By Райхан on 20.06.2012
Category: Мишкат аль-Масабих, тахарат

50, Общение с оскверненным

Урок № 50 | Курс: "Мишкат аль-Масабих", «Гусль».

864-وَ عَنْ أُمِّ سَلَمَةَ رَضِيَ الله عَنْهَا قَالَتْ: كَانَ رَسُولُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ يُجْنِبُ ثُمَّ يَنَامُ ثُمَّ يَنْتَبِهُ ثُمَّ يَنَامُ. رَوَاهُ أَحْمَدُ.

468-Передают со слов Умму Саляма, что Посланник Аллаха становился оскверненным, затем спал, просыпался и снова спал [ Ахмад ].

Шарх

Хадис указывает на то, что можно ложится спать не совершив гусль.


 Но как предшествовало желательно перед сном совершить омовение.
 А хадис где сказано, что в дом в котором есть оскверненный является слабым с этой добавкой или касается того, кто не совершает гусль долгое время.
 Совершение гусля сразу не является обязательным.

964-وَ عَنْ شُعْبَةَ قَالَ: إِنَّ ابْنَ عَبَّاسٍ كَانَ إِذَا اغْتَسَلَ مِنَ الْجَنَابَةِ، يُفْرِغُ بِيَدِهِ الْيُمْنَى عَلَى يَدِهِ الْيُسْرَى سَبْعَ مِرَارٍ، ثُمَّ يَغْسِلُ فَرْجَهُ فَنَسِيَ مَرَّةً كَمْ أَفْرَغَ. فَسَأَلَنِي. فَقُلْتُ: لاَ أَدْرِي. فَقَالَ: لاَ أُمَّ لَكَ! وَ مَا يَمْنَعُكَ أَنْ تَدْرِي؟ ثُمَّ يَتَوَضَّأُ وُضُوءَهُ لِلصَّلاَةِ، ثُمَّ يُفِيضُ عَلَى جِلْدِهِ الْمَاءَ، ثُمَّ يَقُولُ: هَكَذَا كَانَ رَسُولُ الله يَتَطَهَّرُ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُد.

469-Передают со слов Шугбы, что он сказал: когда ибн Аббас совершал гусль после осквернения, поливал правой рукой на левую семь раз, затем мыл половой орган и однажды забыл сколько раз. И спросил меня. Я сказал: не знаю. И он сказал: нет у тебя матери! А что препятствует тебе чтобы знать? Затем совершил омовение совершаемое перед намазом, затем поливал воду на кожу. Затем говорил: так очищался Посланник Аллаха [ Абу Дауд (246)].

Шарх

Шугба ибн Динар Хашими, волноотпущенник ибн Аббаса.
Насаи, Малик, Джузджани, Абу Зурга, ибн Хиббан, Абу Хатим, ибн Маин считал его слабым. Сказал Ахмад, ибн Маин в другом риваяте и ибн Ади: нормальный передатчик. Сказал Иджли: его хадисы разрешено передавать. Сказал ибн Хаджар: садук (правдивый) с плохой памятью.

Сказал ибн Хаджар: возможно это из-за того, что на его руке был наджис. А то, что он мыл семь раз это из-за того, что до него не дошел насх (отмена). Также и Ахмад сказал, что наджис нужно смывать семь раз. И его мнением было, что если отменена обязательность, то остается желательность.И этот хадис не указывает, что ибн Аббас совершал так всегда.
Помыл половой орган – также семь раз.

«Нет у тебя матери» - это просто упрек, и не имеет прямого смысла, или имеет смысл ты подкидыш не знающий своей матери. Араба использовали такие выражения или как похвала или как упрек. Для похвалы говорили «нет у тебя отца», то есть ты самостоятельный.
Сказал ибн Хаджар: хадис не подходит для этой главы, так как в нем приводятся некоторые положения гусля. Лучше поместить этот хадис в предыдущую главу.

074-وَ عَنْ أَبِي رَافِعٍ رَضِيَ الله عَنْهُ قَالَ: إِنَّ رَسُولَُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ طَافَ ذَاتَ يَوْمٍ عَلَى نِسَائِهِ، يَغْتَسِلُ عِنْدَ هَذِهِ، وَ عِنْدَ هَذِهِ قَالَ: فَقُلْتُ لَهُ: يَا رَسُولَ الله! أَلاَ تَجْعَلُهُ غُسْلاً وَاحِدًا آخِرًا؟ قًالً: "هَذَا أَزْكَى وَ أَطْيَبُ وَ أَطْهَرُ".

رَوَاهُ أَحْمَدُ و أَبُو دَاوُد.

470-Хадис Передают со слов Абу Рафиа, что Посланник Аллаха в один из дней обошел своих жен, совершая гусль у этой и у той. Сказал: я сказал ему: О Посланник Аллаха почему ты не совершишь один гусль в конце? Он сказал: «Так лучше (больше вознаграждения), приятнее и чище» [ Ахмад, Абу Дауд (219), ибн Маджа (590)].
Шарх
Абу Рафигъ – вольноотпущенник Посланника Аллаха.Хадис указывает на желательность совершения гусля между двумя интимными близостями.Предшествовал хадис Анаса (455) где сказано, что Посланник Аллаха обходил всех жен и совершал гусль только у последней из жен.

174-وَ عَنِ الْحَكَمِ بْنِ عَمْرٍو، قَالَ: نَهَى رَسُولُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ أَنْ يَتَوَضَّأَ الرَّجُلُ بِفَضْلِ طُهُورِ الْمَرْأَةِ.

رَوَاهُ أَبُو دَاوُد وَ ابْنُ مَاجَة وَ التِّرْمِذِيُّ وَ زَادَ: أَوْ قَالَ: "بِسُؤْرِهَا" وَ قَالَ: هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ.

