Данная статья является конспектом к урокам № 4, 5, 6 и 7. Смотрите видеозапись уроков в разделе "Видео "Причины разногласий""
Это отношение можно рассмотреть с двух сторон:
- Природа разногласий, их возникновение и принятие их естественности.
- Принятие их и следование им.
Если смотреть с первой стороны, то наше отношение должно быть таким же, какое оно было у ученых.
Привел Абу Нуайм слова Суфьяна Сайри: «Если ты уви-дишь человека, совершающего действие, в котором имеется разногласие ученых, а ты считаешь более правильным другое мнение, не запрещай ему» [«Хилья» 6/368)].
Также Хатыб Багдади привел слова Суфьяна: «Если имеется разногласие факихов, то я не запрещаю никому из своих братье принимать одно из мнений» [«Факых и мутафаккых»].
Ибн Муфлих в книге «Адаб шаргия» в главе «Не отрицаются мнения того, кто совершил иджтихад, в вопросах в которых он разрешен...»:
Сказал Ахмад: «Не следует факыху принуждать людей следовать своим мнениям». Также приводится другое мнение Ахмада, что не опровергаются действия муджтахида, а опро-вергаются действия мукаллида.
Сказал ибн Таймия: «Слова, что нет отрицания в вопросах, в которых имеется разногласие, не правильны. Так как отрицание направляется или к положению или к действию.
Что касается слов, которые противоречат сунне или иджмагу, отрицание является обязательным. Если же не противоречит сунне и иджмагу, то отрицается, объясняя слабость.
Это согласное мнению тех ученых, которые считают, что истина одна.
Что касается действия, то если оно противоречит сунне или иджмагу, отрицание является обязательным.
Если же в вопросе нет явного довода из сунны, и нет иджмага, то иджтихад является разрешенным, и нельзя порицать совершающих действия согласно ему, неважно муджтахидом он будет или мукаллидом.»
Все эти высказывания указывают на то, что ученые считают, нет порицания в вопросах, в которых иджтихад дозволен.
Некоторые делят иджтихад на слабый и сильный.
Вывод:
1. Если иджтихад дозволен и разошлись мнения ученых, то порицание и отрицание не разрешено.
Исключением является следующее:
- если разногласие стало историей, то неправильно будет продолжать его. Пример: разногласие между сподвижниками и табиинами по поводу риба фадль, или по поводу временного никаха (мутга). Во всех этих вопросах приводится отказ от этих мнений и возврат к мнению большинства. В этом случае раз-решается порицать.
- Если разногласие считается слабым.
- Если слабость очень сильная и мнение противоречит явному и достоверному доказательству.
- Если имеется иджтихад при отсутствии доказательства. То не порицается никто из тех, кто следует какому-либо мнению. Можно сделать наставление.
Так как подобные вопросы, считаются слабыми у одних ученых и сильными у других.
Это касалось позиции ученого. Тем более большинство ученых считают, что ученый муджтахид при ошибке получает одно вознаграждение. Если же он окажется прав, получает награду вдвойне. [Опираясь на хадис, который привели Бухари, Муслим, Абу Дауд].
Приведем слова Дахляви, показывающие позицию ученых в вопросах разногласий:
Среди сподвижников и табиинов были те, кто произносил «бисмиллях» и те, кто не произносил.
Некоторые произносили его вслух, некоторые произносили тихо.
Некоторые из них читали «кунут» в утреннем намазе, другие не делали этого.
Некоторые из них совершали омовение после хиджамы, кровотечения из носа и рвоты, другие не делали этого.
Также можно привести множество примеров подобных раз-ногласий.
Несмотря на это они совершали намаз друг за другом.
Например Абу Ханифа и его последователи, Шафии и его последователи совершали намаз в Медине за имамами маликитами. Хотя в маликитском мазхабе «бисмилля» не произ-носится вообще, не вслух, не про себя.
