Данная статья является конспектом к уроку № 9. Смотрите видеозапись уроков в разделе "Видео "Причины разногласий""
1. Отрицание в вопросах, в которых имеется разногласие.
Ученые сказали
الإنكار في مسائل الاجتهاد لا يسوغ
«Отрицание в вопросах, в которых имеется разногласие, не разрешается».
Но это не во всех вопросах.
Имеются вопросы, в которых доказательства ясные и явные. В этих вопросах можно опровергать, но с мудростью и приводя доказательства.
Вопросы, в которых разногласие известно и это разногласие является сильным. В этих вопросах нельзя опровергать мнение оппонента.
Примеры:
- Сунны. Нельзя навязывать действия, не являющиеся обязательными в шариате. Но можно дискутировать, приводя доводы.
- Вопросы, в которых разногласие очень сильное.
Некоторые примеры уже приводились на предыдущих уроках.
2.Ставить точку в вопросах, в которых этого сделать невозможно.
То есть утверждать, что его мнение правильное, а остальные мнения ошибочны.
Это часто происходит из-за недостатка знаний. Человеку кажется, что мнение, которое он придерживается самое правильно и доказательство явное и ясное. Но на самом деле человек просто не знает доказательства, противоречащие его доказательству. Поэтому ученые не спешат с ответом, так как знают причины разногласий и знают доказательства.
3. Уделять большое внимание «маленьким вопросам» и делать из них основу.
Имеются основы религии, действия являющиеся признаком верующего.
Также имеются вопросы, дополняющие основы.
Некоторые люди путают их местами и критерием имана или критерием следования сунне ставят именно эти вопросы.
Пример: جَلْسَةُ الاسْتِرَاحَةِ Жалсяту истираха.
4. Проблема «двух мнений».
Это когда человек выбирает любое из двух имеющихся мнений. И часто мнение, которое ему нравиться. Но необходимо задаться вопросом, эти два мнения чьи они. Два мнения Аллаха, или два мнения Посланника Аллаха, или два мнения ученых. Конечно же, ответ очевиден, это мнения ученых. У Всевышнего Аллаха только одно мнение.
Если мусульманин будет выбирать то, что ему нравиться, это считается высвобождением от ограничений шариата.
Сказали некоторые ученые: «Если человек будет принимать странные мнения ученых (противоречащие всем ученым), в нем соберется все плохое».
У многих ученых имеются мнения, противоречащие мнению остальных ученых. И ученые опровергли это мнение.
Некоторые примеры:
- Абу Саляма ибн Абдуррахман считал, если человек найдет воду после совершения таяммума, омовение водой он брать не должен, пока не нарушится таяммум. Это мнение противоречит мнению всех ученых.
- Человек, проснувшись, обнаружил влажные выделения, но не помнит сон. Имеется мнение, что если он не помнит сон, гусль совершать не должен. Но это мнение противоречит хадисам и мнению ученых.
Противоречия
1. Чрезмерность.
Слепое следование мазхабу. Как будто их мазхаб истина, а остальные заблуждение. Это вызывает споры и препирательства. И самое удивительное, что некоторые ученые из числа последователей мазхабов следуют этому.
Хотя в тоже время их имамы говорили: «Мое мнение правильное, но оно может быть ошибочным. Мнение другого ошибочно, но оно может быть правильным».
Если быть справедливыми, следует сказать, что все мазхабы правильные, но в них могут быть ошибки. Это с точки зрения мукаллида (слепо следующего) и обычного человека. А с точки зрения ученого муджтахида он правильный с точки зрения ученого, и может содержать ошибки, так как это человеческий иджтихад в понимании текстов шариата. И зная ,что никто из ученых не застрахован от ошибок.
- Предпочтение одного мазхаба другому. Это привело к придумыванию хадисов о достоинствах имамов.
Или придумывание разных причин, порочащих другие мазхабы. Это все возвращается к глубокому невежеству, и очень сильному порицаемому фанатизму. Этим фанатизмом недоволен Всевышний Аллах, и сами имамы-ученые были недовольны им.
2 – Нерадивость, упущение.
- Некоторые невежественные люди разногласие в фикхе считают разногласием в религии, и разделением на партии и мазхабы, которое порицаемо Аллахом.
- Порицание, ругание мазхабов разными способами:
- Порицание ученых какими-либо способами.
- Сбор ошибок и слабых мнений в мазхабах. Затем эти ошибки распространяются среди людей на собраниях, или в книгах и статьях. Все это с целью отвращения людей от этих мазхабов и привлечение внимание к своим мнениям.
Без сомнений, что ученые имамы люди, которые могут быть правы и могут ошибаться. И они иногда не могут найти довода. И никто из них не говорил, что он не ошибается. И они все получили вознаграждение за их иджтихады, какими бы они не были.