Урок № 94 | Курс: "Мишкат аль-Масабих", глава "Истихада"
Определение истихады(الاسْتِحَاضَة).
- Ханафитский мазхаб. Сказал Айни: это то, что меньше минимальных месячных или то, что превышает максимальные месячные. Сказано в «Ихтияре»: истихада – это кровь выходящая из полового органа, а не из матки.
- Маликитский мазхаб. Сказал ибн Рушд: это то, что превышает кровь месячных и нифаса, это болезненная кровь.
- Шафиитский мазхаб. Сказано в «Мугни мухтадж»: истихада – это кровь из-за болезни, которая выходит из вены, которая называется العاذل«азиль». И нет разницы выходит она после месячных или в другое время.
- Ханбалитский мазхаб. Сказано в «Кашшаф каннаг»: выход крови не в своё время из-за болезни из вены в матке, которая называется «азиль».
Сказано в «Лисануль-араб»: истихада – это постоянное выделение крови у женщины после прошествии дней обычных месячных.
Определение медиков: это каждая кровь выходящая по причине болезни.
О том, что истихада – это постоянное выделение крови приходит в хадисе Аишы, да будет доволен ею Аллах, в истории Фатымы бинт Абу Хубейш: «Я женщина у которой постоянно идет кровь и я не очищаюсь».
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что это кровь из вены.
Ибн Аббас в достоверном сообщении эту вену назвал «азиль».
755 – عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا، قَالَتْ: جَاءَتْ فَاطِمَةُ بِنْتُ أَبِي حُبَيْشٍ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَتْ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، إِنِّي امْرَأَةٌ أُسْتَحَاضُ، فَلاَ أَطْهُرُ، أَفَأَدَعُ الصَّلَاةَ؟ فَقَالَ: "لاَ، إِنَّمَا ذَلِكِ عِرْقٌ وَلَيْسَ بِحَيْضٍ، فَإِذَا أَقْبَلَتْ حَيْضَتُكِ فَدَعِي الصَّلاَةَ، وَإِذَا أَدْبَرَتْ فَاغْسِلِي عَنْكِ الدَّمَ، ثُمَّ صَلِّي" مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ.
557 – Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Фатима бинт Абу Хубейш пришла к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказала:
«О Посланник Аллаха! У меня хронические женские кровотечения, от которых я никогда не очищаюсь. Должна ли я прекратить совершать намаз?» Он сказал: «Нет. Это не менструация, а кровотечение из вены. Когда у тебя начнется менструация, то воздержись от совершения намаза, а когда она прекратится, то смывай кровь, а затем совершай намаз». [Бухари (228), Муслим, Абу Дауд (282), Тирмизи (125), Насаи (359), ибн Маджа (621), Ахмад.]
Фатима бинт Абу Хубейш – сподвижница из числа переселившихся из Мекки в Медину. Передала хадис истихады. Её отец ибн Абдульмутталиб ибн Асад ибн Абду узза ибн Кусай ибн Киляб.
أُسْتَحَاضُ - у меня постоянное кровотечение. Здесь имеется ввиду языковое значение, а не шариатское.
فَلاَ أَطْهُرُ - я не очищаюсь. То есть кровь выходит постоянно. И она была убеждена, что женщина очищается от менструации при завершении выхода крови.
Должна ли я прекратить совершать намаз? – То есть считать ли мне эти дни днями месячных. Она знала, что в эти дни намаз читать нельзя и подумала, что любое выделение крови также препятствует совершению намаза.
عِرْق – кровеносный сосуд, вена. То есть это кровь из вены. Это означает, что это не месячные.
Ученые ханафитского мазхаба извлекли из этих слов, что выход крови нарушает омовение.
то смывай кровь – имеется ввиду соверши гусль, как это приведено в одной из риваятов в сборнике Бухари.
- Если у женщины постоянное кровотечение, то с началом месячных она перестает совершать намаз и поститься, а когда дни месячных завершаться совершает гусль и совершает омовение перед каждым намазом или при наступлении времени намаза.
- Разошлись мнения ученых в том, как определить месячные в этом случае.Некоторые ученые сказали, что она смотрит на срок её обычных месячных и определяет по ним.Другие сказали, что она должна различать между кровью месячных и кровью истихады.
- Нет сомнения что между кровью месячных и кровью истихады есть различие, так как шариат разделил их положения.Уже было сказано, что истихада это венозная кровь и что это неестественно.А месячные это врожденное качество, указывающее на то, что женщина здорова и не беременна.
Первое различие: цвет. Кровь месячных черноватая, темно-красная, а кровь истихады красная, желтоватая.В «Сахихе» Бухари (2037) приводится хадис со слов Аишы,да будет доволен ею Аллах, которая сказала: с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершала игтикаф одна из его жен, у которой была истихада. Она выдела выделения красного и желтого цвета и возможно мы ставили под неё таз, когда она совершали намаз.
Ибн Раджаб в толковании Бухари сказал: хадис Аишы, да будет доволен ею Аллах, указывает на то, что кровь истихады отличается от крови месячных цветом и желтизной.
Также передается со слов Анаса ибн Сирана, что у женщины из семейства Анаса началось хроническое кровотечение и ему сказали спросить об этом.
И он спросил ибн Аббаса, который сказал: Если она увидит темно красную кровь пусть не совершает намаз, если она очистится, даже на короткое время днем пусть совершает гусль и читает намаз. [Ибн Абу Шейба, 1367].
Второе различие. Менструальная кровь густая, а кровь истихады – жидкая.
Это приводится со слов Шафии. И это подтверждается медециной.
И на это нет доказательства в хадисах.
Третье различие. Запах. Запах менструальной крови неприятный, а кровь истихады без запаха.
Это приводится со слов Шафии.
Четвертое различие. Свертываемость. Менструальная кровь не свертывается, а кровь истихады свертывается, так как это венозная кровь.
В хадисах со слов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует приводится указание только на первое различие – цвет.