By Райхан on 02.10.2012
Category: Мишкат аль-Масабих, тахарат

56, Морская вода чистая

Урок № 56 | "Мишкат аль-Масабих",«Постановления, касающиеся воды».

974-وَ عَنْ أَبٍِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ الله عَنْهُ قََالََ: سَأَلَ رَجُلٌ رَسُولَ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ فَقَالَ: يَا رَسُولُ الله إِنَّا نَرْكَبُ الْبَحْرَ، وَ نَحْمِلُ مَعَنَا الْقَلِيلَ مِنَ الْمَاءِ فَإِنْ تَوَضَّأْنَا بِهِ عَطِشْنَا، أَفَنَتَوَضَّأُ بِمَاءِ الْبَحْرِ؟ فَقَالَ رَسُولُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ: "هُوَ الطَّهُورُ مَاؤُهُ، الْحِلُّ مَيْتَتُهُ".
رَوَاهُ مَالِكٌ، وَ التِّرْمِذِيُّ، وَ النَّسَائِيُّ وَ ابْنُ مَاجَة، وَ الدَّارِمِيُّ.

479-Передают со слов Абу Хурарйы, что один человек спросил Посланника Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, сказав: О Посланник Аллаха! Мы выходим в море и берем с собой немного воды. Если мы будем совершать ею омовение будем испытывать жажду, можно ли нам совершать омовение морской водой? И Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует, сказал: «Её вода чистая, а мертвечина халяль» [ Малик (12), Тирмизи (69), Насаи (59), ибн Маджа (386), Дарими (729), Абу Дауд (83) ] .

Шарх

Сказал Тирмизи: это мнение большинства факихов из числа сподвижников Посланника Аллаха из них: Абу Бакр, Умар, ибн Аббас. Они считали дозволенным совершать омовение морской водой.
Некоторые сподвижники порицали совершение морской воды при омовении. Из них ибн Умар, Абдулла ибн Амр.
В сборниках Ахмада, Хакима и Байхакы приводится следующий риваят. Абу Хурайра сказал: в один из дней когда мы сидели возле Посланника Аллаха, пришел рыбак и сказал: О Посланник Аллаха мы выходим в море желая поймать рыбу и один из нас берет сосуд воды. И он желает, что поймает рыбу близко от берега. Иногда так и бывает, а иногда он не находит рыбу пока не заплывет далеко не думая, что мог туда заплыть. И возможно у него нарушается гусль или он совершает омовение и если он совершит гусль или омовение этой водой, возможно один из нас будет испытывать жажду. Считаешь лы ты дозволенным совершать гусль и омовение морской водой когда мы боимся этого (жажды).

Посланник Аллаха ответил на вопрос больше, чем спрашивалось. Ответил про положение воды и добавил о положении умерших водных животных.

Имеются ввиду только водные животные, которые не могут жить вне воды.

Разошлись мнения ученых относительно водных животных, кроме рыб.

  1.  Нельзя есть ничего кроме рыб. Ханафитский мазхаб.
  2.  Можно есть все, кроме лягушек и крокодила. Ахмад.
  3.  Можно есть все, что в море. Малик и ибн Абу Лейла.
  4.  Можно есть только то, чему есть подобные животные на суше, как морская корова и другие. И если нельзя есть на суше нельзя и на воде, как морская собака, морская свинья и др.

В шафиитском мазхабе есть несколько мнений.
Ибн Хаджар в сказал в «Фатх»: нет разногласия между учеными в дозволенности рыбы, хотя есть некоторое разногласие в некоторых видах. Разногласие в тех животных которые похожи на животных суши, как человек, собака, свинья и змея. В ханафитском мазхабе можно только рыбу, это мнение в шафиитском мазхабе. Также в шафиитском мазхабе сказано, что дозволено все и это более сильное мнение. Это также мнение в маликитском мазхабе, кроме свиньи в одном из риваятов.

Их доводы:
Слова Всевышнего:

Quran_5:96

«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны. »
аль-Маида-Трапеза, 5:96

Морская вода чистая и очищающая, хотя и соленая и запах её отличается от запаха пресной воды. Но такой её создал Аллах.

Виды воды, которая является чистой, очищающей :

Всевышний Аллах сказал:

Quran_25:48

«Он - Тот, Кто посылает ветры с доброй вестью о Своей милости. Мы ниспосылаем с неба чистую и очищающую воду, »
аль-Фуркан-Различение, 25:48

Также Всевышний сказал:

Quran_8:11

«Вот Он наслал на вас дремоту, чтобы вы почувствовали себя в безопасности, и ниспослал вам с неба воду, чтобы очистить вас ею и удалить c вас скверну дьявола, чтобы сделать ваши сердца стойкими и утвердить этим ваши стопы. »
аль-Анфаль-Трофеи, 8:11

Посланник Аллаха сказал:

اللَّهُمّ اغْسِلْ خَطَايَايَ بِمَاءِ الثَّلْجِ وَ الْبَرَدِ

«О Аллах смой мои прегрешения водой снега и града» [ Насаи, 61].