Рашид (халифа) совершил намаз, после хиджамы. Позади его совершил намаз Абу Юсуф. Халифу Рашиду Малик сказал, что хиджама омовение не нарушает. А Абу Юсуф считал, что выход крови омовение нарушает.
Ахмад ибн Ханбаль считал совершение омовения обязательным после хиджамы и кровотечения из носа. Однажды его спросили о имаме, у которого вышла кровь и он совершил намаз не совершив омовение. Но что он сказал: как же я не буду совершать намаз позади имама Малика и Саида ибн Мусайяба.
Однажды Шафии совершил утренний намаз возле могилы Абу Ханифы и не прочитал кунут, соблюдая адаб по отношению к Абу Ханифе.
История Малика, когда ему предложили, что бы его книга стала основной для мусульман в вопросах фикха.
Это ему предложили халиф Мансур (или Харун Рашид).
Малик сказал ему: «О правитель правоверных, не делай этого. Так как до людей уже дошли разные мнения, они слышали много хадисов, и привели разные риваяты. И люди избрали мнения дошедшие до них первыми. Оставь людей и их мнения, которые выбрали жители каждой местности для себя».
Приводится в «Фатава баззазия», что Абу Юсуф совершил намаз джумга имамом, совершив гусль в бане. После намаза ему сообщили, что в колодце бани нашли мертвую мышь, и он сказал, что последует мнению братьев из Медины. Если вода будет больше двух больших сосудов (قُلَّتَانِ, 160 литров) вода не становиться наджисом.
Спросили имама Худжанди о человеке, который придерживался мазхаба Шафии и не совершал намаз год или два. Затем он перешел в мазхаб Абу Ханифы. Как он должен возмещать эти намазы, согласно мазхабу Шафии или мазхабу Абу Ханифы. Сказал: нет разницы согласно какому мазхабу будет возмещать, если считает это разрешенным.
В «Джамиг фатава» сказано: Если человек придерживаю-щийся ханафитского мазхаба скажет: если я женюсь на та-кой-то, то она считается разведенной три раза. И после это пойдет к шафииту и спросит об этом вопросе. И тот ответит ему, что развод не состоялся и его клятва недействительна. Ничего страшного следование мазхабу Шафии в этом вопросе, потому что многие сподвижники придерживались этого мнения.
Пример на то, что ученые не обязывали следовать своим мнениям. Закята с денег, взятых в долг, препятствуют они выплате закята или нет.
Мазхаб Абу Ханифы, что если человек имеет сумму, облагаемую закятом, но в то же время на нем долг в половину этой суммы – выплачивать закят он не должен. Есть 300 000 тысяч рублей, 100 000 свои, а 200 000 взял в долг. Закят не обязателен. А учитель Абу Ханифы Хаммад ибн Аби Сулейман, считал, что закят платить он должен.
Сказал имам Ахмад: никому не следует выносить решения, не зная мнения ученых, их мазхабы. Если он будет спрошен о каком-либо вопросе, зная, что ученые, мазхаб которых он придерживается, сошлись в этом вопросе, он может сказать: это разрешено или это запрещено.
Если же имеется разногласие, он может сказать это разрешено согласно мнению такого-то, а согласно мнению такого-то запрещено. И он не имеет право выбирать мнение одного из них, не зная их доводы.
Что же касается позиции обычного человека (العامّي, не ученого), который не разбирается в вопросах и не может отличить сильное от слабого. Этому человеку нельзя отрицать и порицать в этих вопросах. Если только он не знает положение от ученого, которому доверяет. Или же общеизвестно порицание ученых в данном вопросе. Это считается таклидом ученым.
Не является оправданием в порицании, только то, что он делает по-другому, или, что такой-то ученый вынес фетву. И как много вопросов, в которых имеется разногласие, но многие люди думают, что в них не может быть разногласий.
