By Райхан on 13.12.2011
Category: Мишкат аль-Масабих, тахарат

25, Виды омовения

Урок № 25. | Курс: "Мишкат аль-Масабих", «Омовение: фарзы и сунны».

Сивак имеет два значения.

Сивак является одной из сунн в омовение. И после этой главы идет глава «Сунны омовения». Поэтому вначале затронем некоторые вопросы связанные с омовением.

Виды омовения

Фарз (обязательное):

Ваджиб (обязательное).
Перед совершением обхода (тавафа) Каабы. Обход Каабы приравнен к намазу. Посланник Аллаха, да благословите его Аллах и приветствует, сказал: «Обход вокруг Каабы подобен намазу, но в нем разрешено разговаривать. Тот же, кто будет разговаривать во время обхода, пусть говорит только благое» (Тирмизи, Насаи, Хаким). Некоторые ученые (как ханафитские) делят обязательные действия на фарз и ваджиб, некоторые другие не делят, у них фарз и ваджиб это одно и то же.

Желательное.

  1.  Для поминания имени Аллаха. Приводится со слов Мухаджира ибн Кунфуза, что он пришёл к Посланнику Аллаха , справляющему малую нужду, и поприветствовал его. Но Посланник Аллаха, да благословите его Аллах и приветствует, не ответил ему до тех пор пока не совершил омовение. Затем он объяснил причину этого, сказав: «Я не пожелал поминать имя Аллаха будучи без омовения» [ Абу Дауд, 17].
  2.  Перед тем, как лечь спать. Передал Бара ибн 'Азиб, что Посланник Аллаха, да благословите его Аллах и приветствует, сказал ему: «О такой-то, когда захочешь лечь в постель, соверши такое же омовение, какое совершаешь перед намазом, ляг на правый бок и скажи...» [ Бухари, Муслим ].
  3.  Перед повторным половым актом. Приводится со слов Абу Са'да Худри, что Посланник Аллаха, да благословите его Аллах и приветствует, сказал: «Если один из вас захочет совершить повторный половой акт, пусть совершит перед этим омовение» [ Муслим ].
  4.  Перед совершеним гусля.
  5.  Осквернённому, если захочет поесть или лечь спать. Приводится в сборниках Бухари и Муслима, что Посланник Аллаха, да благословите его Аллах и приветствует, если хотел поесть или лечь спать совершал омовение. Абдулла ибн Аби Кайс спросил 'Аишу, о сне Посланника Аллаха в состоянии осквернения? Она сказала: «Он совершал по-разному. Иногда совершал гусль, прежде чем лечь спать, иногда – омовение» [ Муслим].

Приводится, что если ибн 'Умар хотел поесть или попить или лечь спать, то перед этим совершал омовение ('Абдураззак, 1080).

  1.  Перед каждым намазом. Приводится со слов Бурайды, что Посланник Аллаха, да благословите его Аллах и приветствует, совершал омовение перед каждым намазом. Но в день завоевания Мекки он совершил омовение, в котором протёр кожаные носки и совершил с этим омовением несколько намазов. Умар сказал ему: "О Посланник Аллаха, да благословите его Аллах и приветствует, ты совершил то что не совершал до этого!". На что Посланник Аллаха, да благословите его Аллах и приветствует, ответил: «Да Умар, я совершил это преднамеренно» [ Муслим, Ахмад ].

Условия действительности омовения.

  1.  Совершение омовения чистой водой или чистой землёй при отсутствии воды. (Что считается чистой водой и как очищаться землёй будет рассмотрено дальше).
  2.  Удаление с кожи всего, что препятствует доступу воды к коже (краска, воск, лак для ногтей, застывший жир, клей и др.). Оставшиеся на коже незначительные пятна и трудноудаляемые вещества не препятствуют действительности омовения. Вещества, попавшие на кожу и не препятствующие доступу воды к коже удалять не нужно. Например: паста авторучки, крем, хна и др.
  3.  Процесс осквернения должен быть прекращен. То есть омовение будет недействительным, если у человек в его процессе будет выделяться моча, кровь месячных или выходить газ. Исключением являются люди, страдающие хроническими заболеваниями. Также приводятся такие условия, как ислам, быть половозрелым, быть разумным. Это общие условия для большинства поклонений.

Фарзы омовения.


В ханафитском мазхабе их четыре:

  1.  мыть лицо.
  2.  мыть руки до локтей (включительно).
  3.  протереть четверть головы.
  4.  мыть ступни до щиколоток (включительно).

Это упомянуто в словах Всевышнего: «О те, которые уверовали, если хотите встать на намаз, то мойте ваши лица и руки до локтей и протирайте ваши головы и (мойте) ноги до щиколоток» (Маида, 6).

В шафиитском мазхабе фарзов шесть:

  1.  Намерение.
  2.  Мыть лицо.
  3.  Мыть руки до локтей (включительно).
  4.  Протереть часть головы.
  5.  мыть ступни до щиколоток (включительно).
  6.  соблюдение порядка между четырьмя фарзами.

В мазхабе малики фарзов семь. В мазхабе ханбали шесть.

  1. غَسْلُ الْوَجْهِ Мыть лицо один раз. Мыть – значит поливать водой место и проводить по ней рукой так, чтобы вода стекала и капала с этого места (хотя бы одна капля или две). В аяте используется слово «غَسَلَ», означающее мыть.

  2. Границы лица.

    От границы волос и до подбородка. А в ширину – все, что находится между мочками ушей.

  3. غَسْلُ الْيَدَيْنِ مَعَ الْمِرْفَقَيْنِ Мыть руки до локтей, включительно. Руки нужно мыть, начиная от кончиков пальцев и до локтя включительно. Ученые четырех мазхабов считают, что локоть мыть обязательно.
  4. مَسْحُ الرَّأْسِ Протереть голову.
    • В ханафитском мазхабе протереть четверть головы.
    • В шафиитском мазхабе просто протереть.
    • В маликитском и ханбалитском мазхабах протереть всю голову.
  5. غَسْلُ الرِّجْلَيْنِ مَعَ الْكَعْبَيْنِ Мыть ноги до щиколоток, включительно.Щиколотки это выступающие кости на границе ступни и голени.
  6.  Намерение. В ханафитском мазхабе является сунной. В шафиитском и маликитском мазхабах фарзом. В ханбалитском мазхабе условием (шарт).
  7. Соблюдение порядка. В ханафитском мазхабе сунна. В шафиитском и ханбалитском мазхабах фарз.
Leave Comments