Причины разногласий между учёными
Данная статья является конспектом к урокам № 1, 2 и 3. Смотрите видеозапись уроков в разделе "Видео "Причины разногласий""
Имеется очень много вопросов, в которых ученые единогласны.
Примеры: намаз магриб 3 ракаата, намаз магриб в са-фаре не сокращается.
Также имеется множество вопросов, в которых име-ется разногласие между учеными.
Примеры: ночь предопределения (лайлатуль кадр) около 50 мнений, средний намаз более 10 мнений.
Множество вопросов в них несколько мнений 2,3,4,5.
Ученые единогласны, что никто из ученых не желал противоречить Посланнику Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах. И что любой человек его мнение или принимается или отвергается, кроме слов Посланника Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах.
Поэтому если мы встречаем ошибку ученого, то должны найти ему оправдание.
Причины разногласий.
Их можно поделить на три основные причины:
1- Ученый был убежден, что Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, не говорил этих слов.
2- Был убежден, что эти слова не указывают на этот вопрос.
3- Был убежден, что это положение отменено (мансух).
1. Доказательство (далиль) не дошло до ученого.
Примеры:
- Когда правитель правоверных, Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, отправился в путешест-вие, в Шам. В пути до них дошла весть о том, что там буйствует чума. После этого Умар, остановился и стал советоваться со сподвижниками, он спрашивал совета у мухаджиров и ансаров, те разошлись во мнении, ... но более приоритетным было мнение возвращаться. Во время их размышлений пришел отсутствующий некоторое время Абдурахман ибн Ауф, и сказал: "У меня по этому поводу есть знание, я слышал Послан-ник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, говорил: "Если вы услышите о ней "чуме", то не ступайте на ту землю, а если она поразила земли, и вы находитесь на них, то не выходите оттуда" (Бухари, Муслим).
- История между Умаром и Абу Муса Аш'ари в спрашивании разрешения войти, которая приводит-ся в сборниках Бухари и Муслима.
- Дискуссия между Умаром и ибн Аббасом по по-воду того, кто сомневается в намазе. Они не знали от-вет пока им не сообщил об этом Абдурахман ибн Ауф, что Посланник Аллаха сказал оставлять со-мнение и полагаться на то, в чем уверен.
- К Абу Бакру пришла женщина и спросила о на-следстве бабушки. Но Абу Бакр не нашел ответа в Коране и не знал ответа в сунне. Он спросил спод-вижников и Мугыра ибн Шу'ба и Мухаммад ибн Масляма сказали, что Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, выделил ей одну шестую часть.
- Умар не знал хадис о том, что за каждый палец необходимо выплачивать десять верблюдов в виде дия. Когда он нашел сообщение об этом в хадисе се-мейства Амра ибн Хазма, в котором было, что за ка-ждыц палец десять, он отказался от своего мнения. И начал следовать хадису. До этого за большой палец он велел давать 13, за мизинец 6. (Насаи, Шафии). Этот хадис знали Абу Муса, ибн Аббас, Муавия.
- Умар запрещал использовать благовоние тому, кто входит в состояние ихрама, и перед тавафом ифа-да. Также это запрещал его сын и некоторые другие сподвижники. Они не знали хадис Аишы, в котором сказано, что она делала это (Бухари).
- Усман ибн Аффан не знал, что если умирал муж, жена должна была находиться срок идды (4 месяца и 10 дней) в его доме. Об этом ему рассказала Фурайга бинт Малик, сестра Абу Саида Худри, что когда умер еж муж, Посланник Аллаха , да благословит его и приветствует Аллах, сказал ей находиться в доме мужа, пока не завершится идда (Насаи, ибн Маджа).
Имеется еще очень много примеров.
2. Хадис дошел до него, однако он просто забыл его.
ПРИМЕРЫ: - история между Абу Мас'удом и Хузайфа ибн Йаманом в Мадаин. Абу Мас'уд читал намаз будучи имамом на возвышенности. Хузайфа потянул и спустил его. История приводится в сборнике Хакима с достоверным ис-надом.
- Как история Аммара ибн Ясира и Умара ибн Хаттаба ка-сающаяся таяммума.
- Умар ибн Хаттаб стоя на минбаре в пятницу ограничил махр женщин. Но встала одна женщина и прочитала аят и Умар вспомнил его и отказался от своих слов.
- Абдулла ибн Умар говорил, что Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, совершил четыре умры, одну из них в месяце раджаб. Когда Аиша услышала об этом сказала, что ибн Умар ошибся, хо-тя и сопровождал Пророка, да благословит его и приветствует Аллах во всех умрах.
3. Доказательство до ученого дошло, но он по-считал его слабым.
Хадис = иснад + матн.
Иснад – цепочка передатчиков.
Матн – текст хадиса.
Примеры:
- Прикосновение к мусхафу без омовения.
Хадис: لا يمس القرآن إلا طاهر передан со слов Амра ибн Хазма, Хакима ибн Хизама и Абдуллаха ибн Умара.
Имамы 4 мазхабов посчитали его достоверным, а Табари, ибн Хазм и некоторые другие посчитали слабым и разрешили прикасаться к Мусхафу без омовения.
- Хадис Фатыма бинт Кайс. Умар ибн Хаттаб не при-нял еж слова, объяснив, что она могла забыть.
