Урок № 75. | Курс: "Мишкат аль-Масабих", глава "Таяммум"
528 – عَنْ عَمَّارٍ رَضِيَ الله عَنْهُ، قَالَ: جَاءَ رَجُلٌ إِلَى عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ فَقَالَ: إِنِّي أَجْنَبْتُ فَلَمْ أُصِبِ الْمَاءَ. فَقَالَ عَمَّارٌ لِعُمَرَ: أَمَا تَذْكُرُ أَنَّا كُنَّا فِي سَفَرٍ أَنَا وَأَنْتَ، فَأَمَّا أَنْتَ فَلَمْ تُصَلِّ، وَ أَمَّا أَنَا فَتَمَعَّكْتُ فَصَلَّيْتُ، فَذَكَرْتُ ذَلِكَ لِلنَّبِيِّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ فَقَالَ: "إِنَّمَا كَانَ يَكْفِيكَ هَكَذَا" فَضَرَبَ النَّبِيُّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ بِكَفَّيْهِ الأَرْضَ وَ نَفَخَ فِيهِمَا، ثُمَّ مَسَحَ بِهِمَا وَجْهَهُ وَ كَفَّيْهِ.
رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ وَ لِمُسْلِمٍ نَحْوَهُ، وَ فِيهِ: قَالَ: "إِنَّمَا يَكْفِيكَ أَنْ تَضْرِبَ بِيَدَيْكَ الأَرْضَ، ثُمَّ تَنْفَخُ، ثُمَّ تَمْسَحُ بِهِمَا وَجْهَكَ وَ كَفَّيْكَ".
528 – Передают со слов Аммара что он сказал: один человек пришел к Умару ибн Хаттабу и сказал ему: у меня нарушился гусль и я не нашел воды. (Сказал Умар: не совершай намаз) И Аммар сказал Умару: «разве ты не помнишь как мы были в пути ты и я. Что касается тебя, то ты не совершал намаз. А я обвалялся весь в земле и совершил намаз. Я рассказал об этом Посланнику Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, и он сказал: «Тебе было достаточно совершить вот так» и Пророк ударил ладонями по земле, затем подул на них и протер ими лицо и кисти рук»[Хадис привел Бухари (338)].
Муслим привел подобный хадис и в нем: «Тебе было достаточно ударить руками по земле, затем подуть на руки и протереть ими лицо и кисти рук» [Также его привел Абу Дауд (322), Насаи (312), ибн Маджа (569)].
- Сказал ибн Дакык аль-Ид: хадис является доводом на дозволенность кыяса (сравнения по аналогии). Так как Посланник Аллаха не отрицал это действие Аммара и ничего ему не сказал.
- Сказал ибн Хаджар: в хадис довод на то, что сподвижники совершали иджтихад при жизни Посланника Аллаха. И что муджтахид не порицается, если приложил все усилия на решение вопроса. Даже если он ошибся.
- И что если он совершил действие опираясь на иджтихад, то не должен заново совершать это действие. (Аммар не перечитал намаз).
- Сказал ибн Хаджар: в хадисе довод на то, что обязательное в таяммуме это то, что приведено в хадисе. Затем подул на руки: подул тихо. В таяммуме лицо и руки протираются один раз.
Сказал ибн Мунзир: разошлись мнения ученых о способе совершения таяммума.
- Протирается лицо и руки до подмышек. Это мнение Зухри. Его довод хадис один из риваятов хадиса Аммара (хадис 536 в «Мишкат масабих»).
- Таяммум состоит из двух ударов: удар для лица и удар для рук, которые протираются до локтей.
Это мнение ибн Умара, Хасана Басри, Шагби. Это приводится со слов Джабира. Сказал Ибрахим Нахаги: мне больше нравиться протирать до локтей. Это мнение Малика, Лейса, Абдульазиза ибн Абу Саляма, Суфьяна Саури, Шафии, Абу Ханифы. Сказал Абу Саур: два удара для меня желательнее. - Таяммум два удара: один для лица, другой для рук до запястий. Это мнение Али ибн Абу Талиба.
