Урок № 60| Курс: "Мишкат аль-Масабих",«Постановления, касающиеся воды».
094-وَ عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، رَضِيَ الله عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ: "إِذَا شَرِبَ الْكَلْبُ فِي إِنَاءِ أَحَدِكُمْ فَلْيَغْسِلْهُ سَبْعَ مَرَّاتٍ". رَوَاهُ الْبُخَارِيِّ وَ مُسْلِمٌ وَ النَّسَائِيِّ وَ ابْنُ مَاجَة وَ مَالِكٌ وَ أَحْمَدُ .
490-Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Если собака полакала из сосуда одного из вас, то пусть он вымоет его семь раз» [ Бухари (172), Муслим (90), Насаи (63), ибн Маджа (364), Малик (35), Ахмад]
В предыдущей главе мы уже упоминали, что большинство ученых считают воду оставшуюся после питья собаки наджисом.
Хадиса указывает на то, что слюна собаки является наджисом. Это мнение Суфьяна Саури, Абу Ханифы и его последователей, Лейса ибн Саада, Шафии, Ахмада, Исхака, Абу Убейда, Мухаммада ибн Джарира Табарию.
По мнению Малика и Дауда слюна собаки считается чистой.
И по мнению Малика мыть сосуд семь раз является желательным, в виде поклонения, а не из-за того, что вода и сосуд стали наджис.
Сказал Дауд, слюна собаки чистая, но мыть сосуд семь раз является фарзом.
Но приводится в сборнике Муслима, что Посланник Аллаха приказал выливать эту воду.
В маликитском мазхабе есть четыре мнения:
- Чистые.
- Наджис, как и остальные.
- Различие между собакой разрешенной содержать и между запрещенной.
- Различие между городскими и дикими.
Шауани в «Нейль аутар» сказал, что этот хадис является доводом на то, что слюна собаки наджис. Из этого вытекает, что вся собака наджис.
В сборнике Муслима приводится другой риваят, указывающий на то, что остатки воды после собаки наджси.
Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха сказал: «Очищением сосуда одного из вас, если из него полакала собака ...» [ Муслим].
Хадис является доводом, что семь раз мыть обязательно. Это мнение ибн Аббаса, Урва ибн Зубейра, Мухамада ибн Сирина, Тавуса, Аузаи, Малика, Шафии, Ахмада, Исхака, Абу Саура и других.
Ученые ханафитского мазхаба не стали делить между собакой и другими хищными животными и сказали, что семь раз мыть желательно.
Их довод хадис со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха сказал: «Моет три, пять или семь раз» [ Но хадис является слабым, Также приводят слова Абу Хурайры, что нужно мыть три раза Тахави, Даракутни].
Но Абу Хурайра передал слова Посланника Аллаха, что нужно мыть семь раз.
В мазхабе Шафии сказано, что попадание в сосуд любой части собаки обязывает мыть её семь раз.
Сказал Ираки: что мыть обязательно сразу, не откладывая. Но большинство ученых считают, что это желательно.
Большинство ученых считают, что мыть семь раз касается только собаки и не касается других животных, как свинья.
Если же в сосуде будет что-либо не жидкое, то нужно выкинуть то место с которого ела собака.
В других риваятах хадиса приводится приказ один из семи или восьмой раз мыть используя землю.
Шафии, Ахмад, Исхак, Абу Убейд, Абу Саур, Мухаммад ибн Джарир Табари и большиство захиритов считали, что использование земли ваджиб (обязательно).
А Абу Ханифа, Малик и Аузаи считали, что использование земли не обязательно. Обязательно использование только воды. Они считали, что в риваяты противоречат друг другу, в одном сказано «первый раз», в другом «последний раз», в третьем «одни из разов», в четвертом «восьмой раз».
Некоторые ученые обязали использование земли для посуды и не обязали при стирке одежды.
Некоторые ученые, как Ахмад разрешают использовать мыло и другие моющие средства вместо земли, даже при наличии земли.
Некоторые ученые запрещают использовать что-либо помимо земли, так как в хадисах упоминается именно она.
Если собака дотронулась носом до одежды, то необходимо вымыть это место один раз. Семь раз касается только посуды.
Некоторые ученые обязывают стирать эту одежду семь раз.
Мнения ученых о чистоте собаки:
- Собака чистая, даже её слюна. Это мнение Малика.
- Собака наджис, даже шерсть. Мнение Шафии и одно из мнений Ахмада.
- Шесть чистая, слюна наджис. Это мнение Абу Ханифы и одно из мнений Ахмада.