- Слова в дуа после азана داعيملا فلخت لا كنإ
Хадис дуа после азана приводится со слов Джабира в сборниках Бухари и Муслима. В сборнике Байхакый приводятся упомянутые слова.
Имеется разногласие ученых по поводу достоверно-сти данных слов. Шейх Альбани считал еж слабой. Шейх ибн Баз считал еж достоверной. Ибн Усаймин в шархе «Булугуль марам» назвал еж достоверной. В других местах приводится, что он назвал еж слабой, но разрешил говорить эти слова, так как они имеются в Коране.
- Протирание лица после совершения дуа.
Приводится со слов Умара, что Посланника Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, когда поднимал руки во время дуа, не опускал их пока не протирал ими лицо. (Тирмизи, 3386).
Разошлись мнения ученых по поводу достоверности этого хадиса.
1. Исхак, одно из мнений Навави, ибн Хаджар, Му-нави, Сангани, Шаукани и другие ученые считали его достоверным. Приводится множество цепочек данно-го хадиса, которые сами по себе являются слабыми, но усиливают друг друга и хадис считается хасан.
2. Ибн Таймия, Изз ибн Абдуссалям, Альбани, ибн Усаймин и другие ученые.
4. Разное понимание текстов Корана и сунны.
Примеры:
- Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, приказал сподвижникам от-правляться в путь, сказав: "Пусть никто из вас не со-вершает предвечернюю молитву (аср), кроме как в племени бану Курайза".
- Слова Всевышнего Аллаха
«Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций. Не позволительно им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах, если они веруют в Аллаха и в Последний день. Мужья в течение этого периода имеют право вернуть их, если захотят примирения. Жены имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению. Аллах - Могущественный, Мудрый.
»
аль-Бакара-Корова, 2:228
Период может означать:
1- месячные,
2- промежуток времени между месячными.
- Слова Всевышнего Аллаха:
«О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, - быть может, вы будете благодарны.
»
аль-Маида-Трапеза, 5:6
Разошлись мнения ученых по поводу смысла слов:
1- Просто прикосновение. То есть прикосновение мужчины к телу женщины нарушает его омовение. Это мнение Шафии. Но приводиться, что Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, целовал одну из своих жен, затем шел и совершал намаз не совершая омовения.
2. Прикосновение ведущее к возбуждению.
3. Интимная близость. Это мнение ибн Аббаса.
- Употребление в пищу верблюжьего мясо.
Посланника Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, спросили нужно ли совер-шать омовение после употребления в пищу верблюжьего мяса. И он, да благословит его и приветствует Аллах, ответил, что да.
Этот ответ может означать, что да обязательно или же желательно. Малик, Шафии и Абу Ханифа счита-ли, что омовение не нарушается. Ахмад, Исхак счита-ли, что нарушается.
Причиной разногласий может быть непонимание слов в хадисах.
Как слова
Сказал Посланник Аллаха:
5. Хадис дошел до него, однако он убежден, что этот хадис противоречит более сильному доказательству из текстов Корана или хадиса, или (иджма'а).
Примеры:
- Нарушается ли омовение после прикосновения к половому органу.
Имеется два противоположных хадиса.
1. Хадис Бусры бин Сафван, указывающий на то, что омовение нарушается.
2. Хадис Талька ибн Али, указывающий на то, что омовение не нарушается.
- Мнение ибн Аббаса по поводу риба фадль.
Имеются разные риваяты (версии) хадисов, касающихся риба.
После ибн Аббаса ученые сошлись во мнении, что риба бывает двух видов.
Это пять причин, при которых разногласие является нормальным явлением и разрешается шариатом.
6. Следование страстям и слепое следование кому-либо.
Это причина, которая является причиной пори-цаемого разногласия.
И мы не утверждаем, что каждый, кто противоречит прав. Но имеются среди тех, кто относит себя к ученым или получающим знания, противоречащие другим только из-за слепого следования кому-либо (тагассуб).
Это следование имело негативное влияние в истории мусульман. И вызвало множество споров, вражды, разрушения городов и государств.
Это в том случае, когда человек следует какому-либо мнению, зная, что он не прав, и только из-за то-го, что это мнение такого-то ученого.
Пусть никто не говорит, что сунна была собрана и записана, и поэтому невозможно не знать что-либо из нее. Так как сборники хадисов появились после смерти имамов. И нельзя утверждать, что все хадисы собраны без исключения.
Первые ученые знали хадисы наизусть, последующие через книги. И возможно, что хадисы, которые были им известны и считались достоверными не дошли до нас или дошли в слабой форме.
Также нельзя сказать, что не знающий все хадисы не может быть муджтахидом. Тогда совсем не было бы муджтахидов, так как нет ученого, который знал бы все хадисы.
Разногласия появились после смерти Посланника Аллаха. И самое первое разногласие по поводу того, кто будет халифом. Из мухаджиров или ансар.
Разногласие имеется не только среди мазхабов, но и внутри мазхабов. Например, разногласие между абу Ханифой и учениками абу Юсуфом, Мухамадом и Зуфаром. или разногласие между учениками. и все это в рамках одного мазхаба, и это не считается выходом за рамки мазхаба.
Поэтому дело не во мнениях, а в основах мазхаба. в этом случае просто имеются разные мнения, основанные на одной основе.
Также один ученый может изменить свое мнение после исследования и изучения. или же иметь два мнения, не имея возможности предпочесть одно другому.