Урок № 57 | "Мишкат аль-Масабих",«Постановления, касающиеся воды».
284-وَ عَنْ كَبْشَةَ بِنْتِ كَعْبِ بْنِ مَالِكٍ – وَ كَانَتْ تَحْتَ ابْنِ أَبِي قَتَادَةَ – أَنَّ أَبَا قَتَادَةَ دَخَلَ عَلَيْهَا، فَسَكَبَتْ لَهُ وَضُوءًاً، فَجَاءَتْ هِرَّةٌ تَشْرَبُ مِنْهَ، فَأَصْغَى لَهَا الإِنَاءَ حَتَّى شَرِبَتْ، قَالَتْ كَبْشَةُ: فَرَآنِي أَنْظُرُ إِلَيْهِ، فَقَالَ: أَتَعْجَبِينَ يَا ابْنَةَ أَخِي؟! قَالَتْ: فَقُلْتُ: نَعَمْ. فَقَالَ: إِنَّ رَسُولَ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ فَقَالَ: "إِنَّهَا لَيْسَتْ بِنَجَسٍ، إِنَّهَا مِنَ الطَّوَّافِينَ عَلَيْكُمْ أَوِ الطَّوَّافَاتِ".
رَوَاهُ مَالِكٌ، وَ أَحْمَدُ وَ التِّرْمِذِيُّ، وَ أَبُو دَاوُد وَ النَّسَائِيُّ وَ ابْنُ مَاجَة، وَ الدَّارِمِيُّ.
482-Передают со слов Кабшы бинт Кааб ибн Малик – она была под ибн Абу Катада, что Абу Катада зашел к ней и она налила ему воду для омовения. В это время пришла кошка попить воды. И он наклонил сосуд к ней и она попила из него. Кабша сказала: и он увидел, что я смотрю на него. И сказал: ты удивлена о дочь моего брата?! Она сказала: да. Он сказал: Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует, сказал: «Она не является нечистой. Она из тех кто часто ходит среди вас» [ Малик (13), Тирмизи (92), Насаи (68), ибн Маджа (367), Дарими (736), Абу Дауд (75), Шафии ].
Кабша бинт Кааб ибн Малик жена Абдулла ибн Абу Катада. Из числа ансар, является сподвижницей.
Абу Катада - Харис ибн Рибги Ансари.
أَتَعْجَبِينَ - этот глагол используется в двух значениях.
- похвала, одобрение, сообщение о довольстве.
- порицание, отрицание. Здесь используется в этом значении.
يَا ابْنَةَ أَخِي - Имеется ввиду братство Ислама. Так как арабы часто обращаются подобным, даже если их не связывают родственные узы.
Большинство ученых считают остатки воды после питья кошки чистыми. Это мнение Малика и его последователей, Шафии, Аузаи, Ахмад, Абу Юсуфа.
Также это приводится со слов Аббаса ибн Абдульмутталиба, Али, ибн Аббаса, ибн Умара, Аишы, Абу Катады, Хасана и Хусейна сыновей Али, Алькамы, Ибрахима Нахаги, Икрима, Ата ибн Ясара.
Из сподвижников только Абу Хурайра в одном из риваятов считал, что после кошки водой пользоваться нельзя.
Абу Ханифа, Мухаммад ибн Хасан, Зуфар, Хасан ибн Зияд считали, что остатки воды после неё использовать нежелательно.
Довод ученых которые считали остатки воды после кошки нежелательными.
Хадис со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха сказал: «Сосуд после лакания собаки (необходимо) вымыть семь раз, а после лакания кошки один раз».
Сказал Мулла Али Кари, что слова «а после лакания кошки один раз», не являются словами Посланника Аллаха, а вставлены Абу Хурайрой [ хадис мудрадж].
