By Райхан on 29.03.2013
Category: Мишкат аль-Масабих, таяммум

78, Совершение таяммум из опасения смерти

 

Урок № 78. | Курс: "Мишкат аль-Масабих", глава "Таяммум"

135– عَنْ جَابِرٍ رَضِيَ الله عَنْهُ، قَالَ: خَرَجْنَا فِي سَفَرٍ فَأَصَابَ رَجُلاً مِنَّا حَجَرٌ فَشَجَّهُ فِي رَأْسِهِ، فَاحْتَلَمَ، فَسَأَلَ أَصْحَابَهُ: هَلْ تَجِدُونِ لِي رُخْصَةً فِي التَّيَمُّمِ؟ قَالُوا: مَا نَجِدُ لَكَ رُخْصَةً وَ أَنْتَ تَقْدِرُ عَلَى الْمَاءِ. فَاغْتَسَلَ فَمَاتَ. فَلَمَّا قَدِمْنَا عَلَى النَّبِيِّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ أُخْبِرَ بِذَلِكَ. قََالَ: ”قَتَلُوهُ، قَتَلَهُمُ الله، أَلاَ سَأَلُوا إِذَا لَمْ يَعْلَمُوا! فَإِنَّمَا شِفَاءُ الْعَيِّ السُّؤَالُ، إِنَّمَا كَانَ يَكْفِيهِ أَنْ يَتَيَمَّمَ، وَ يُعَصِّبَ عَلَى جُرْحِهِ خِرْقَةً، ثُمَّ يَمْسَحَ عَلَيْهَا، وَ يَغْسِلَ سَائِرَ جَسَدِهِ“.

رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ.

531 – Передают со слов Джабира, что он сказал: мы выехали в путь и в одного из нас попал камень и поранил его голову. Затем у него была поллюция. Он спросил у своих товарищей: дадите ли вы мне разрешение совершить таяммум? Они сказали: нет мы не разрешаем тебе, так как ты можешь использовать воду. Он совершил гусль и умер. Когда они вернулись к Пророку, да благословит Его Аллах и приветствует, ему сообщили об этом и он сказал: «Они убили его, да проклянет их Аллах. Почему не спросили если не знали! Так как излечением невежества является спрашивание. Ему было достаточно совершить таяммум, повязать на рану кусок материала и протереть повязку и вымыть оставшуюся часть тела» [ Хадис привел Абу Дауд (336) ].

235 – وَ رَوَاهُ ابْنُ مَاجَه، عَنْ عَطَاءٍ بْنِ أَبِي رَبَاحٍ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ.

532 – Хадис также привел ибн Маджа (572) со слов Ата ибн Абу Рабаха со слов ибн Аббаса.

Передают со слов ибн Аббаса, что он сказал: один из сподвижников была рана при жизни Посланника Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует. Затем у него была поллюция. И ему велели совершить гусль. Он совершил гусль и умер. Когда Посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, узнал об этом, сказал: «Они убили его, да проклянет их Аллах. Так как излечением невежества является спрашивание» [ Абу Дауд (337)].

Шарх 531-532

Хадисы являются достоверными кроме слов: «Ему было достаточно совершить таяммум, повязать на рану кусок материала и протереть повязку и вымыть оставшуюся часть тела». Эта часть является недостоверной.

Сказал Мулла Али Кари: хадис слабый и он противоречит кыясу (сравнению по аналогии). Так как в хадисе объединены основа и вещь её заменяющая (омовение и таяммум). И результатом в этом вопросе является то, что тот кто опасается смерти из-за использования воды может совершить таяммум И в этом нет разногласия.

Если же он боится осложнения болезни или задержку выздоровления, то по мнению Абу Ханифы и Малика может совершать таяммум. И это мнение наиболее сильное в мазхабе Шафии.

Тот у кого имеется рана или порез и он закрыл её повязкой и боится, что если будет мыть рану водой умрет, то по мнению Шафии человек протирает медицинскую повязку и совершает таяммум. И не перечитывает намаз при условии, что он повязал повязку будучи с омовением.

Сказали Абу Ханифа и Малик: Если у человека часть тела поранена, а часть здоровая, то если большая часть будет здоровая, он моет тело и протирает рану. Если большая часть тела будет в ранах, он совершает таяммум.

Сказал Ахмад: моет здоровую часть тела и совершает таяммум.

Хадис также привел Даракутни. А Байхакый посчитал его слабым и сказал: В этом вопросе нет ни одного достоверного хадиса со слов Посланника Аллаха (имеется ввиду вопрос протирания медицинских повязок).

Имеется достоверное сообщение от ибн Умара, что он протирал повязки.

Сказал Навави в «Маджмуг»: этот хадис единогласно слабый, как и хадис в котором Посланник Аллаха велел Али протирать медицинские повязки

533 وَ عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ قَالَ: خَرَجَ رَجُلانِ فِي سَفَرٍ فَحَضَرَتِ الصَّلاةُ وَلَيْسَ مَعَهُمَا مَاءٌ، فَتَيَمَّمَا صَعِيدًا طَيِّبًا فَصَلَّيَا، ثُمَّ وَجَدَا الْمَاءَ فِي الْوَقْتِ، فَأَعَادَ أَحَدُهُمَا الصَّلاةَ وَلَمْ يُعِدِ الآخَرُ، ثُمَّ أَتَيَا رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَذَكَرَا ذَلِكَ ، فَقَالَ لِلَّذِي لَمْ يُعِدْ: "أَصَبْتَ السُّنَّةَ وَأَجْزَأَتْكَ صَلاتُكَ". وَقَالَ لِلَّذِي تَوَضَّأَ وَأَعَادَ : "لَكَ الأَجْرُ مَرَّتَيْنِ".

رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ وَ الدَّارِمِيُّ، وَ رَوَى النَّسَائِيُّ نَحْوَهُ.

533 – Передают со слов Абу Саида Худри, что он сказал: два человека выехали в путь. Наступило время намаза, а у них не было воды. Тогда они совершили таяммум. Затем они нашли воду до выхода времени намаза. Один из них совершил намаз с омовением, а второй не стал совершать намаз еще раз. Затем они пришли к Посланнику Аллаха и упомянули ему об этом, да благословит Его Аллах и приветствует: Посланник Аллаха сказал тому, кто не перечитывал: «Ты совершил по сунне и твой намаз засчитан». И сказал тому, кто совершил омовение и прочитал намаз еще раз: «Тебе будет двойная награда» [ Хадис привел Абу Дауд (338), Дарими (744), Насаи (433) ].

 

435– وَ رَوَى هُوَ وَ أَبُو دَاوُد أَيْضاً عَنْ عَطَاءِ بْنِ يَسَارٍ مُرْسَلاً.

534 – Хадис также привел он Насаи (434) и Абу Дауд (339) со слов Ата ибн Ясара без упоминания сподвижника (мурсаль).

Шарх 533-534

Ученые единогласны, что если человек совершил намаз с таяммумом, а затем нашел воду намаз перечитывать не нужно. Даже если время намаза не вышло.

Имеется разногласие о том если найдет воду во время намаза.

По мнению большинства намаз не прерывается и дочитывается.

А по мнению Абу Ханифы и одного из мнений Ахмада таяммум и намаз нарушаются.

Ученые также единогласны в том, что если человек совершил таяммум и затем нашел воду до начала совершения намаза его таяммум нарушается и он должен совершить омовение.

Leave Comments