By Райхан on 15.02.2012
Category: Мишкат аль-Масабих, тахарат

33, Протирание головы

Урок № 33. | Курс: "Мишкат аль-Масабих", «Омовение. Фарзы, сунны».

993-عَنِ الْمُغِيرَةِ بْنِ شُعْبَةَ رَضِيَ الله عَنْهُ قَالَ: إِنَّ النَّبِيَّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ تَوَضَّأَ فَمَسَحَ بِنَاصِيَتِهِ وَ عَلَى الْعِمَامَةِ وَ عَلَى الْخُفَّيْنِ. رَوَاهُ مُسْلِمٌ

399-Передают со слов Мугира ибн Шугба, что он сказал: Пророк , да благословит его и приветствует Аллах , совершил омовение: протер переднюю часть головы, чалму и кожаные носки. [ Муслим , Тирмизи (100), Насаи (107), Ахмад ].

 Мугира ибн Шугба – из племени Сакиф, принял Ислам в год битвы у рва. Первый поход – Худайбия. Был амиром Куфы при Мугавие и умер там.

Имеется множество риваятов у Бухари, Абу Дауда и других, где не упоминается протирание передней части головы, а сказано, что протер чалму и кожаные носки.

 Имеется разногласие по смыслу частицы الباء в слове بالناصية.

 Допольнительная. В этом случае хадис доказательство для ханафитского мазхаба, что фарз протирать четверть головы.

 Частичная. В этом случае хадис доказательство для щафиитского мазхаба, что фарз протирание какой-либо части головы. Это сказал Навави.

  Указание, что нужно протирать волосы головы без преграды.

 Сказали некоторые ханафитские ученые, что Пророк  , да благословит его и приветствует Аллах , протер переднюю часть головы и поправил руками чалму, и сподвижники посчитали, что он протер её.

 Разногласие касающееся протирания чалмы.

  Запрещено. Мнение Абу Ханифы и Малика. Доказательство – аят суры Маида.

 Разрешено протирать только чалму –Абу Бакр, Умар, Анас, Дауд, Табари, Ахмад. Но Ахмад считал, что чалму нужно наматывать будучи с омовением.

 Сказал Шафии, ограничиваться чалмой нельзя. Нужно протереть часть головы и чалму, если её снять трудно. Это является желательным. Также если у него на голове тубетейка.

 Сказал ибн Кайим в «Задуль-магад»: «И протирал только чалму и вместе с передней частью головы. Подтверждено это его словами и приказом в нескольких хадисах».

 Сказал Хаттаби, что те кто разрешил протирать чалму поставили условием трудность снимания чалмы с головы. Так как арабы обматывали всю голову и разматывать её при каждом омовении осложнение.

 Также поставили условием, чтобы она покрывала всю голову или большую часть головы.

 Также из условий чтобы чалма была замотана по мусульмански. Чтобы было под подбородком и чтобы был «хвостик».

 Также поставили условие Сказал ибн Кудама в «Мугни»: разрешено протирать чалму.

 Сказал Мухаммад ибн Хасан в «Муатта», что протирание чалмы аннулировано (мансух). Но на это он не привел доказательства.

 Протирание кожаных носков (الخفان).

 Это разрешено согласно единогласному мнению ученых и хадисы указывающие на это мутаватир. Это приводится от 80 сподвижников.

004-عَنْ عَائشة رَضِيَ الله عَنْها قَالَتْ: كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ يُحِبُّ التَّيَمُّنَ مَا اسْتَطَاعَ فِي شَأْنِهِ كُلِّهِ: فِي

طُهُورِهِ وَ تَرَجُّلِهِ وَ تَنَعُّلِهِ. رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ وَ مُسْلِمٌ

400-Передают со слов Аишы, что она сказала: Пророк , да благословит его и приветствует Аллах , любил все что мог начинать с правой стороны: в очищении, в расчесывании волос, в одевании обуви.[ Бухари (168, 426), Муслим, Абу Дауд (4140), Тирмизи (608), Насаи (122, 421), ибн Маджа (401) ].

 Сунна начинать с правой стороны.

 В омовении: мыть сначала правую руку, затем левую, мыть сначала правую ногу, затем левую.

 В гусле: сначала мыть правую сторону тела, затем левую сторону.

 Начинать расчесывать волосы или бороду с правой стороны головы.