- Один удар для лица и кистей рук. Это мнение Ата, Макхуля, Шагби, ибн Мусайяба, Аузаи, Ахмада, Исхака.
Ибн Мунзир сказал: сообщения от Аммара о разных способах совершения таяммума после ниспослания аята говорят о том, что сподвижники не знали как его совершать. И когда они пришил к нему он научил их как его совершать. - Он сказал ему: «Тебе было достаточно совершить во так». И это указывает, что их действия были до того как он научил их.
И на это указывает то, что Аммар обучал их таяммуму во время правления Умара и говорил, что в нем один удар и протирание лица и кистей рук.
А что касается хадисов, которые приводят те, которые говорят, что необходимо два удара, то они слабые, и нельзя ни один их них приводит в виде довода.
Эти хадисы: Хадис Нафиа, что он пошел с ибн Умаром к ибну Аббасу по делам. И в том хадисе приводится, что Посланник Аллаха справлял малую нужду и в это время возле него проходил мужчина, который поприветствовал его. И Посланник Аллаха не ответил ему, пока не ударил руками по стене и протер ими лицо. Затем ударил еще раз и протер руки до локтей. И только затем ответил на приветствие [Абу Дауд, Байхакый, Даракутни].
В цепочке Мухаммад ибн Сабит, который противоречит остальным передатчикам.
Также это хадис который привел Шафии и который будет дальше в книге ( номер 529).
Сказал ибн Хаджар при толковании слов "Тебе будет достаточно потереть лицо и кисти": из этого следует, что выше кистей рук не является фарзом. Это мнение Ахмада, Исхака, ибн Джарира, ибн Мунзира, ибн Хузеймы, ибн Джахм привел это со слов Малика.
Навави сказал, что это привел Абу Саур, как старое мнение Шафии. И сказал, что это мнение пусть и слабое в мазхабе, но сильное со стороны доказательств.
529 – عَنْ أَبِي الْجُهَيْمِ بْنِ الْحَارِثِ بْنِ الصِّمَّةِ رَضِيَ الله عَنْهُ، قَالَ: مَرَرْتُ عَلَى النَّبِيِّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ وَ هُوَ يَبُولُ، فَسَلَّمْتُ عَلَيْهِ، فَلَمْ يَرُدَّ عَلَيَّ حَتَّى قَامَ إِلَى جِدَارِ، فَحَتَّهُ بِعَصًى كَانَتْ مَعَهُ، ثُمَّ وَضَعَ يَدَيْهِ عَلَى الْجِدَارِ فَمَسَحَ وَجْهَهُ وَ ذِرَاعَيْهِ، ثُمَّ رَدَّ عَلَيَّ.
وَ لَمْ أَجِدْ هَذِهِ الرِّوَايَةَ فِي الصَّحِيحَيْنِ وَ لاَ فِي "كِتَابِ الْحُمَيْدِيِّ"، وَ لَكِنْ ذَكَرَهُ فِي "شَرْحِ السُّنَّةِ" وَ قَالَ: هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ.
529 – Передают со слов Абу Джухейма ибн Хариса ибн Симма что он сказал: «я проходил мимо Посланника Аллаха, когда он справлял малую нужду и поприветствовал его. Он не ответил мне пока не встал возле стены и не потер её своим посохом, который был с ним. Затем он поставил руки на стену и протер ими лицо и руки до локтей. И только после этого ответил на моё приветствие».
Я не нашел этот хадис в двух «Сахихах», а также в «Книге Хумайди». Но он (Багави) упомянул его в «Щарх сунна» и сказал хадис хороший.
Основа хадиса в сборниках Бухари и Муслима и автор привел его под номером 535.
В сборниках Бухари и Муслима нет хадисов где сказано, что нужно ударять дважды и что нужно потирать руки до локтей.
Данный хадис слабый. В нём Ибрахим ибн Мухаммад, учитель Шафии, которого мухаддисы считают слабым.