By Райхан on 30.11.2011
Category: Мишкат аль-Масабих, тахарат

23, Справление нужды стоя

Урок № 23. | Курс: "Мишкат аль-Масабих", глава "Адабы туалета"

563-وَ عَنْ عائشة رَضِيَ الله عَنْهُا، قَالَتْ: مَنْ حَدَّثَكُمْ أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّي الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ كَانَ يَبُولُ قَائِمًا فَلاَ تُصَدِّقُوهُ، مَا كَانَ يَبُولُ إِلاَّ قَاعِدًا.

رَوَاهُ أَحْمَدُ وَ التِّرْمِذِيُّ وَ النَّسَائِيُّ.

365 - Передают со слов Аишы, сказала: Если кто-нибудь расскажет вам, что Пророк справлял малую нужду стоя, не верьте ему. Он справлял нужду только сидя [ Ахмад, Тирмизи (12) и Насаи (29).Хадис также привел ибн Маджа (307) ].

Хадис достоверный. Хадис указывает на то, что Посланник Аллаха, да благословите его Аллах и приветствует, справлял малую нужду сидя.Этот хадис не противоречит хадису Хузайфы. Так как Аиша сказала, то что знала, а Хузайфа рассказал, то что видел.Мужчины справляют малую нужду сидя. В некоторых случаях разрешено стоя, если одежда останется чистой.

663-وَ عَنْ زَيْدِ بْنِ حَارِثَةَ رَضِي الله عَنْهُ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ: أَنَّ جِبْرِيلَ أَتَاهُ فِي أَوَّلِ مَا أُوحِيَ إِلَيْهِ، فَعَلَّمَهُ الْوُضُوءَ وَ الصَّلاَةَ، فَلَمَّا فَرَغَ مِنَ الْوُضُوءِ أَخَذَ غُرْفَةً مِنَ الْمَاءِ فَنَضَحَ بِهَا فَرْجَهُ .

رَوَاهُ الدَّارَقُطْنِيُّ وَ أَحْمَدُ.

366 - Передают со слов Зайда ибн Хариса, слов Пророка, что Джибриль пришел к нему в начале ниспослания откровений и научил его омовению и намазу. И когда он совершил омовение, взял пригоршню воды и побрызгал ей половой орган [ Даракутни, Ахмад, а также ибн Маджа (462) Хадис хасан ].

Желательно побрызгать половой орган и нижнее белье небольшим количеством воды, для предот-вращения сомнений.
Передатчик хадиса
Зайд ибн Хариса, волноотпущенник Посланника Аллаха. В джахилии считался его сыном и был моложе его на 10 или 20 лет. Был женат на Умму Айман, у них родился сын Усама. Единственный сподвижник чье имя упоминается в Коране (сура «Ахзаб» - 37).
Был убит в битве при Мута, являлся главой войска в 8 году хиджры в возрасте 55 лет.

763-وَ عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ الله عَنْهُ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ: "جَاءَنِي جِبْرِيلُ فَقَالَ: يَا مُحَمَّدُ! إِذَا تَوَضَّأْتَ فَانْتَضِحْ".

رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَ قَالَ: هَذَا حَدِيثٌ غَرِيبٌ. وَ سَمِعْتُ مُحَمَّدًا – يَعْنِي الْبُخَارِيَّ – يَقُولُ: الْحَسَنُ بْنُ عَلِيٍّ الْهَاشِمِيُّ الرَّاوِي مُنْكَرُ الْحَدِيثِ.

367 – Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословите его Аллах и приветствует, сказал: «Ко мне пришел Джибриль и сказал: Мухаммад, когда совершишь омовение, обрызгай (половой орган) водой». Тирмизи (50) и сказал: хадис гариб. Я слышал, как Мухаммад – имеется ввиду Бухари - сказал: Хасан ибн Али Хашими, передатчик хадиса, его хадисы мункар. [Хадис также привел ибн Маджа (463) ].

Хадис слабый, но он усиливается другими хадисами на данную тему.Разошлись мнения ученых по поводу смысла данного хадиса. Сказал Мубаракфури в шарх Тирмизи: более правильно, что в хадисе имеется ввиду брызгание одежды водой после омовения.Это для предотвращения сомнений.

863-وَ َنْ عَائِشَةَ رَضِيَ الله عَنْهَا، قَالَتْ: بَالَ رَسُولُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ فَقَامَ عُمَرُ خَلْفَهُ بِكُوزٍ مِنْ مَاءٍ، فَقَالَ: "مَا هَذَا يَا عُمَرُ؟". قَالَ: مَاءٌ تَتَوَضَّأُ بِهِ. قَالَ: "مَا أُمِرْتُ كُلَّمَا بُلْتُ أَنْ أَتَوَضَّأَ، وَ لَوْ فَعَلْتُ لَكَانَتْ سُنَّةً".