Этот человек обязан следовать ученым, не важно будет это имам какого-либо мазхаба, если он из тех, кто изучал один из мазхабов и следует ему. Или это один из известных ученых, если человек не следует известным мазхабам, его мазхаб, мазхаб его муфтия, того, кому он следует.
Этот человек обязан спрашивать и следовать услышанной фетве, уважая мнения других в этом вопросе.
И запрещено ему придерживаться религии, опираясь на свое мнение и свое понимание. Тогда он будет считаться следующим своим страстям.
Сказал Всевышний Аллах:
«Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания.
»
ан-Нахль-Пчёлы, 16:43
Сказал Хатыб Багдади: «Что касается того, кому разрешается таклид (следовать мнениям других) – это обычный человек, который не знает путей выведения шариатских положений. Ему разрешается следовать мнениям ученых, подчиняясь словам Всевышнего в суре «Пчела» аят 43.
Некоторые мугтазилиты сказали, что человек не имеет право следовать мнению ученого, пока он не узнает причину вынесения данного хукма. Поэтому когда он обращается к ученому, он должен узнать причину вынесения данного положения и только потом принять и следовать ему. Это является ошибкой, потому что обычный человек не в состоянии сделать это. Он сможет сделать это только после многих лет изучения религии, после долгого общения с учеными фикха, и изучить пути кыяса, и будет знать, что делает кыяс правильным, а что нарушает его, и какие доказательства необходимо ставить выше других. И это возложение на обычных людей того, что они не в состоянии сделать» [«Факых и мутафаккых» 2/ 68-69].
Сказал Амиди: «Обычный человек (العامي), и тот кто не яв-ляется муджтахидом, даже если он освоил некоторые науки, необходимые для муджтахида, обязан следовать мнению муджтахидов и принимать их мнения, согласно мнению авторитетных ученых усуль фикх. Некоторые мугтазилиты из Багдада запретили это, сказав, что ему нельзя следовать их мнениям, пока не узнает правильность его иджтихада полагаясь на его доказательства.
Более правильным считается первое мнение. На это указывают явные доказательства, иджмаг и логическое мышление.
- Явное доказательство:
{فَاسْأَلوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لا تَعْلَمُونَ}
Это обращение ко всем людям, и это обязательно касается всех вопросов, ответа на которые человек не знает. - Иджмаг. Это то, что во времена сподвижников и табиин, обычные люди обращались к ученым из их числа и следовали им в вопросах религии. Ученые отвечали им на их во-просы, не приводя доказательства. И ученые не запрещали им следовать их мнения, которые были сказаны без упоминания доказательств. И это является иджмагом на дозволенность следования обычных людей ученым (в любых ситуациях).
- Логика. Человек, не владеющий инструментами для иджтихада, при какой-либо ситуации может выполнить одно из двух действий.
1- Он будет лично искать ответ в доказательствах и мнениях ученых. Этот вариант является невозможным. Так как если все мусульмане будут искать ответы лично сами, они оставят все свои дела. Это приведет к разрухе в их жизни. И это осложнение в религии, и явный вред, запрещенный в аятах Корана:
{وَمَا جَعَلَ عَلَيْكُمْ فِي الدِّينِ مِنْ حَرَجٍ} (الحج: 78)
«и не сделал для вас никакого затруднения в религии».
Передают со слов Абу Са'ида Са'да бин Синана аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха – да благословит Его Аллах и приветствует - сказал:
" ضرر ولا ضرار"
"Недопустимо (причинять) вред ни (без причины), ни (причинять) вред (в ответ)" [ибн Маджа и Даракутни].
Этот хадис касается любого вреда, так как слово ضرر неопределенное отрицаемое частицей لا.
Но имеется исключение и это вопросы основ религии, в ко-торых таклид мы запрещаем. Таклид дозволен только в рамках вопросов, в которых разрешен иджтихад. [«Ихкам» Ами-ди, «Факых и мутафаккых» Багдади].
2- Последует мнению одного из ученых.