Урок № 44. | Курс: "Мишкат аль-Масабих", «Гусль».
834-عَنْ أُمِّ سَلَمَةَ رَضِيَ الله عَنْهَا قََالََتْ: قُلْتُ: يَا رَسُولَ الله إِنِّي امْرَأَةٌ أَشُدُّ ضَفْرَ رَأْسِي، أَفَأَنُقُضُهُ لِغُسْلِ الْجَنَابَةِ؟ فَقَالَ: "لاَ، إِنَّمَا يَكْفِيكِ أَنْ تَحْثِي عَلَى رَأْسَكِ ثَلاَثَ حَثَيَاتٍ، ثًمَّ تُفِيضِينَ عَلَيْكِ الْمَاءَ، فَتَطْهِرِينَ". رَوَاهُ مُسْلِمٌ.
438-Сказала Умму Саламя: я сказала о Посланник Аллаха я женщина, которая заплетает волосы головы в косы. Должна ли я их распускать для гусля после осквернения? Он сказал: «Нет, тебе будет достаточно полить на голову три пригоршни воды, затем полей на тело воды и ты очистишься» [ Муслим (58, 330), Абу Дауд (251), Тирмизи (105), Насаи (241), ибн Маджа (603), Ахмад ].
Шарх
Сказал Тирмизи: ученые действуют согласно этому хадису: что когда женщина совершает гусль после осквернения и не распускает волосы, то это правильно если она поливает водой голову.
По мнению большинства ученых (мазхабы ханафи, шафии, малики) женщина не обязана распускать волосы при совершении гусля после осквернения или месячных. Ей достаточно полить голову водой.
В сборнике Муслима приводится, что Умму Саляма сказала: для гусля после осквернения или месячных.
Сказали Хасан Басри, Тавус и Ахмад, что женщина обязана распускать волосы в гусле после месячных и нифаса. Но последователи Ахмада сказали, что это желательно (это упомянул ибн Кудама). Сказал Ибрахим Нахаги, что женщина обязана распускать волосы в любом гусле.
Их довод хадис где Посланник Аллаха сказал Аише: «Распусти волосы и расчешись» [ Бухари, Муслим, ибн Маджа].
Большинство ученых этот хадис считают указанием на желательность, объединяя между ним и хадисом Умму Саляма.
Или хадис Аишы касается тех у кого волосы плотные и вода не доходит до кожи, а хадис Умму Саляма тех, у кого волосы не плотные и вода доходит свободно. Это привел ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари».
Сказал Сангани в «Субуль салям», что история Аишы была в хадже и это не связано с месячными.
Передал Убейд ибн Умейр, что до Аишы дошло, что Абдулла ибн Амр приказывает женщинам – когда они совершают гусль – чтобы они распускали волосы. И она сказала: я удивляюсь ибн Амру, который приказывает женщинам распускать волосы во время гусля, почему же тогда он не прикажет им брить волосы. Я совершала гусль с Посланником Аллаха с одного сосуда и я всего лишь поливала на голову воду три раза [ Насаи, ибн Маджа, 604].
В хадисе нет разделения на гусль после месячных и на гусль после осквернения.
- Сказал Шаукани в "Нейль аутар": "Хадис указывает на то, что женщине не обязательно распускать волосы".
- Сказал Навави: "Наш мазхаб (шафии) и мазхаб большинства ученых, что не обязательно распускать косы совершающей гусль, если вода проникает на все волосы снаружи и внутри, если же не проникает вода, то необходимо их распускать" .
- Косы мужчины: в мазхабе малики и шафии мужчина в этом вопросе как женщина.
- Сказал Навави: если у мужчинв будет коса, то он как женщина.
- Сказал Мулла Али Кари: этот хадис касается только женщин и не касается мужчин.
- Сказали ученые ханафитского мазхаба, что мужчина обязан распустить свои волосы.
- Сказал Мубаракфури: "Что касается мужчины, то он обязан распускать волосы и намочить волосы снаружи и внутри, если вода не проникает до корней волос".
934-عَنْ أَنَسٍ رَضِيَ الله عَنْهُ قََالََ: كَانَ النَّبِيَّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ يَتَوَضَّأُ بِالْمُدِّ وَ يَغْتَسِلُ بِالصَّاعِ إِلَى خَمْسَةِ أَمْدَادٍ.مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ.
439-Приводится что Анас говорил: Пророк совершал омовение муддом и совершал гусль сагом воды, до пяти муддов [ Бухари (201), Муслим (51, 325) ].
Шарх
Приводится в сборнике Муслима, в хадисе со слов Аишы, что она совершала гусль с Посланником Аллаха из сосуда фарак.
Также в сборнике Муслима приводятся слова Аишы, что Посланник Аллаха совершал гусль из сосуда в котором было три мудда воды.
Все эти хадисы указывают, что Посланник Аллаха в разное время совершал омовение и гусль разным количеством воды. И в этом опровержение тем, кто ограничил количество воды для омовения и гусля хадисом Анаса.
Это ибн Шагбан из маликитов. А также некоторые ханафиты. Но у ханафитов отличается размер мудда и сага.
По мнению большинства ученых использование этого количества воды желательно (мустахаб).