رَوَاهُ أَبُو دَاوُد وَ ابْنُ مَاجَهع

368 - Передают со слов Аишы, сказала: Посланник Аллаха, да благословите его Аллах и приветствует, справлял малую нужду и Умар встал за ним с сосудом воды. Он сказал ему: «Умар что это?». (Умар) сказал: вода для совершения омовения. Сказал (Пророк): «Мне не было приказано совершать омовение, каждый раз после справления малой нужды. Если бы я так сделал, это стало бы сунной» [ Абу Дауд (42). Ибн Маджа (327), Ахмад.Иснад хадиса слабый ].
Приводится в сборнике Абу Дауда (3760), со слов ибн Аббаса, что Посланник Аллаха, да благословите его Аллах и приветствует, вышел из туалета и ему принесли еду. Ему сказали: не принести ли воды? Он сказал: «Мне было приказано совершать омовение когда я встаю на намаз». Этот хадис сахих.

Совершение омовения сразу после его нарушения является желательным.

963-عَنْ أَبِي أَيُّوبَ، وَ جَابِرٍ وَ أَنَسٍ، أَنَّ هَذِهِ الآيَةَ لَمَّا نَزَلَتْ: {فِيهِ رِجَالٌ يُحِبُّونَ أَنْ يَتَطَهَّرُوا وَ الله يُحِبُّ الْمُتَطَهِّرِينَ} قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ: "يَا مَعْشَرَ الأَنْصَارِ! إِنَّ الله قَدْ أَثْنَى عَلَيْكُمْ فِي الطُّهُورِ، فَمَا طُهُورُكُمْ؟"

قَالُوا: نَتَوَضَّأُ لِلصَّلاَةِ، وَ نَغْتَسِلُ مِنَ الْجَنَابَةِ، وَ نَسْتَنْجِي بِالْمَاءِ. قَالََ: "فَهُوَ ذَاكَ، فَعَلَيْكُمُوهُ".

رَوَاهُ ابْنُ مَاجَه.

369 - Передают со слов Абу Аюба, Джабира и Анаса, когда был ниспослан аят: «В ней люди, которые любят очищаться, а Аллах любит очищающихся» Посланник Аллаха, да благословите его Аллах и приветствует, сказал: «О ансары, Аллах похвалил вас за очищение, как вы очищаетесь?». Они сказали: совершаем омовения для намаза, совершаем гусль и подмывается водой. Сказал: «Вот за это, придерживайтесь этого» [ Ибн Маджа (355).Иснад хадиса слабый.Абу Дауд (44) сахих ].

Передают со слов Абу Хурайры, что что этот аят был ниспослан о жителях Куба «В ней люди, которые любят очищаться». Сказал: они использовали воду во время истинджа, и поэтому этот аят был ниспослан о них.Слова «в ней» имеется ввиду или мечеть Куба или мечеть Пророка.Аят в суре «Тауба» 109.

073-عَنْ سَلْمَانَ، قَالَ: قَالَ بَعْضُ الْمُشْرِكِينَ، وَ هُوَ يَسْتَهْزِئُ: إِنِّي لأَرَى صَاحِبَكُمْ يُعَلَّمُكُمْ حَتَّى الْخِرَاءَةَ. قُلْتُ: أَجَلْ. أَمَرَنَا أَنْ لاَ نَسْتَقْبِلَ الْقِبْلَةَ وَ لاَ نَسْتَنْجِيَ بِأَيْمَانِنَا، وَ لاَ نَكْتَفِيَ بِدُونِ ثَلاَثَةِ أَحْجَارٍ لَيْسَ فِيهَا

رَجِيعٌ وَ لاَ عَظْمٌ.

رَوَاهُ مُسْلِمٌ وَ أَحْمَدُ وَ اللَّفْظُ لَهُ.

370 - Передают со слов Сальмана, сказал: сказал один из многобожников, надсмехаясь: я вижу, что ваш товарищ учат вас (всему), даже справлению нужды. Сказал (Сальман): «Да! Он приказал нам не поворачиваться лицом в сторону кыблы, не использовать правую руку во время истинджа, не ограничивать камнями меньше трех, среди которых нет ни костей, ни сухого помета» [ Муслим, Ахмад, ибн Маджа (316)].

В хадисе упоминаются следующие действия:

Все это уже было пройдено в предыдущих хадисах.

Просмотреть запись этого урока:

Leave Comments