Урок № 59| "Мишкат аль-Масабих",«Постановления, касающиеся воды».
984-وَ عَنْ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ، رَضِيَ الله عَنْهُ قَالَ: لاَ تَغْتَسِلَوا بِالْمَاءِ الْمُشَمَّسِ فَإِنَّهُ يُورِثُ الْبَرَصَ. رَوَاهُ الدَّارَقُطْنِيُّ.
489-Передают что Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах сказал: не совершайте гусль водой нагретой под солнцем, так как это вызывает проказу [ Даракутни (4)].
Сказал Мирак: хадис слабый. Сказал ибн Хаджар: иснад хадиса хороший.
Но хадисы передаваемые со слов Посланника Аллаха все слабые.Их привели ибн Хаджар в «Талхыс»,Зайлаги в «Насбу рая», Суюти,
доказывая их слабость.
Вода может быть согрета лучами солнца или огнем.
Вода согретая лучами солнца(الْمَاءُ الْمُشَمَّسُ).
Имеется два мнения ученых
- эту воду дозволено использовать (без нежелательности). И нет разницы для совершения омовения или стирки белья.Это мнение ученых ханбалитского мазхаба, большинства ученых ханафитского мазхаба и это мнение некоторых ученых маликитского и шафиитского мазхабов, как Навави.
- Использовать нежелательно. Это основное мнение в маликитском и шафиитском мазхабах, а также мнение некоторых ученых ханафитского мазхаба.
Сказал ибн Абидин (ханафитский ученый): уже предшествовала в желательных действиях омовения: чтобы не использовал воду нагревшуюся на солнце. Также это приводится в «Фатх кадир». Сказано в «Гая»: нежелательно в жарких странах в кованых сосудах.
Сказал Хатыб Ширбини: нежелательно использовать воду нагревшуюся на солнце для совершения омовения и гусля, а также для питья и еды. Довод, что Умар считал нежелательным совершать гусль водой нагревшейся под солнцем.
Но имеются условия:
- Что бы было в жарких странах. Сказал Дардир: нежелательно использовать воду нагретую солнцем в жарких местностях, как Хиджаз, а не в Египте или Византии.
- чтобы вода была в металлических или медных сосудах (сосуд из кованого материала).
- Использование воды, пока она теплая или горячая.
Вода нагретая на огне.
Разрешено использовать (нет нежелательности). Мнение ученых маликитского и шафиитского мазхабов.
Так как нет доказательств запрещающих это.
В мазхабе шафии сказано, что даже если грели наджисом.
А очень холодная или очень горячая вода, то нежелательно так как не сможет совершить омовение должным образом.
В ханбалитском мазхабе есть несколько мнений относительно воды нагреваемой наджисом.
Сказал Шафии в «Умм»: нет разницы в использовании чистой воды и нет разницы нагретой она будет или нет.
Приводится со слов Зайда ибн Аслама, со слов его отца, что Умару ибе Хаттабу грели воду и он совершал ею омовение и гусль
[ «Мусаннаф» ибн Абу Шейба, доствоерным его считал Даракутни].
Сказал ибн Кудама в «Мугни»: дозволено совершать омовение нагретой водой, кроме тех случаев, когда воды очень горячая и препятствует полному совершению омовения.
Доказательства считающих, что нежелательно использовать воду нагревшуюся под лучами солнца:
Передают что Аиша сказала: ко мне зашел Посланник Аллаха и я до этого нагрела воду на солнце. И Посланник Аллаха сказал: «Не делай этого о Хумайра, так как это вызывает проказу» [ Даракутни и сказал: Халид ибн Исмаил: его оставили].
Также передают со слов Аишы, что Посланник Аллаха запретил совершать омовение и гусль водой нагревшейся на солнце. И сказал: «Это вызывает проказу» [ Даракутни, и сказал, что один из передатчиков слабый].
Сказал Навави в «Маджмуг»: Шафии считал такую воду нежелательной не с точки зрения шариата, а с точки зрения медицины.
Вода
الْمَاءُ الْمُسْتَعْمَلُ – использованная вода (имеется разногласие ученых).
Ученые единогласны, что если воды очень много, то вода остается чистой.
Также ученые единогласны, что если в воду попал наджис и изменил его качества, её нельзя использовать независимо от количества.
Разделение ученых воды на разные виды.
«Затем он совершил омовение и я попил остатки воды после омовени».
Если в непроточную воду попадет наджис и не изменит её качества, то ибн Мунзир и другие ученые привели семь мнений ученых.
- Маликитский мазхаб: вода становится наджис только тогда, когда изменится её запах, цвет или вкус.
- Шафиитский мазхаб: Если воды будет больше двух больших сосудов,она остается чистой, если меньше,то считается наджис, даже если не изменилась.
- Ханафитский мазхаб: в нем 9 мнений.
Очищение колодцев.
Морская вода чистая и очищающая, хотя и соленая и запах её отличается от запаха пресной воды.
Виды воды, которая является чистой, очищающей (дождевая, колодезная, замзам и др.).
Совершение омовения финиковым компотом.
Остатки воды после питья.
Если что-то чистое смешалось с водой и этого будет немного, вода не теряет своих качеств.