384-وَ عَنْ دَاوُدَ بْنِ صَالَحِ بْنِ دِينَارٍ، عَنْ أُمِّهِ أَنَّ مَوْلاَتَهَا أَرْسَلَتْهَا بِهَرِيسَةٍ إِلَى عَائشِةَ. قَالَتْ: فَوَجَدْتُهَا تُصَلِّي، فَأَشَارَتْ إِلَيَّ: أَنْ ضَعِيهَا. فََجَاءَتْ هِرَّةٌ، فَأَكَلَتْ مِنْهَا فَلَمَّا انْصَرَفَتْ عَائْشَةُ مِنْ صَلاَتِهَا، أَكَلَتْ مِنْ حَيْثُ أَكَلَتِ الْهِرَّةُ، فََقََالََتْ: إِِنََّّ رَسُولََ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ قََالََ: "إِنَّهَا لَيْسَتْ بِنَجَسٍ، إِنَّهَا مِنَ الطَّوَّافِينَ عَلَيْكُمْ" وَ إِنِّي رَأَيْتُ رَسُولََ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ يَتَوَضَّأُ بِفَضْلَِهَا.
رَوَاهُ أَبُو دَاوُد
483-Передают со слов Дадуа ибн Салиха ибн Динара, что его мама отправила свою вольноотпущенницу к Аише с харисой (блюдо). Она сказала, что застала Аишу совершающей намаз и Аиша указала ей поставить еду. (В это время) пришла кошка и поела из сосуда. Когда Аиша завершила совершать намаз она поела с того места, где ела кошка. И сказала, что Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует, сказал: «Она не является нечистой. Она из тех кто часто ходит среди вас» [ Абу Дауд (76) ].
Шарх
Хариса – блюдо из мяса и дробленого зерна.
Аиша в намазе указала рукой или головой.Это является малочисленным движением и поэтому намаз не нарушает.
Остатки воды после питья кошки чистые.Сказали ученые желательно содержать кошку и заботиться о ней.В дозволенности продавать кошек имеется разногласие ученых.
484-وَ عَنْ جَابِرٍ، قَالَ: سُئِلَ رَسُولَُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ: أَنَتَوَضَّأُ بِمَا أَفْضَلَتِ الْحُمُرُ؟ قَالَ: "نَعَمْ وَ بِمَا أَفْضَلَتِ السِّبَاعُ كُلُّهَا".
رَوَاهُ فِي "شَرْحِ السُّنَّةِ"
484-Передают со слов Джабира ибн Абдулла, что Посланника Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует спросили: можно ли нам совершать омовение водой оставшейся после питья ослов. Он сказал: «Да, а также тем что осталось после питья всех хищных животных» [ Багави привел его в «Шарх сунна». Хадис также привел Шафии в своем «Муснаде»].
Шарх
Хадис указывает на то, что остатки воды после питья хищных животных чистые.Это мнение Шафии. Исключением являются остатки воды после собаки и свиньи.По мнению Абу Ханифы остатки воды после питья хищных животных наджис.
Сказал ибн Хумам: этот хадис и хадис о водоемах между Меккой и Мединой касаются большого количества воды, или это было до запрета употреблять в пищу мяса хищных животных.
А что касается остатков воды после осла и мула, то они сомнительные. Из-за противоречия разрешающих и запрещающих доказательств.
الآسَار – остатки воды после питья (سُؤْرٌ).
Ханафитский мазхаб:
Оставшаяся вода после того, как её попьют человек или какое-либо животное, делится на четыре вида.
Это касается малого количества воды.
- Чистая (الطاهر). Это остатки воды человека, независимо от его состояния (мужчина, женщина, мусульманин, не мусульманин, человек без гусля, без омовнения, женщина в период менструации). Кроме того, кто попил или поел незадолго до этого запрещенное шариатом. После этого нужно немного подождать, затем можно пить остатки его воды. Это согласно мнению Абу Ханифы и Абу Юсуфа. По мнению Мухаммада он обязан сполоснуть рот.
Также сюда входят остатки воды каждого животного, мясо которого разрешено употреблять в пищу. Также остатки воды после лошади (его молоко чистое единогласно).
Это мнение Абу Юсуфа и Мухаммада, и более сильное мнение Абу Ханифы («Хидая», 1/26, «Любаб фи шархи китаб» 1/29, по мнению учеников, мясо лошади можно употреблять в пищу, а также по мнению Абу Ханифы. Но он считал это нежелательным из-за почитания коней).
