By Райхан on 12.11.2012
Category: Мишкат аль-Масабих, тахарат

62, Разногласия по поводу мани (семени)

 Урок № 62| Курс: "Мишкат аль-Масабих",«Очищение наджиса».

394-وَ عَنْ أَسْمَاءَ بِنْتِ أَبِي بَكْرٍ، رَضِيَ الله عَنْهَا قَالَتْ: سَأَلَتِ امْرَأَةٌ رَسُول الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ، فَقَالَتْ: يَا رَسُولَ الله! أَرَأَيْتَ إِحْدَانَا إِذَا أَصَابَ ثَوْبَهَا الدَّمَ مِنَ الْحَيْضَةِ، كَيْفَ تَصْنَعُ؟ فَقَالَ: رَسُولُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ: "إِذَا أَصَابَ ثَوْبَ إِحْدَاكُنَّ الدَّمُ مِنَ الْحَيْضَةِ فَلْتَقْرِصْهُ، ثُمَّ لْتَنْضَحْهُ بِمَاءٍ، ثُمَّ لْتُصَلِّ فِيهِ".

رَوَاهُ الْبُخَارِيِّ وَ مُسْلِمٌ.

493-Передают со слов Асмы дочери Абу Бакра, что одна женщина спросила Посланника Аллаха, да будет доволен им Аллах, и сказала: о Посланник Аллаха! Сообщи нам, когда на одежду одной из нас попадает менструальная кровь, что её делать. Посланник Аллаха сказал: «Если на одежду одной из вас попала менструальная кровь пусть потерёт её пальцами (водой) , затем постепенно польет водой (постирает), затем может в ней совершать намаз» [ Бухари (307), Муслим (110, 291), Абу Дауд (361), Тирмизи (295), Ахмад ].

Шарх

Хадис указывает на то, что менструальная кровь наджис. И что является обязательным её смывать.Также у хадисах указано на тщательность при смывании наджиса.

 Если после смывания наджиса останутся цвет или запах, то это не является наджисом. Так как приводится в другом хадисе: Хауля сказала: О Посланник Аллаха! А если кровь не удалится? Он сказал: «Тебе достаточно воды, и не навредят тебе её следы» [ Абу Дауд, 365)].

 Хаттаби этот хадис привел в качестве доказательства на то, что для удаления наджиса обязательно использовать только воду.

 Абу Ханифа, Малик и Ахмад считали, что малое количество крови прощается.
Среди них есть разногласие в границе между мало и много. По их мнению хадис касается большого количества крови.
А по мнению Шафии (новое мнение) наличие крови не прощается, даже если её будет очень мало.
 Чистота тела, одежды и места совершения намаза является условием (шарт) действительности намаза. Если наджис присутствует и человек может его удалить, то намаз не принимается.
 Кровь (а также гной) согласно мнению большинства ученых (также приводится, что ученые единогласны) является наджисом. Но если её будет мало это прощается.

494-وَ عَنْ سُلَيْمَانِ بْنِ يَسَارٍ، رَضِيَ الله عَنْهُ قَالَ: سَأَلْتُ عَائِشَةَ عَنِ الْمَنِيِّ يُصِيبُ الثَّوْبَ. فََقََالَتْ: كُنْتُ أَغْسِلُهُ مِنْ ثَوْبِ رَسُولِ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ، فَيَخْرُجُ إِلَى الصَّلاَةِ، وَ أَثَرُ الْغَسْلِ فِي ثَوْبِهِ.

رَوَاهُ الْبُخَارِيِّ وَ مُسْلِمٌ.

494-Передают, что Сальман ибн Ясар, да будет доволен им Аллах, сказал: я спросил Аишу о семени которое попадает на одежду. Она сказала: Я стирала его с одежды Посланник Аллаха и он выходил в ней на намаз с мокрыми следами на одежде [ Бухари (230), Муслим (108, 289), Абу Дауд (203), Насаи (295), ибн Маджа (536), Ахмад].

Передачик хадиса

Сулейман ибн Ясар – хиляли, из жителей Медины. Вольноотпущенник Муймуны жены Посланника Аллаха. Из числа семи факихов Медины. Умер в 107 году хиджры в возрасте 73 лет.

Шарх
 Хадис доказательство Абу Ханифы и Малика на то, что семя (мани) наджис. Это также мнение Авзаи и Суфьяна Саури. Но Малик и Авзаи обязывают стирать водой в любом случае.
 Так как если приказано смывать, значит наджис.
 Также сравнивая (кыяс) с тем, что вещи нарушающие омовение являются наджисом, так как моча и семя выходят из одного места.
Те, кто считают мани чистым говорят, что в хадисе сказано про действие, а оно не указывает на обязательность. И хадис указывает на удаление грязи и на желательность.
Сказал Шаукани: нет ни одного хадиса где приводится приказ Посланника Аллах стирать семя. Приводится только действие Аишы.
 По мнению Ахмада и Шафии – семя чистое. Это также мнение Саида ибн Мусайяба, Ата, Исхака ибе Рахавейха, Абу Саура, ибн Мунзира.
 Так как оно оствалось на одежде Посланника Аллаха до высыхания. А он удалял наджис сразу. Как в истории с бедуином справившим малую нужду в мечети, также когда мальчик пописал ему на одежду, он сразу постирал её.
Является основой человека.
 В сборниках Даракутни и Байхакый приводятся слова Аишы, что она оттрала мани, когда Посланник Аллаха стоял и совершал намаз.
Также слова ибн Аббаса, что мани как сопли и достаточно удалить их палочкой [ Тахави].

594-وَ عَنِ الأَسْوَدِ وَ هَمَّامٍ، عَنْ عَائِشَةَ قَالَتْ: كُنْتُ أَفْرُكُهُ مِنْ ثَوْبِ رَسُولِ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ.
رَوَاهُ مُسْلِمٌ.

495 – Передают со слов Асвада и Хаммама, что Аиша сказала: Я оттирала его с одежды Посланник Аллаха да будет доволен им Аллах [ Муслим (106, 288), Абу Дауд (371, 372), Тирмизи (116), Насаи (298, 300), ибн Маджа (537, 539), Ахмад].


694-وَ بِرَوَايَةِ عَلْقَمَةَ وَ الأَسْوَدِ، عَنْ عَائِشَةَ نَحْوَهُ، وَ فِيهِ: ثُمَّ يُصَلِّي فِيهِ

496 – А также в риваяте Алкама и Асвада, подобный хадис слов Аишы. И нем: затем он совершал в ней (одежде) намаз [ Муслим (105,288)].

Передачики хадиса

Асвад ибн Язид Нахаги, застал Посланник Аллаха, но не видел его. Поэтому считается из числа старших табиин. Он встречался с четырьмя праведными халифами.Является дядей со стороны матери для Ибрахима Нахаги. Умер в 74 году хиджры.
Хаммам ибн Харис Нахаги, из числа старших табиин. Умер в 65 году хиджры.

  1.  чистое без разногласий: слезы, слюна, сопли, пот.
  2.  наджис без разногласий: кал, моча, кровь, мази (жидкость при возбуждении), вади (липкая жидкость после мочеиспускания).
  3.  спорное. Семя (мани). Причина разногласия из-за того, что выходит из мочеиспускательного канала.

Также в сборнике Муслима есть риваят, что Посланник Аллаха сам стирал одежду с семенем.

Leave Comments