться людей так, как боятся Аллаха, или даже более того. Они сказали: «Господь наш! Зачем Ты предписал нам сражаться? Вот если бы Ты предоставил отсрочку на небольшой срок!». Скажи: «Мирские блага непродолжительны, а Последняя жизнь лучше для того, кто богобоязнен. Вы же не будете обижены даже на величину нити на финиковой косточке».
»
ан-Ниса-Женщины, 4:77
Практика ихляса
Тайное совершение дел:
Аз-Зубайр ибн аль-'Аввам сказал: «Кому из вас представится возможность тайно совершить благое дело, пусть непременно воспользуется ею».
'Абдуллах ибн Мас'уд сказал: «Если встанете утром постящимися, смажьтесь маслом». То есть: как будто вы только что поели.
Дауд ибн Абу Хинд постился сорок лет, и члены его семьи ничего не знали об этом. Он был портным и утром, уходя на работу, брал с собой обед, который отдавал в качестве милостыни нуждающимся, а, возвращаясь домой, ужинал вместе с семьёй, делая разговение.
Некоторые люди в Медине жили и не знали, откуда приходит к ним пропитание, а когда скончался 'Али ибн аль-Хусейн (Зейну-ль-'Абидин), у них перестала появляться еда по ночам...
Что же говорить о тех, кто и не делает ничего благого и при этом еще желает выглядеть перед людьми богобоязненным?!
«Не думай же, что те, которые радуются своим поступкам и любят, чтобы их хвалили за то, чего они не совершали, спасутся от мучений. Им уготованы мучительные страдания.
»
Алю Имран-Семейство Имрана, 3:188
Пользы ихляса:
Однажды Хамдуна ибн аль-Хасана спросили: «Почему слова саляфов (первых мусульман) приносили больше пользы, чем наши слова?» Он ответил: «Потому что они говорили ради возвеличивания Ислама, спасения самих себя и довольства Всемилостивого Аллаха, а мы говорим ради возвеличивания своих душ, поиска мирских благ довольства людей».
Примеры ихляса:
Мухаммад ибн Йусуф аль-Асбахани (да помилует его Аллах) всегда покупал хлеб у разных пекарей, и когда его спросили об этом, он сказал: «Я боюсь, что они начнут узнавать меня и делать мне скидки, и я окажусь одним из тех, кто живёт за счёт своей религии».
Однажды 'Абдуллах ибн Мухайриз (да помилует егоАллах) вошёл в лавку, желая купить одежду, и один человек сказал хозяину лавки: «Это Ибн Мухайриз. Обслужи его получше». Услышав это, Ибн Мухайриз разгневался и вышел из лавки со словами: «Мы покупаем за наши деньги, а не за нашу религию».
Ихляс и похвала людей.
Что касается радости возникающей от того, что дело, сделанное тобой искренне ради Аллаха, стало известно другим, то оно бывает разным.
Послушаем, что говорит об этом ибн Кудама: «Радость бывает похвальной и порицаемой. Похвальная радость - это когда человек хотел скрыть дела, был искренним, но когда люди узнали о том, что он сделал, понял, что это Аллах дал им узнать и показал им его с хорошей стороны. Он радуется тому, что Аллах хорошо отнесся к нему, посмотрел на него, проявил к нему милость, скрыв грехи и показав благие дела. Нет милости большей, чем сокрытие плохих дел и проявление прекрасных деяний. И радость его из-за этого отношения Аллаха к нему, а не из-за того, что люди его хвалят и хорошо относятся к нему.Также надеется, что и в Судный день Аллах поступит с ним также.
Если же его радость связана с тем, что он будет иметь в сердцах людей особое место, чтобы его похвалили, имели о нем хорошее мнение и помогали ему, то это порицаемо.
Муслим передал, что пророка, салляллаху 'алейхи уа саллям, спросили: О, посланник Аллаха, как ты считаешь, человек делает какое-либо дело из благих дел и люди хвалят его за это? Это скорая радость верующего! - ответил пророк».