 Одевать сначала правую обувь, затем левую.

104-عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ الله عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ الله: "إِذَا لَبِسْتُمْ وَ إِذَا تَوَضَّأْتُمْ فَابْدَؤُوا بِأَيْمَانِكُمْ". رَوَاهُ أَحْمَدُ وَ أَبُو دَاوُد .

401-Передают что Абу Хурайра сказал, сказал Посланник Аллаха , да благословит его и приветствует Аллах ,: «Когда надеваете одежду, и когда совершаете омовение начинайте с правой стороны» [ Ахмад (158), Абу Дауд (4141)].

 Сунна начинать с правой стороны в следующих делах: надевание одежды, чистке зубов, еде, питье, брать, давать что-либо правой рукой, вход в мечеть с правой ноги. Также подавать что-либо тем кто справа.

 Также подстригать усы, брить голову, брить подмышками и на лобке, подстригать ногти начиная с провой стороны, как сказал ибн Хаджар.

 С левой стороны начинаются дела как, вход в туалет, выход из мечети, сморкание, истинджа, снимание одежды и обуви.

204-عَنْ سَعِيدِ بْنِ زَيْدٍ رَضِيَ الله عَنْهُ قََالَ: قَالَ رَسُولُ الله: "لاَ وُضُوءَ لِمَنْ لَمْ يَذْكُرْ اسْمَ الله عَلَيْهِ". رَوَاهُ التَّرْمِذِيُّ وَ ابْنُ مَاجَة

402-Передают со слов Саида ибн Зейда, что Посланник Аллаха сказал: «Нет омовения у того, кто не упомянул перед ним имя Аллаха» [ Тирмизи (25), ибн Маджа (398) ].

 Саид ибн Зейд ибн Амр из племени Курайш. Один из десяти обрадованных раем еще при жизни. Принял Ислам одним из первых и принимал участие во всех походах Посланника Аллаха , да благословит его и приветствует Аллах , кроме Бадра. Он и Тальха ибн Абдулла были в разведке, следили за караваном. Посланник Аллаха , да благословит его и приветствует Аллах , выделил ему долю трофеев Бадра. Его женой была Фатыма сестра Умара ибн Хаттаба. Умер в Бакыге в 51 году по хиджре, в возрасте семидесяти с лишним лет (73-79).

 لاَ وُضُوءَ - дословно нет омовения.

 Есть два толкования.

  1.   Действие считается недействительным. То есть омовение не действительно у того, кто не произнес имя Аллаха в начале омовения. Это одно из мнений Ахмада. Произнести «бисмиллях» по его мнению обязательно. Если не произнесешь омовение не действительно.Сказал Исхак: если не упомянет имя Аллаха преднамеренно, то омовение будет не действительным. Если забудет произнести, то омовение действительное.
  2.  Действие не полное. То есть омовение не полное, но действительное.По мнению Малика, Шафии и Абу Ханифы призношение «бисмиллях» является сунной. Ибн Хумам из числа ханафитских ученых считал это обязательным. Сказал Шах Валиуллах Дахляви: хадис явяляется указание на то, что бисмиллях условие действительности омовения или рукн (фарз).

 Приводится хадис: «Тот кто совершил омовение и произнес имя Аллаха это стало очищением всего тела, а тот кто совершил омовение и не произнес имя Аллаха, это стало очищение для мест, которые моются в омовении» Даракутни и Байхакый со слов ибн Умара. В цепочке имеется очень слабый передатчик, который придумывал хадисы.

 Передал Анас, что Посланник Аллаха сказал: «Совершайте омовение, произнеся в начале имя Аллаха» [ Насаи, 78; ибн Хузайма, 144) ].

304-و رَوَاهُ أَحْمَدُ وَ أَبُو دَاوُد عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ

403-А также хадис привели Ахмад и Абу Дауд (101), ибн Маджа (399).

404-وَ الدَّارِمِيُّ عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ عَنْ أَبِيهِ، وَ زَادُوا فِي أَوَّلِهِ: "لاَ صَلاَةَ لِمَنْ لاَ وُضُوءَ لَهُ"

404-А также Дарими (691) со слов отца Абу Саида Худри, и добавили в начале хадиса: «Нет намаза у кого нет омовения».

Правильнее со слов Абу Саида Худри, а не от его отца. Это ошибка.

Leave Comments