Урок № 48. | Курс: "Мишкат аль-Масабих", «Гусль».
754-وَ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ الله عَنْهُمَا قَالَ: اغْتَسَلَ بَعْضُ أَزْوَاجِ النَّبِيِّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ فِي جَفْنَةٍ، فَأَرَادَ رَسُولُ الله أَنْ يَتَوَضَّأَ مِنْهُ، فَقَالَتْ
يَا رَسُولَ الله! إِنِّي كُنْتُ جُنُباً. فَقَالَ: "إِنَّ الْمَاءَ لاَ يَجْنُبُ".
رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَ أَبُو دَاوُد، وَ ابْنُ مَاجَه. وَ رَوَى الدَّارِمِيُّ نَحْوَهُ. .
457-Передают со слов ибн Аббаса, что он сказал: некоторые жены Пророка совершили гусль из большого сосуда. Посланнику Аллаха захотел совершить омовение из него, и она сказала: о Посланник Аллаха! Я была оскверненной. Посланник Аллаха сказал: «Поистине вода не оскверняется» [ Тирмизи (65), Абу Дауд (68), Насаи (325), ибн Маджа (370), Дарими (734) ].
Одна из жен Пророка – это Маймуна, как это приводится в других риваятах.Смысл этого хадиса уже разбирался в предыдущих уроках.
Также этот вопрос будет затронут в 371 хадисе.
Мужчине дозволено использовать воду, для омовения или гусля, оставшуюся после женщины совершившей омовение или гусль.
Сказал Тирмизи: это мнение Суфьяна Саури, Малика и Шафии.
Сказал Навави в «Шарх Муслим»: Что касается очищения мужчины водой оставшейся после очищения женщины, то это дозволено у нас (Шафии), а также это мнение Малика, Абу Ханифы и множества ученых.
И нет разницы одна она очищалай ей или не одна. Сказали некоторые шафииты, что в этом нет нежелательности, так как приводятся достоверные хадисы. По мнению Ахмада ибн Ханбаля и Дауда если женщина очищалась уединившись, то мужчине нельзя использовать эту воду. Также приводится мнение Ахмада как и мнение Шафии. Приводится мнение Хасана Басри и Саида ибн Мусайяба, что это нежелательно. И более правильное это мнение большинства, опираясь на эти достоверные хадисы, что Посланник Аллаха совершал гусль с женами, и каждый черпал воду из одного сосуда.
Очищение женщины водой оставшейся после очищения мужчины. Сказал Навави, что это дозволено по единогласному мнению ученых. Но упомянул ибн Хаджар, что Тахави привел разногласие в этом вопросе.
854-وَ فِي "شَرْحِ السُّنَّةِ" عَنْهُ، عَنْ مَيْمُونَةَ، بِلَفْظِ "الْمَصَابِيحِ".
458-В «Шархе сунны» с его слов (ибн Аббаса) со слов Маймуны также как в «Масабих» [ «Масабих сунны» (315), Ахмад, Даракутни (3), «Шарх сунны» (259) ].
Привел Даракутни хадис ибн Аббаса, что Маймуна сказала: Я осквернилась и совершила гусль из большого сосуда и в нем осталась вода. И пришел Посланник Аллаха желая совершить этой водой гусль и она сказала ему, что она совершила ей гусль и он сказал: "Вода не стоновится оскверненной".
954-وَ عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ الله عَنْهَا قَالَت: كَانَ رَسُولُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ يَغْتَسِلُ مِنَ الْجَنَابَةِ، ثُمَّ يَسْتَدِفِئُ بِي قَبْلَ أَنْ أَغْتَسِلَ.
رَوَاهُ ابْنُ مَاجَه، وَ رَوَى التِّرْمِذِيُّ نَحْوَهُ.
وَ فِي "شَرْحِ السُّنَّةِ" بِلَفْظِ "الْمَصَابِيحُ".
459-Передают со слов Аишы, что она сказала: Посланник Аллаха совершал гусль после осквернение, затем он просил меня согреть его перед тем как я совершала гусль» [ Ибн Маджа ( 580), Тирмизи (123) ].
В «Шархе сунны» приведен так же как в «Масабих».
Сказал Тирмизи: иснад хадиса хороший. Сказал Мулла Али Кари: его иснад хороший. Сказал Альбани: хадис слабый.
Сказал Тирмизи: это мнение многих ученых из числа сподвижников и табиин, что мужчине дозволено после совершения гусля греться и спать возле жены, прежде чем она совершит гусль. Это мнение Суфьяна Саури, Шафии, Ахмада и Исхака.
Хадис указывает на то, что тело оскверненного чистое.