Если кто-то хвалит за совершение искренне совершенного благого дела, то это естественно нравится человеку, поскольку благое дело не может не нравится. Ему нравится, что людям нравится благое дело, что они любят праведность. Он надеется, что любовь людей к нему и их похвала – это результат любви Аллаха и Его ангелов, как сказано в хадисе.
Защита ихляса:
'Аун ибн 'Абдуллах (да помилует его Аллах) сказал: «Если ты подал что-нибудь бедняку и он сказал тебе "Да благословит тебя Аллах!", ты тоже скажи ему "Да благословит тебя Аллах!", чтобы милостыня твоя была искренней».
Противоположности ихляса:
Рия – показуха:
Чтобы обратили внимание: Восхищение, любовь, признание, первое место, уважение в сердцах, чувство долга.
Например, делает суджуд и при этом своим суджудом желает не возвеличивания Аллаха, а желает возвеличить себя. Это является по сути воровством.
Чтобы проявили внимание: Требование особого отношения, скидок, уважения, из-за своего поклонения, из-за того, что ты мусульманин.
Восхищение самим собой: Абу аль-Вафа ибн 'Акыль сказал:
«Это когда человеку кажется, что совершаемые ими благие дела (проявления покорности Аллаху) многочисленны, и он начинает гордиться ими. Признаком этого является ожидание от Аллаха того, что даёт Он порой Своим приближённым — например, чудес и непременного ответа на мольбы.... Самолюбование появляется, когда человек начинает считать свои достижения плодов личных усилий и забывает о милостях и содействии Всевышнего. Он перестаёт замечать бесчисленные милости Аллаха».
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал:
﴿ثَلاثٌمُهْلِكَاتٌ : شُحٌّمُطَاعٌ،وَهَوًىمُتَّبَعٌ،وَإِعْجَابُالْمَرْءِبنفْسِهِ﴾
«Три вещи губят человека: скупость, которой он повинуется; страсть, за которой он следует, и восхищение собой».
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿لَوْلَمْتَكَونُواتُذْنِبونَخَشِيْتُعَلَيْكُمْأَكْثَرَمِنْذَلِكَ : العُجْب﴾
«Если бы вы не грешили, я бы опасался для вас ещё большего — восхищения собой».
Различие между показухой и восхищением собой:
Шейхуль-ислам (да помилует его Аллах) сказал: «Они похожи, и то, и другое является ширком, однако в случае совершения дел напоказ объектом ширка становятся другие люди. А в случае с самолюбованием — душа человека, то есть он сам.
В случае с совершением дел напоказ человек не претворяет в жизнь Слова Всевышнего "Тебе Одному мы поклоняемся".
А в случае с самолюбованием человек не претворяет в жизнь Слова Всевышнего "И Тебя Одного просим о помощи". Если же человек претворяет в жизнь Слова Всевышнего "Тебе Одному мы поклоняемся", он отходит от совершения дел напоказ (рийа). А если человек претворяет в жизнь Слова Всевышнего "И Тебя Одного просим о помощи", он отходит от самолюбования».
Активность в обществе и ихляс:
«Иногда человек находится с теми, кто активен в поклонении и он не отстает от них, хотя обычно ленив. Если бы их не было, то не было бы этой активности. Можно подумать, что это показуха, но это не совсем так. Здесь необходимо различать.
Каждый верующий любит поклонение и желает поклоняться. Но ему препятствуют разные ситуации и мешает беспечность и возможно, что нахождение среди других станет причиной избавления от беспечности и победы над препятствиями, ведь человеку иногда требуются причины, среди которых благое общество.
Шайтан не должен обмануть его тем, что противоречие своим привычкам в данном случае указывает на показуху. Не стоит обращать внимание на него, а проверить свое намерение. Проверить, представив, что ты видишь их, а они тебя нет. Если при этом ты активизируешься от их вида, и начнешь поклонение, то это ради Аллаха. Если же нет, то это показуха» [Ибн Кудама].