И это более сильное мнение среди ученых мазхаба. Так как некоторые ученые сказали о нежелательности использования этой воды, из-за нежелательности употреблять в пищу мясо лошади.
Сказала 'Аиша, что она пила воду, в то время когда у неё были месячные и Посланник Аллаха пил с того места, с которого она пила [ Муслим].
Также передал Абу Хурайра, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине верующий никогда не оскверняется».
Также Пророк и сподвижники пили воду из бурдюка женщины многобожницы [ Абу Дауд].
Что касается лошади, то в сборнике Абу Дауда (3788) приводятся слова Джабира ибн Абдулла: «Посланник Аллаха в Хайбаре запретил нам есть мясо ослов и разрешил есть мясо лошадей».
- Нечистая (наджис النجس ). Остатки воды после животных, мясо которых запрещено употреблять в пищу. Как собака, свинья и хижники, как лев, волк, лиса и подобные им.
Если собака полакает из сосуда, то этот сосуд нужно вымыть его три раза один из них с землей. Желательно вымыть его семь раз. Передал Абу Хурайра, что Посланник Аллаха сказал: «Если собака станет лакать из сосуда, принадлежащего одному из вас, пусть он выльет его содержимое и промоет этот сосуд семь раз» [ Муслим].
В наше время при отсутсвии земли можно использовать чистящие средства.
- Нежелательная для использования, при наличии чистой воды (المكروه) . Нежелательно использовать остатки воды после диких хищных птиц, как сокол, коршун, орел. По мнению Абу Юсуфа, если хищная птица содержится в клетке и не есть мертвечину, остатки воды чистые. А также остатки воды животных, живущих рядом с человеком как змеи, мыши. А также кошки (по мнению Абу Ханифы и Мухаммада, по мнению Абу Юсуфа не макрух) и курицы, употребляющеё в пищу нечистоты (الْمُخَلاَّة).
По мнению учеников Абу Ханифы остатки воды после кошки являются чистыми. Передает Кабша бинт Ка'аб, что Посланник Аллаха сказал о кошке: «Она чистая, так как она постоянно находится среди вас» [ Тирмизи].
Посланник Аллаха спускал её сосуд, она пили воду, затем этой водой он совершал омовение. Доказательство Абу Ханифы и Абу Юсуфа "Кошка - хищник" [ Ахмад, Хаким, Захаби считал его слабым].
- Сомнительные(المشكوك). Это остатки воды осла и мула. Из-за противоречия в доказательствах («Сабиль-фалях шарх нуруль-идах» стр. 17. "Из-за противоречия, которое приводится в хадисах по поводу дозволенности и недозволенности употребления в пищу мяса ослов". "Или разногласие сподвижников в чистоте или нечистоте" «Хидая», 1/26. )
Первое, что Посланник Аллаха запретил употреблять в пищу мясо домашних ослов [ Бухари].
Второе, что Пророк ездил верхом на осле и его пот попадал на одежду, и он совершал в ней намаз.
Передал Кархи, что их остатки воды наджис.
Разногласие:
- вода чистая, очищающая,
- вода чистая, но не очищающая. Так как их молоко чистое, пот не препятствует совершению намаза, даже если его будет много, также и остатки воды чистые и это правильнее. Приводится указание Мухаммада, что после них остатки воды чистые.
Маликитский мазхаб:
Все остатки воды после питья чистые.
Шафиитский мазхаб:
Все остатки воды чистые, кроме остатков собаки и свиньи.
Ханбалитский мазхаб:
Они поделили животных на два виды: чистые и наждис.
Наджис также делится на два вида:
- бесспорный наджис (собака и свинья).
- имеется разногласие (остальные хищники, животные и птицы, а также домашние ослы и мулы).
Сказал Ахмад все остатки наджис, кроме кошки и всех кто к ней близок.
Также есть мнение Ахмада, что если будут остатки воды после осла, и не будет другой воды совершает омовение и таяммум.
Чистые:
- Человек
- животные мясо которых можно употреблять в пищу.
- кошка