064-وَ عَنْ عَلِيٍّ رَضِيَ الله عَنْهُ قَالَ: كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ يَخْرُجُ مِنَ الْخَلاَءِ فَيُقْرِئُنَا الْقُرْآنَ، وَ يَأْكُلُ مَعَنَا اللَّحْمَ، وَ لَمْ يَكُنْ يَحْجُبُهُ – أَوْ يَحْجُزُهُ – عَنِ الْقُرْآنِ شَيْءٌ لَيْسَ الْجَنَابَةَ.
رَوَاهُ أَبُو دَاوُد وَ النَّسَائِيُّ وَ رَوَى ابْنُ مَاجَه نَحْوَهُ
460-Передают со слов Али, что он сказал: Посланник Аллаха выходил из туалета и обучал нас Корану, и ел с нами мясо. И его ничто не удерживало – не останавливало – от Корана, кроме осквернения [ Абу Дауд (229), Тирмизи (146), Насаи (265), ибн Маджа (594), Ахмад].
Сказал Тирмизи: хадис хасан сахих. Сказал Ахмад Шакир: достоверный. Сказал Ахмад: слабый. Хадис считали слабым Бухари, Тирмизи, Байхакый. Мунзири считал его хорошим. Сказал Мулла Али Кари: все хадисы, касающиеся этого вопроса слабые, но вместе они доходят до степени хасан.
Сказал Тирмизи: Это мнение многих ученых из числа сподвижников и табиин. Сказали: человек может читать Коран без омовения, и не читает с мусхафа без омовения. Это мнение Суфьяна Саури, Шафии, Ахмада и Исхака.
Это также мнение Абу Ханифы и Малика.
Их довод хадис Абу Бакра ибн Мухаммада ибн Амра ибн Хазма, что Посланник Аллаха сказал: «К Корану прикасается только очищенный» (Даракутни).
Большинство ученых, кроме Дауда запрещают прикасаться к Корану оскверненному (без гусля)
Прикосновение к Корану без омовения. Большинство ученых запрещают это. Это разрешили ибн Аббас, Шагби, Даххак.
Сказал Мулла Али Кари: К Корану прикасается только очищенный, и не прикасается человек без омовения и без гусля. Можно касаться только через отдельную обложку и нежелательно брать рукавом.
164-وَ عَنْ ابْنِ عُمَرَ رضِيَ الله عَنْه قَالَ: قَالَ رَسُولُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ: "لاَ يَقْرَأُ الْحَائِضُ وَ لاَ الْجُنُبُ شَيْئًا مِنَ الْقُرْآنِ".
رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ.
461-Передают со слов ибн Умара, сказала: сказал Посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует: «Ничего не читают из Корана женщина во время менструации и оскверненный [ Тирмизи (131), ибн Маджа (596)].
В цепочке хадиса Исмаил ибн Аййяш, в некоторых случаях его хадисы слабые.
Сказал Абу Бакр ибн Мунзир: Имеется разногласие между учеными в чтении Корана оскверненного и женщины во время менструации.
Запрещено. Это мнение Умара, Али, Хасана Басри, Ибрахим Нахаги, Зухри, Катада и Джабир.
Сказал Абу Убейда: оскверненный как женщина во время месячных. Сказал Ата: Женщина во время месячных вообще не читает Коран.
Сказали Абу Алия, Ибрахим, Зухри и ибн Джубейр: женщина во время менструации не читает Коран. Сказал Джабир ибн Зейд: она не дочитывает аят до конца.
Приводятся разные мнения Шафии. Абу Саур привел: что это дозволено. Передал Рабиг, что оскверненный и женщина в эти дни не читают Коран и не прикасаются к мусхафу.
Сказал Навави: наш мазхаб запрет чтения Корана оскверненному и женщине во время менструации даже части аята.
Ахмад считал нежелательным чтение женщины в дни менструации. Что касается оскверненного, то приводятся его разные мнения.
Дозволено. Это мнение ибн Аббаса. Он читал свой вирд (дневную долю), будучи оскверненным. А также это мнение Икрима, Саида ибн Мусайяба.
Это мнение Бухари, Табари и бин Мунзира.
Сказал Малик: оскверненный не читает Коран, кроме нескольких аятов перед сном. Это также касается женщины в дни месячных.
Сказал Аузаги: оскверненный не читает Корана, кроме аята при посадке в транспорт.
Нежелательно. Это мнение Мухаммада ибн Маслама. Также сказал Альбани, так как Посланник Аллаха не захотел поминать имя Аллаха без омовения. Значит Коран тем более нежелательно.
Приводится, что Малик разрешил женщине во время месячных читать Коран, опасаясь, что она забудет его.
У Абу Ханифы имеется 2 мнения. Первое мнение дозволено, второе мнение запрещено. Более сильное в мазхабе второе мнение