Так как большинство сподвижников упомянули именно это количество воды, которое использовал Посланник Аллаха в омовении и гусле. Это хадисы Сафина у Муслима, хадис Джабира у Абу Дауда и Ахмада. А также хадисы Аишы, Умму Саляма, ибн Аббаса, ибн Умара и других.
Сказал Навави в «Шарх Муслим»: Ученые единогласны в том, что количество воды для омовения и гусля не ограничено.
Можно использовать и мало и много воды, главное чтобы она стекала по месту обмывания.
Сказали ученые: желательно использовать в гусле не меньше сага, а в омовении не больше мудда.
044-عَنْ مُعَاذَةَ قَالَتْ: قَالَتْ عَائِشَةَ رَضِيَ الله عَنْهَا: كُنْتُ أَغْتَسِلُ أَنَا وَ رَسُولُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ مِنْ إِنَاءٍ وَاحِدٍ بَيْنِي وَ بَيْنَهُ، فَيُبَادِرُنِي، حَتَّى أََقُولَ: دَعْ لِي دَعْ لِي. قَالَتْ: وَ هُمَا جُنُبَانِ. مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ.
440-Передают со слов Муазы что Аиша сказала: я совершала гусль вместе с Посланником Аллаха с одного сосуда (который находился) между мной и между ним, и он опережал меня и я была вынуждена говорить: оставь мне, оставь мне. Она сказала: и они оба были оскверненные [ Бухари (250), Муслим (46, 321). Насаи (239), Ахмад. Хадис 440]
Шарх
В сборнике Бухари хадис приведен не полностью.
В хадисе указание на дозволенность совершения гусля мужчине и женщине из одного сосуда. Привели Тахави, Куртуби и Навави согласие ученых в этом вопросе.
Дозволенность разговаривать во время гусля.
Хорошее отношение Пророка к своим женам и ласковое обращение с ними.
Совершение гусля водой оставшейся после гусля мужчины или женщины:
- Мужчине запрещено использовать воду оставшуюся после гусля женщины. Это мнение Умара ибн Хаттаба, Абдулла ибн Сирджиса, Саида ибн Мусайяба, ибн Хазма.
- Запрещено если использовала отдельно и разрешено если использовали вместе. Это мнение Дауда, Исхака, одно из мнений Ахмада.
- Запрещено использовать воду оставшуюся после гусля осквернения или месячных, в других случаях можно. Это мнение приписывают ибн Умару, Аузаги и Шагби.
- Нельзя и мужчине и женщине использовать воду оставшуюся после гусля, кроме тех случаев когда они черпают воду вместе.
- Нельзя использовать остатки воды мужчины и женщины, даже если они начнут использовать вместе. Приписывается Абу Хурайре. Ахмаду.
- Дозволено мужчине использовать воду оставшуюся после гусля женщины и женщине дозволено водой после мужчины. Это мнение большинства. Более сильное мнение Ахмада, это также мнение Абу Ханифы , Малика и мнение в мазхабе Шафии.
114-عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ الله عَنْهَا قَالَتْ: سُئِلَ رَسُولُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ عَنِ الرَّجُلِ يَجِدُ الْبَلَلَ وَ لاَ يَذْكُرُ احْتِلاَمًا. قَالَ: "يَغْتَسِلُ". وَ عَنِ الرَّجُلِ يَرَى أَنَّهُ قَدِ احْتَلَمَ وَ لاَ يَجِدُ بَلَلاً. قَالَ: "لاَ غُسْلَ عَلَيْهِ". قَالَتْ أُمُّ سُلَيْمٍ: هَلْ عَلَى الْمَرْأَةِ تَرَى ذَلِكَ غُسْلٌ؟ قَالَ: "نَعَمْ، إِنَّ النِّسَاءَ شَقَائِقُ الرِّجَالِ". رَوَاهُ التَّرْمِذِيُّ وَ أَبُو دَاوُد. وَ رَوَى الدَّارِمِيُّ وَ ابْنُ مَاجَةَ إِلَى قَوْلِهِ: "لاَ غُسْلَ عَلَيْهِ".
411-Передают со слов Аишы сказала: Посланник Аллаха был спрошен о мужчине, который увидел выделения но не помнит сна. Он сказал: «Совершает гусль». И о мужчине который видел сон интимного характера, но не увидел выделений. Сказал: «Он не должен совершать гусль». Сказала Умму Сулейм: Должна ли женщина, которая видела тоже самое, совершить гусль. Сказал: «Да, так как женщины подобны мужчинам» [ Тирмизи (113), Абу Дауд (136). Дарими (765), ибн Маджа (612), Ахмад ].
Шарх
- Если в аятах и хадисах говориться мужчины, то женщин это также касается, кроме мест где имеются ввиду только мужчины.
- Если человек проснулся и увидел выделения, если это семя, то он обязан совершить гусль по единогласному мнению ученых. По мнению некоторых табиинов и Абу Ханифы гусль обязан совершить даже если это мази. По мнению большинства ученых гусль в этом случае совершить желательно из-за предосторожности.
- Если человек сон видел, а выделений не было, то гусль не совершается по единогласному мнению ученых.