By Райхан on 09.01.2013
Category: Мишкат аль-Масабих, тахарат

70, Протирание дырявых носков

Урок № 70. | Курс: "Мишкат аль-Масабих", глава «Очищение наджиса».

Протирание кожаных носков

715 –عَنْ شُرَيْحٍ بنْ هَانِىءٍ، قَالَ: سَأَلْتُ عَلِيَّ بْنَ أَبِي طَالِبٍ رَضِيَ الله عَنْهُ عَنِ الْمَسْحِ عَلَى الخُفَّي

.فَقَالَ: جَعَلَ رَسُولُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ ثَلاَثَةَ أَيَّامٍ وَ لَيَالِهِنَّ لِلْمُسَافِرِ، وَ يوَمًا وَ لَي ْ لَةً لِلْمُقِيمِ .رَوَاهُ مُسْلِمٌ

517 - Передают, что Шурайх ибн Хани сказал: я спросил Али ибн Абу Талиба о протирании кожаных носков.
И он сказал: Посланник Аллаха сделал (время протирания) три дня и три ночи (трое суток) для путника
(мусафира) и день и ночь (сутки) для находящегося дома (мукыма) [ Муслим, Насаи (128), ибн Маджа (552), Дарими (714), Ахмад].
Протирание (масх) – проведение влажной рукой по чему-либо.
الخُفُّ – (хуфф) то что, надевается на ноги, закрывая щиколотки и в нем можно ходить. Или это обувь из
тонкой кожи с мягкой подошвой, полностью закрывающая стопу и щиколотки, или это то что надевается на
ноги.
Протирание кожаных носков подтверждено сунной и высказываниями сподвижников и ученых.
Сказал Хасан Басри: «Я застал семьдесят из сподвижников Посланника Аллаха и все они считали
протирание кожаных носков разрешенным».
Сказал ибн Хаджар: "Некоторые ученые собрали всех передатчиков хадисов из сподвижников о
протирании кожаных носков и их число достигло восьмидесяти, среди них были десять сподвижников, ещё
при жизни обрадованных раем" [ "Фатхуль-бари" 1\366].
Даже было сказано, что тот кто не считает протирание разрешенным, считается вводящим новшество.
Сказал Кархи: "Я опасаюсь, что тот, кто не считает протирание дозволенным близок к неверию . "
Так как хадисы протирания достигают степени мутаватир (это сообщение, которое передает (большое)
количество передатчиков друг от друга, что исключает возможность вступления ими в сговор с целью его
фальсификации).
Также подтвердить протирание можно аятом из Корана:

Quran_5:6

«О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, - быть может, вы будете благодарны. »
аль-Маида-Трапеза, 5:6

Имеется другое достоверное чтение этого аята, где в слове «ваши ноги» вместо фатхи читается кясра.

وَ أَرْجُلِكُمْ إِلَى الْكَعْبَيْنِ В этом случае смысл аята «протирайте ваши головы и протирайте ноги до
щиколоток». Это означает, мойте ваши ноги, если на них ничего не надето, и протирайте, если на них
надеты кожаные носки.
Шурайх ибн Хани – сподвижник застал Посланника Аллаха.
Некоторые ученые (как ибн Абдульбарр) считают его из числа табиин.
Находящийся дома протирает сутки (день и ночь).
Это противоречит мнению Малика, который считал, что находящемуся дома протирать нельзя. Также он не
ограничил срок протирания для путника.
Путники протирает трое суток (три дня и три ночи).
Сафар - это преодоление определённого расстояния, поэтому дозволено протирать в любой поездке,
которая считается сафаром.
Большинство ученых считают, что у протирания есть срок. Это приводиться со слов Умара ибн Хаттаба,
Али ибн Абу Талиба, ибн Масуда, ибн Аббаса, Хузейфы ибн Ямана, Мугиры ибн Шугба, Шурайха кады,
Умара ибн Абдульазиза, Ата ибн Абу Рабаха, Шагби. Это привел ибн Сайдуннас в толковании сборника
Тирмизи.
Сказал ибн Абдульбарр: большинство табииннов и факихов считали, что у протирания есть срок.
Шаукани после упоминания мнений ученых сказал истина в том, что путник протирает трое суток, не путник
сутки.
Сказал Мулла Али Кари: большинство ученых считают началом отсчета этого срока время нарушения
омовения после надевания кожаных носков. Также было сказано, что отсчет времени начинается с первого
протирания. И на это внешне указывает этот хадис. Поэтому Навави сказал, что это более сильное мнение
по доказательствам. Также было сказано, что отсчет времени начинается с момента надевания кожаных
носков [ «Миркат мафатих шарх мишкат масабих» 2\473].
Последнее мнение приводится от Ахмада ибн Ханбаля.
Сказал Навави: наш мазхаб (шафиитский), а также мазхаб Абу Ханифы, Суфьяна Саури, множества
ученых, это самое сильное из двух мнений Ахмада и мнение Дауда, что время протирания начинается
после того, как будет нарушено омовение после надевания кожаных носков. Если у человека нарушилось
омовение и после этого он не протирал сутки или трое суток, то время протирания вышло. И пока не
нарушится омовение не начинается отсчет срока протирания. Если человек надел кожаные носки и только
через сутки нарушил омовение, только после этого начинается отсчет суток протирания.

Сказали Аузаи и Абу Саур: срок протирания начинается с момента первого протирания после нарушения
омовения. Это приводится со слов Ахмада и Дауда. И это более сильное мнение по доказательствам. Его
выбрал ибн Мунзир.
Маварди и Шаши сказали, что Хасан Басри считал временем начала срока момент надевания кожаных
носков.
Протирание дырявых кожаных носков.
Сказал Навави в «Маджмуг»: «Более сильное новое мнение имама Шафии, что нельзя протирать кожаные
носки с дырками в местах, которые необходимо мыть во время омовения» Это мнение Магмара ибн
Рашида, Ахмада ибн Ханбаля.
Ибн Мунзир привел мнение Суфьяна Саури, Исхака, Язида ибн Харуна и Абу Саура, что можно протирать
все кожаные носки.
Сказал Аузаи: если будет видна часть ноги, протирается кожаный носок и нога.
Сказал Малик: можно протирать если дырки будут небольшими. Если будут большими, то протирать
нельзя.
Сказал Абу Ханифа и его ученики: если дырки будут размером в три пальца, то протирать нельзя. Если
будет меньше этого, то потирать можно.
Сказал Хасан Басри: если будет видно большую часть пальцев, то протирать нельзя.
Сказал ибн Мунзир: я выбираю мнение Саури, так как Посланник Аллаха вообще разрешил протирать
кожаные носки, не ограничивая условиями.
Довод дозволяющих: что протирание кожаных носков это разрешение и в этом люди нуждаются. Так как
обычно носки бывают дырявыми и часто их невозможно зашить, тем более в пути. Поэтому это прощается
из-за нужды.
Доводы запрещающих: если нога босая, то её необходимо мыть, если она закрыта, то необходимо
протирать. И объединять их нельзя. То же самое если одна нога босая, а на другой что-то надето.
Ибн Рушд в книге «Бидаятуль-муджтахид» перечислив мнения ученых завершил их мнением Суфьяна
Саури, что обувь мухаджиров и ансар часто была дырявой и если бы это было запрещено, то это
проявилось бы в их высказываниях. И поэтому этот вопрос умалчивается в шариате и если бы это было
важным, то Посланник Аллаха разъяснил бы это.
Сказал Саури: протирай пока кожаный носок держится на ноге.

Leave Comments