471-Передают со слов Хакама ибн Амра, сказал: Посланник Аллаха запретил мужчине совершать омовение остатками воды после очищения женщины [ Абу Дауд (82), ибн Маджа (373) и Тирмизи (64) и добавил: или сказал: «остатками воды» и сказал: этот хадис хасан сахих ].
Сказал Навави: этот хадис слабый. Так считали имамы хадиса как Бухари и другие.

Эта тема уже разбиралась в двух уроках.

Сказали Ахмад и Дауд, что нельзя использовать эту воду. Также это приводится от Хасана Басри. Имеется второе мнение Ахмада, соответствующее мнению большинства.
По мнению некоторых ханафитов, некоторых шафиитов и одного из мнений Ахмада это нежелательно избегая разногласия.
Более правильное мнение большинства, так как приводится в достоверных хадисах, что Посланник Аллаха совершал гусль с женами.

Совершение гусля водой оставшейся после гусля мужчины или женщины:

  1.  Мужчине запрещено использовать воду оставшуюся после гусля женщины. Это мнение Умара ибн Хаттаба, Абдулла ибн Сирджиса, Саида ибн Мусайяба, ибн Хазма.
  2. Запрещено если использовала отдельно и разрешено если использовали вместе. Это мнение Дауда, Исхака, одно из мнений Ахмада.
  3.  Запрещено использовать воду оставшуюся после гусля осквернения или месячных, в других случаях можно. Это мнение приписывают ибн Умару, Аузаги и Шагби.
  4.  Нельзя и мужчине и женщине использовать воду оставшуюся после гусля, кроме тех случаев когда они черпают воду вместе.
  5.  Нельзя использовать остатки воды мужчины и женщины, даже если они начнут использовать вместе. Приписывается Абу Хурайре. Ахмаду.
  6.  Дозволено мужчине использовать воду оставшуюся после гусля женщины и женщине дозволено водой после мужчины. Это мнение большинства. Более сильное мнение Ахмада, это также мнение Абу Ханифы , Малика и мнение в мазхабе Шафии.

274-وَ عَنْ حُمَيْدِ الْحِمْيَرِي قَالَ: لَقِيتُ رَجُلاً صَحِبَ النَّبَيَّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ أَرْبَعَ سِنِينَ، كَمَا صَحِبَهُ أَبُو هُرَيْرَةَ، قَالَ: نَهَى رَسُولُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ أَنْ تَغْتَسِلَ الْمَرْأَةُ بِفَضْلِ الرَّجُلِ أَوْ يَغْتَسِلَ الرَّجُلُ بِفَضْلِ الْمَرْأَةِ. زَادَ مُسَدَّدٌ: وَلْيَغْتَرِفَا جَمِيعًا.

رَوَاهُ أَبُو دَاوُد وَ النَّسَائِيُّ وَ زَادَ أَحْمَدُ فِي أَوَّلِهِ: نَهَى أَنْ يَمْتَشِطَ أَحَدُنَا كُلَّ يَوْمٍ أَوْ يَبُولَ فِي مُغْتَسَلٍ.

472-Передают со слов Хумейда Химьяри, что он сказал: я встретил мужчину, который следовал Посланнику Аллаха четыре года, так же как и Абу Хурайра. Он сказал: Посланник Аллаха запретил женщине совершать гусль остатками воды после мужчины, и мужчине совершать гусль остатками воды после женщины.Мусаддад добавил: и пусть они черпают вместе [ Абу Дауд (81), Насаи (238) и Ахмад добавил в начале хадиса: запретил одному из нас расчесывать волосы каждый день или справлять малую нужду в месте совершения гусля ].
Хумейд ибн Абдурахман из числа табиин.
Абу Хурайра принял Ислам в месяце мухаррам 7 года после хиджры, в месяц завоевания Хайбара.
В хадисе не упоминается имя сподвижника, но это не вредит. Так как их хадисы принимается без ограничений.
Шарх

первой половины хадиса смотри в хадисе 471.Запрет расчесывать волосы головы и бороды каждый день касается мужчин.Приводят несколько объяснений этому.Чтобы не выпадали волосы.Это проявление роскоши, чрезмерного украшения и изнеженности. Мужчина должен быть мужественным. Украшение это то, что должно быть у женщин.
Привел Абдулла ибн Мугаффаль, что Посланник Аллаха запретил расчесывать волосы каждый день [ Тирмизи, Насаи].
Но имеется хадис Абу Катады у которого были длинные волосы и Посланник Аллаха сказал ему расчесывать их каждый день [ Насаи ].

374-وَ رَوَاهُ ابْنُ مَاجَةَ عَنْ عَبْدِ الله بْنِ سَرْجِس

473-Хадис привел Ибн Маджа (374) со слов Абдулла ибн Сарджиса.Сказал Бухари: более правильно, что хадис маукуф (слова сподвижника).

Глава «Общение с оскверненным».

  1.  Человек без гусля считается чистым и не считается наджисом.
  2.  Разрешается отложить совершение гусля.
  3.  Оскверненному желательно совершить омовение перед сном, а также перед едой.
  4.   Поминание Аллаха желательно в любое время.
  5.   Мужчина может совершить омовение водой оставшейся после совершения гусля женщиной.
  6.   Дозволено греться оскверненным.
  7.   Дозволено читать Коран без омовения и нельзя прикасаться к мусхафу без омовения.
  8.   Оскверненному и женщине в дни месячных нельзя читать Коран (имеется разногласие).
  9.   Запрещено оскверненному и женщине в период менструации находиться долгое время в мечети.
  10.   Ангелы милости не входят в дом, в котором имеются собака, изображения и человек, который долгое время не совершает гусль.
  11.   Желательность поминать имя Аллаха будучи с омовением.
Leave Comments