Урок № 95 | Курс: "Мишкат аль-Масабих", глава "Истихада"
855– عَنْ عُرْوَةَ بْن الزُّبَيْرِ، عَنْ فَاطِمَةَ بِنْتِ أَبِي جُبَيْشٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا، أَنَّهَا كَانَتْ تُسْتَحَاضُ، فَقَالَ لَهَا النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: "إِذَا كَانَ دَمُ الْحَيْضِ فَإِنَّهُ دَمٌ أَسْوَدُ يُعْرَفُ، فَإِذَا كَانَ ذَلِكِ، فَأَمْسِكِي عَنِ الصَّلاَةِ، فَإِذَا كَانَ الْآخَرُ، فَتَوَضَّئِي وَصَلِّي، فَإِنِّمَا هُوَ عِرْقٌ " رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ، وَ النَّسَائِيُّ.
558 – Передают со слов Урва ибн Зубейра, что у Фатимы бинт Абу Хубейш были хронические женские кровотечения и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и сказал ей: «Если выделяется кровь месячных, то она темно красная, известная. Если будет так, то воздержись от совершения намаза. Если будет другая кровь, то совершай омовение и совершай намаз, так как это кровотечение из вены». Абу Дауд (286), Насаи (362).
Урва ибн Зубейр ибн Аввам – из числа старших табиинов. Является одним из семи ученых фикха в Медине.
- Урва ибн Зубейр;
- Саид ибн Мусайяб;
- Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр;
- Хариджа ибн Зейд ибн Сабит;
- Убейдулла ибн Абдулла ибн Утба;
- Абу Бакр ибн Абдурахман ибн Харис ибн Хишам ибн Мугира;
- Сулейман ибн Ясар вольноотпущенник Маймуны бинт Харис.
«то она темно красная» – это в основном так, но кровь может быть и другого цвета, особенно в начале или в конце месячных.
Разногласие ученых в том должна ли женщина совершать омовения из-за выхода крови во время истихады.
- Она обязана совершать омовение в начале времени каждого намаза. Это мнение ученых ханафитского и ханбалитского мазхабов.
- Она обязана совершать омовение перед совершением фарда, вовремя или возмещаемого. А дополнительные намазы (нафль) совершает с омовением для фарза. Это мнение ученых шафиитского мазхаба.
- Выход крови во время истихады не нарушает омовение. Совершение омовения желательно, а не обязательно. Это мнение ученых маликитского мазхаба.
- Омовение обязательно для каждого намаза и фарза и сунны.Это мнение ибн Хазма.
Доводы ученых придерживающихся первого мнения.
Ученые ханафитского и ханбалитского мазхабов хадисы где сказано совершать омовение перед каждым намазом поняли, как в начале времени этого намаза. И сказали, что в Коране и сунне часто говорится намаз, а имеется ввиду время намаза.
Слова Всевышнего:
«Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях (ангелах).
»
аль-Исра-Ночной перенос, 17:78
«до наступления ночного мрака» – до времени наступления ночного мрака.
Хадис со слов Джабира ибн Абдулла, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «и была сделана для меня земля мечетью и очищающей. И если кого-либо застигнет намаз, то пусть совершит его»
[Бухари, 335; Муслим, 521].
«застигнет намаз» - то есть застигнет время намаза.
Доводы ученых придерживающихся второго мнения.
Хадис Аишы, да будет доволен ею Аллах, о истихаде Фатыми бинт Абу Хубейш, которая сказала
«О Посланник Аллаха! У меня хронические женские кровотечения, от которых я никогда не очищаюсь. Должна ли я прекратить совершать намаз?» Он сказал: «Нет. Это не менструация, а кровотечение из вены. Когда у тебя начнется менструация, то воздержись от совершения намаза, а когда она прекратится, то смывай кровь, а затем совершай намаз».
Сказал Хишам ибн Урва: мой отец сказал: «Затем совершай омовение перед каждым намазом, когда наступает его время» [Бухари, 228].
Все разногласие ученых из-за этого предложения. Являются ли они словами Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, или это слова сподвижника?
- Другой риваят хадиса Фатимы, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «затем соверши гусль и совершай омовение перед каждым намазом.Затем совершай намаз даже если кровь будет капать на циновку» [Ахмад]. (В хадисе есть слабость).
- Приводится еще несколько риваятов, в каждом из которых есть слабость. Но если объединить все версии, то хадис может подняться до степени хасан.
Доводы ученых придерживающихся третьего мнения (на каждый фарз).
Ученые шафиитского мазхаба хадисы в которых приказано совершать намаз отнесли к обязательным (фарз) намазам.
Доводы ученых, придерживающихся четвертого мнения (омовение желательно).
Если кровь истихады не нарушает омовение в промежутке между его совершением и намазом, значит она не обязывает совершать омовение и считается желательной.Кровь из вены не нарушает омовение вообще.
Аллах взыскивает человека только за то, что он совершил сам. Если же кровь выходит сама, то она не нарушает омовение.
Обязана ли женщина у которой истихада мыть половой орган перед каждым омовением?
Ученые ханафитского мазхаба не упомянули об этом. Так как, по их мнению истинджа является сунной. Если же наджиса стало много, то истинджа считается ваджибом.
По мнению ученых шафитского и ханбалитского мазхабов она обязана (фарз) мыть половой орган.
Но имеется разногласие один раз или перед каждым намазом.
Сказал Навави в толковании «Сахих Муслима»: «Что касается мытья полового органа и вставления материала (повязки), то нужно смотреть: если повязка сдвинулась или на ней появилась кровь, то необходимо её сменить. А если она осталась на своем месте и кровь не появилась, то есть два мнения. Самое сильное из них что она обязана её сменить, так как она обязана совершить омовение».
Ученые ханбалитского мазхаба считают, что она не обязана делать это перед каждым намазом, если только в этом будет необходимость.