Также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и претствует, сказал женщинам омывающим его умершую дочь: «Обмойте её три, пять или семь раз водой смешанной с сидром. И в последней раз обмойте водой, смешанной с камфарой» [ Бухари].

084-وَ عَنْ أَبٍِي زَيْدٍ، عَنْ عَبْدِ اللهِ بْن مَسْعُودٍ رَضِيَ الله عَنْهُ أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ قَالَ لَهُ لَيْلَةَ الْجِنِّ: "مَا فِي إِدَاوَتِكَ؟" قَالَ: نَبِيذٌ. قَالَ: "تَمْرَةٌ طَيَّبَةٌ وَ مَاءٌ طَهُورٌ".
رَوَاهُ أبُو دَاوُد، وَ زَادَ أَحْمَدُ وَ التِّرْمِذِيُّ: فَتَوَضَّأَ مِنْهُ.
وَ قَالَ التِّرْمِذِيُّ: وَ أَبُو زَيْدٍ مَجْهُولٌ. وَ صَحَّ:

480-Передают со слов Абу Зейда, со слов Абдулла ибн Масуда, что Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, сказал ему в ночь джиннов: «Что у тебя в сосуде?».Сказал: финиковый компот.Сказал Посланник Аллаха: «Приятные финики и чистая очищающая вода» [Абу Дауд (84) ибн Маджа (384), Ахмад и Тирмизи (88) добавили: и совершил им омовение ].

Сказал Тирмизи: Абу Зейд неизвестный передатчик. Приводится в достоверном хадисе:

184-عَنْ عَلْقَمَةَ، عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ مَسْعُودٍ، قَالَ: لَمْ أَكُنْ لَيْلَةَ الْجِنِّ مَعَ رَسُولِ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ.
رَوَاهُ مُسْلِمٌ.

481. Передают со слов Алькама, что Абдуллах ибн Масуд сказал: я не был с Посланником Аллаха в ночь джиннов [Муслим].
Абу Зейд. Сказал ибн Хумам: Абу Бакр Араби в тольковании Тирмизи сказал: Абу Зейд, вольноотпущенник Амра ибн Хурайса. С его слов передавал хадисы Рашид ибн Кайсан Абси Куфи и Абу Раук и это выводит его из неизвестности.
Сказал ибн Абдульбарр: ученые единогласны, что он маджхуль хал (неизвестно его состояние) [ Это сказал Бухари ].
Шарх
Сказал Мулла Хадис указывает, что дозволено совершать омовение финиковым компотом (настоем). Это мнение Абу Ханифы и Суфьяна Саури. Шафии, Малик и Ахмад сказали, что такой водой
Али Кари: сказал Сайид Джамалюддин: все мухаддисы едины в том, что этот хадис слабый. Сказал ибн Хаджар: ученые единодушны в слабости этого хадиса. Сказал Навави: этот хадис слабый по мнению мухаддисов.
«Ночь джиннов» ночь в которую к Посланнику Аллаха пришла группа джиннов и забрали его к своему народу, чтобы он обучил их религии. Это приводится в сборнике Муслима.
النَّبِيذُ – вода в которую положили финики, чтобы она стала сладкой, не опьяняющей, и неважно кипяченой или не кипяченой. Его делают из фиников, изюма, меда, пшеницы и ячменя.
Если эта вода не кипяченая, сладкая и не опьяняющая, как обычная вода то в мазхабе ханафи ей можно совершать омовение без разногласия.
Если этот компот вскипятить, то в мазхабе ханафи имеется разногласие. Сказал ибн Абидин: этой водой нельзя совершать омовение.
Сказал Джассас: у Абу Ханифы есть три мнения.

  1.  Совершает омовение, без таяммума. Но должен совершить отдельное намерение. Сказал Кадыхан: это первое мнение и его взял Зуфар.
  2.  совершает таяммум и не совершает омовение. Это передали Нух ибн Абу Марьям, Асад ибн Умар и Хасан ибн Зияд. Сказал Кадыхан: это наиболее сильное мнение и к нему вернулся Абу Ханифа и это мнение взяли Абу Юсуф и большинство ученых. И это выбрал Тахави.
  3.  Совершает омовение и таяммум. Это мнение выбрал Мухаммад.

Если набиз станет опьяняющим нельзя им совершать омовение.

Leave Comments