Урок № 12. | "Мишкат аль-Масабих", "Действия нарушающие омовение"
013-عَنْ أبي هريرة رضي الله عنه قَالَ: قال رسول الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ: "لاَ وُضُوءَ إِلاَّ مِنْ صَوْتٍ أَوْ رِيحٍ" رَوَاهُ أَحْمَدُ وَالتَّرْمِذِيَّ
310 - Передают со слов Абу Хурайры, который сказал: сказал Посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует:«Не (совершается) омовение, кроме как (при услышанном) звуке или (после почувствованного) запаха» [ Ахмад, Тирмизи (74) и сказал хасан сахих, ибн Маджа (515) ].
Сказал Мубаракфури: «То есть не становиться омовение обязательным пока не будет услышан звук или почувствован запах». Хадис не указывает на то, что омовение нарушается только в этих случаях. Этот хадис связан с хадисом сомнений. То есть омовение не нарушается из-за появившегося сомнения, а нарушается только при наличии уверенности.
Шарх
Сказал Синди в шарх ибн Маджа: «То есть от уверенного нарушения омовения, а не от сомнительного. В этом случае нет ничего неясного в ограничении».
Ибн Маджа привел другой риваят данного хадиса (516). Мухаммад ибн Амр увидел Саибя ибн Язида нюхающим свою одежду и спросил причину этого. Саиб ответил, что он слышал Пророка сказавшего: «Нет омовения...». Имеется разногласие по поводу достоверности.
113-وَ عَنْ على رَضِيَ الله عَنْهُ قَالَ: سَأَلْتُ رَسُولَ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ عَنِ الْمَذْيِ فَقَالَ: مِنَ الْمَذْيِ الْوُضُوءُ وَ مِنَ الْمَنِيِّ الْغُسْلُ. رَوَاهُ الترمذي
311- Передают со слов Али, что он сказал: я спросил Посланника Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует о мази и он сказал: «(Выход) мази (обязывает совершение) омовения, а (выход) семени (обязывает совершение) гусля» [ Тирмизи (114), ибн Маджа (504), Ахмад].
Шарх
Выход мази нарушает омовение.
المذي - Мази – это бесцветная, липкая жидкость, выделяющаяся при воз-буждении.
Положение мази уже разбиралось в хадисе Али (номер 302). Там было сказано, что Али стеснялся спросить сам и попросил Микдада в версиях Бухари и Муслима, или Аммара в версии Насаи. Имеется ввиду попросил, чтобы спросили об этом.
الْمَنِيُّ - Мани (семенная жидкость).Её выход нарушает гусль. Отличие от мази:
- Выходит при возбуждение и человек чувствует расслабленность.
- Имеет специфический запах.
- Выходит с напором, несколько раз.
- Сказал Тирмизи: «Это мнение большого количества ученых из сподвижников, и табиин. Это мнение Суфьяна, Щафии, Ахмада Исхака». Сказал ибн Хаджар: иджма ученых.
- Посланник Аллаха – да благословит Его Аллах и приветствует часто отвечая на вопрос, добавлял некоторые знания.
- Здесь было спрошено только о мази.
- В другом хадисе спросили, можно ли совершать омовение морской водой, он ответил на вопрос и добавил, что мертвые морские животные халяль.
213-و عَنْهُ قال: قال رسول الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ "مِفْتَاحُ الصَّلاَةِ الطُّهُورُ، وَ تَحْرِيمُهَا التَّكْبِيرَ، وَ تَحْلِيلُهَا التَّسْلِيمُ". رَوَاهُ أَبُو دَاوُد وَ التِّرْمِذِيُّ وَ الدَّارِمِيُّ
312 – Передают со слов Али, что Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, сказал: «Ключ к намазу – чистота, запрещающее (все мирское) такбир, разрешающее – приветствие (салям)» [Абу Дауд (61), Тирмизи (3), Дарими (628), Ахмад. Сказал Тирмизи: этот хадис самое достоверное в этом вопросе].
Шарах
Начало хадиса было в хадисе № 294.
Произношение такбира (الله أكبر) вводит человека в намаз.
Мазхаб ханафи – условие или фарз (рукн).
Мазхаб шафии – рукн (столп).
Приветствие (салям): мазхаб ханафи – ваджиб, мазхаб шафии – первый салям рукн.
313-وَ رَوَاهُ ابْنُ مَاجَه عَنْهُ وَ عَنْ أَبِي سَعِيدٍ
[Его привел ибн Маджа со слов Али (275) и со слов Абу Саида Худри (276)].
413-وَ عَنْ عَلِيِّ بْنِ طَلْقٍ رَضِيَ الله قَالَ: قَالَ رَسُولِ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ:
"إِذَا فَسَا أَحَدُكُمْ فَلْيَتَوَضَّأْ وَ لاَ تَأْتُوا النِّسَاءَ فِي أَعْجَازِهِنّ". رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وِأَبُو دَاوُد.
314 - Передают со слов Али ибн Талка, что Посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, сказал: «Если у одного из вас выйдут кишечные газы, то пусть он совершит омовение. И не совершайте с женщинами близости сзади (анальный секс)» [ Тирмизи (1164, 1166), Абу Дауд (205, 1005). Сказал Тирмизи – хадис хасан. Сказал Альбани – слабый ].
Это риваят Тирмизи.
В сборнике Абу Дауда приводиться другой риваят данного хадиса. Приводится со слов Али ибн Талька, что Посланник Аллаха сказал: «Если у одного из вас во время намаза тихо выйдут кишечные газы, пусть он уйдет, совершит омовение и совершит намаз заново».
Шарх
- Приводится в сборнике Тирмизи (1164) со слов Али ибн Талька, что к Посланнику Аллаха пришел бедуин и сказал: о Посланник Аллаха, один из нас бывает в пустыне и него немного выходят газы, и воды бывает немного? Посланник Аллаха сказал: «Если у одного из вас........ Поистине Аллах не стесняется истины». Сказал Тирмизи, хасан. Сказал ибн Хиббан, сахих, сказал Альбани – слабый.
- Выход кишечных газов нарушает омовение, независимо от того, много из вышло или мало, со звуком это было или без звука.
- Если это произошло в намазе, разошлись мнения ученых:
- По одному из мнений Шафии, намаз нарушается его нужно совершить снова.
- По мнению Малика, Абу Ханифы и второму мнению Шафии, можно продолжить намаз. Их довод хадис Аишы, что Посланник Аллаха сказал: «Тот, кого постигла рвота, или кровотечение из носа, или отрыжка, или мази, пусть уйдет и совершит омовение, затем продолжит намаз, если он не разговаривал» [Ибн Маджа (1221). Сказали Ахмад и Альбани хадис слабый (мурсаль)].
- Запрет анального секса (большой грех).
- Приводится в сборнике Тирмизи (1165) со слов ибн Аббаса, что Посланник Аллаха сказал: «Аллах не смотрит на человека имеющего связь с мужчиной или имеющего связь с женщиной в задний проход». Также Посланник Аллаха проклял совершающего это [Абу Дауд, (2162)]. Имеется множество хадисов запрещающих это действие.
Просмотреть запись этого урока: